г. Саратов |
Дело N А12-14196/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 января 2009 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никитина А.Ю.,
судей Агибаловой Г.И., Клочковой Н.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Царук М.А.
при участии в заседании:
от заявителя - не явились, извещены надлежащим образом,
от ответчика - не явились, извещены надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Киквидзенского муниципального района Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07 октября 2008 года по делу N А12-14196/08-С6, судья Наумова М.Ю.,
по заявлению исполняющего обязанности прокурора Волгоградской области, г. Волгоград
к Администрации Киквидзенского муниципального района Волгоградской области, ст. Преображенская Киквидзенского района Волгоградской области,
Администрации Преображенского сельского поселения Киквидзенского района Волгоградской области, ст. Преображенская Киквидзенского района Волгоградской области,
о признании недействительным в части соглашения о передаче Преображенскому сельского поселения Киквидзенского муниципального района части полномочий Киквидзенского муниципального района от 25.10.2007 года.
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности прокурора Волгоградской области обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным п. 1.5 ст.1 соглашения о передаче Преображенскому сельского поселения Киквидзенского муниципального района части полномочий Киквидзенского муниципального района от 25.10.2007 года.
Решением суда 1 инстанции исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Администрация Киквидзенского муниципального района с решением не согласилась и подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда 1 инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В апелляционной жалобе истец указывает на возможность передачи полномочий Администрации Преображенского сельского поселения по оспариваемому прокурором пункту соглашения от 25.10.07.
Лица, участвующие в деле, о дне и времени рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены надлежащим образом.
В судебное заседание представители сторон не явились.
Отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 25.10.2007 г. между главами Киквидзенского муниципального района Волгоградской области и Преображенского сельского поселения Киквидзенского муниципального района заключено соглашение о передаче части полномочий.
В соответствии с п. 1.4. ст. 1 указанного соглашения Киквидзенский муниципальный район передаёт, а Преображенское сельское поселение принимает к исполнению полномочия Киквидзенского муниципального района, предусмотренные ст. 15 ФЗ от 6.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по предоставлению земельных участков в аренду гражданам для индивидуального жилищного строительства и для ведения личного подсобного хозяйства с правом заключения договоров аренды.
Суд первой инстанции посчитал, что данный пункт соглашения от 25.10.2007 г. не соответствует требованиям закона и является недействительным в соответствии со ст. 168 ГК РФ как не соответствующий Федеральному закону N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральному закону N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Данные выводы суда следует признать правомерными исходя из следующего.
В соответствии с абз. 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Данные полномочия не отнесены к вопросам местного значения муниципального района, предусмотренным ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона N 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
В соответствии с ч. 2 той же статьи наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Согласно п. 3 той же статьи отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что муниципальные районы, наделенные федеральным законом отдельным государственным полномочием по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, не могут передавать данное полномочие органам местного самоуправления городских и сельских поселений.
В ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлен перечень вопросов местного значения муниципального района, в котором вопросы: распоряжения земельными участками не значатся.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Следовательно, муниципальные районы, наделённые Федеральным законом отдельными государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, не могут передавать данные полномочия органам местного самоуправления городских и сельских поселений.
Согласно ст. 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Передача полномочий Администрации Преображенского сельского поселения по п. 1.4 соглашения от 25.10.07 приведет к нарушению данной нормы права, так как земельные участки в аренду будут сдаваться неуполномоченным органом.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что пункт соглашения о передаче Преображенскому сельскому поселению части полномочий Киквидзенского муниципального района от 25.10.2007 года не соответствует требованиям закона и в силу ст. 168 Гражданского кодекса РФ является в данной части ничтожной сделкой. При таких обстоятельствах заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями к отмене принятого судебного акта.
Ссылка заявителя жалобы на нормы Бюджетного Кодекса РФ суд апелляционной инстанции также находит несостоятельными, так как ст. 62 Бюджетного Кодекса касается распределения доходов от сдачи имущества в аренду между органами местного самоуправления, но не касается правомочий по передаче полномочий по передаче в аренду земельных участков, право собственности на которые не разграничено.
Позиция ФАС Поволжского округа по данному вопросу изложена в Постановлении от 21.12.06 по делу N А12-14663/2006.
На основании изложенного, судебная коллегия апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, поскольку оно является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 07 октября 2008 года по делу N А12-14196/08 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 273-277 АПК РФ.
Направить постановление арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Никитин |
Судьи |
Н.А. Клочкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-14196/08
Истец: Прокуратура Волгоградской области
Ответчик: Администрация Преображенского сельского поселения, Администрация Киквидзенского района Волгоградской области
Хронология рассмотрения дела:
11.01.2009 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7788/2008