г. Вологда |
|
31 марта 2011 г. |
Дело N А52-4382/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 марта 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Ралько О.Б.,
судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коробовой Ю.А.,
при участии
от общества с ограниченной ответственностью "Островгазсервис" Бармина О.С. по доверенности от 10.11.2010,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Островгазсервис"
на решение Арбитражного суда Псковской области от 21 февраля 2011 года
по делу N А52-4382/2010
(судья Леднева О.А.),
УСТАНОВИЛ
общество с ограниченной ответственностью "Островгазсервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Псковской области (далее - инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 13.11.2010 N 50 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 21 февраля 2011 года в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что порядок ведения кассовых операций при наличии территориально удаленных обособленных подразделений действующим законодательством не установлен. Также общество указывает на то, что хранение наличных денежных средств в помещении бухгалтера-кассира для текущих расходов в пределах лимита не является нарушением пунктов 29, 30 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок N 40).
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу не согласна с ней, решение суда считает законным и обоснованным, просит в удовлетворении апелляционной жалобы обществу отказать.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Инспекция надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направила, в связи с этим дело рассмотрено в ее отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 28-29 октября 2010 года инспекцией на основании поручения от 28.10.2010 N 38 (т. 1, л. 9) проведена проверка общества по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью.
В ходе проверки выявлены нарушения Порядка N 40: неоприходование в кассовой книге денежных средств в сумме 1 004 660 руб. 54 коп. за период с 19.10.2010 по 28.10.2010; нарушение порядка хранения денежных средств (отсутствие специально оборудованного помещения кассы).
По итогам проверки инспекцией составлен акт от 28.10.2010 N 4544, в котором зафиксированы указанные нарушения.
По факту нарушения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций 29.10.2010 должностным лицом инспекции в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении и 13.11.2010 вынесено постановление N 50, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Псковской области от 03.12.2010 N 08-08/7367 вышеуказанное постановлении оставлено без изменения, а жалоба общества на постановление - без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным постановлением инспекции, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
Статьей 15.1 КоАП РФ установлена административная ответственность юридических лиц за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
При этом под неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности понимается несоблюдение организацией совокупности действий, совершаемых при оформлении денежной наличности, в том числе неотражение всех операций по приходу и расходу денежной наличности в кассовой книге предприятия.
Для установления факта неоприходования наличных денежных средств, полученных с применением контрольно-кассовой техники, необходимо установить разницу между показаниями контрольно-кассовой техники и кассовой книгой организации.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения функции по определению порядка ведения кассовых операций возложены на Банк России.
Согласно пункту 3 Порядка N 40 для осуществления расчетов с наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" утверждены унифицированные формы первичной документации по учету кассовых операций, к которым относятся: приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовая книга, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств.
Из пункта 2 указанного постановления следует, что юридические лица всех форм собственности, кроме кредитных организаций, осуществляющие кассовое обслуживание физических и юридических лиц, обязаны вести указанную документацию.
В соответствии с пунктом 13 Порядка N 40 прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия.
Пунктом 22 Порядка N 40 предусмотрено, что все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу (пункт 23 Порядка N 40).
Пунктом 24 указанного Порядка N 40 установлено, что записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
В пункте 25 вышеназванного Порядка определено, что на предприятиях при условии обеспечения полной сохранности кассовых документов кассовая книга может вестись автоматизированным способом, при котором ее листы формируются в виде машинограммы "Вкладной лист кассовой книги". Одновременно с ней формируется машинограмма "Отчет кассира". Обе названные машинограммы должны составляться к началу следующего рабочего дня, иметь одинаковое содержание и включать все реквизиты, предусмотренные формой кассовой книг. Кассир после получения машинограмм "Вкладной лист кассовой книги" и "Отчет кассира" обязан проверить правильность составления указанных документов, подписать их и передать отчет кассира вместе с приходными и расходными кассовыми документами в бухгалтерию под расписку во вкладном листе кассовой книги.
Таким образом, названные требования к порядку работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу денежных средств.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2006 N 10196/05 определено, что поскольку требования к порядку работы с денежной наличностью и ведению кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу денежных средств, то моментом начала и окончания совершения административного правонарушения в данном случае является день получения выручки и неоприходования ее в кассу.
Департамент наличного денежного обращения Центрального банка Российской Федерации в письме от 11.12.2008 N 29-1-1-11/7735 "О порядке ведения кассовых операций обособленными структурными подразделениями организаций" указал на необходимость соблюдения Порядка N 40, в соответствии с которым каждая организация ведет одну кассовую книгу, в которой учитываются все поступления и выдачи наличных денег организации.
В соответствии с предложенным департаментом порядком обособленные структурные подразделения организации, расположенные вне места ее нахождения (далее - обособленное подразделение), ведут в двух экземплярах отчет кассира, содержащий все реквизиты кассовой книги. Первый экземпляр отчета кассира остается в обособленном подразделении. Второй экземпляр отчета кассира вместе с прилагаемыми к нему кассовыми и подтверждающими документами передается в организацию. При этом передача отчета кассира в организацию может осуществляться в электронном виде в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. В этом случае передача отчета кассира на бумажном носителе с прилагаемыми кассовыми и подтверждающими документами осуществляется в соответствии с утвержденными в организации правилами документооборота.
В организации на итоговые суммы наличных денег, содержащиеся во втором экземпляре отчета кассира обособленного подразделения, оформляются приходный и расходный кассовые ордера и производятся записи в кассовой книге.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что общество осуществляет деятельность по реализации газа за наличный расчет на автомобильных газозаправочных станциях (далее - АГЗС), расположенных в городе Острове и поселке Заплюсье Островского района, работающих круглосуточно. Операторы-кассиры, непосредственно реализующие сжиженный газ, осуществляют наличные денежные расчеты с покупателями с применением контрольно-кассовой техники. Операторы-кассиры ежедневно в соответствии с договором от 30.11.2009 N 04/09/35 (т. 1, л. 17-20) сдают денежную наличность инкассаторам в согласованное время по квитанциям к инкассаторским сумкам (т. 1, л. 132-145), ежедневно составляют сменный отчет с указанием сведений о движении наличных денег (т. 1, л. 107-120), выводят из контрольно-кассовых машин суточный отчет с гашением (т. 1, л. 126-131). Указанные документы один раз в 10 дней доставляются в бухгалтерию общества, находящуюся по адресу: город Псков, улица Белинского, дом 87, и на основании данных документов бухгалтер-кассир заявителя в электронном виде оформляет приходные и расходные кассовые ордера и вносит соответствующие записи в кассовую книгу.
В конце месяца в бухгалтерию поступает отчет кассира по подразделению за месяц (т. 1, л. 96), после проверки которого бухгалтер распечатывает кассовую книгу.
Вышеуказанный порядок предусмотрен приказом общества от 30.12.2009 N 25 об учетной политике на 2010 год (т. 1, л. 82-84).
С учетом изложенного материалами дела подтверждается и обществом не оспаривается, что кассовая книга заявителя заполняется один раз в десять дней, что противоречит вышеуказанным нормативным актам, разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, также порядку, определенному в письме Департамента наличного денежного обращения Центрального банка Российской Федерации от 11.12.2008 N 29-1-1-11/7735, поскольку передачу отчетов кассиры АГЗС в бухгалтерию общества в электронном виде не осуществляют.
Ссылке общества на ответ Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Псковской области от 20.12.2010 N 13-46/6688 (т. 1, л. 23) дана надлежащая оценка судом первой инстанции.
В названном ответе Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Псковской области указано, что именно в случае передачи отчета кассира в организацию в электронном виде в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации передача отчета кассира на бумажном носителе с прилагаемыми кассовыми и подтверждающими документами осуществляется согласно утвержденным в организации правилам документооборота.
В связи с этим также не принимается довод общества относительно того, что порядок заполнения кассовой книги заявителя один раз в десять дней предусмотрен приказом общества от 30.12.2009 N 25 об учетной политике на 2010 год, поскольку вышеназванный внутренний приказ не соответствует положениям Порядка N 40.
В ходе проведенной проверки 29.10.2010 в офисе бухгалтерии, находящемся по адресу: город Псков, улица Белинского, дом 87, инспекции предъявлен вкладной лист кассовой книги за 18.10.2010. При рассмотрении материалов проверки представлены вкладные листы за период с 19.10.2010 по 28.10.2010 (т. 1, л. 56-65), в которых усматривается, что неоприходованная выручка общества за этот период составила 1 004 660 руб. 54 коп.
Таким образом, факт неоприходования обществом денежных средств в кассу в день их поступления установлен инспекцией, подтверждается материалами административного дела и не оспаривается заявителем.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводом подателя жалобы о том, что порядок ведения кассовых операций при наличии территориально удаленных обособленных подразделений действующим законодательством не установлен.
По смыслу пункта 1 Порядка N 40 требования к порядку ведения кассовых операций и обращения с денежной наличностью распространяются на предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности.
При этом Порядок N 40 не содержит положений о том, что структурные подразделения обязаны соблюдать порядок ведения кассовых операций в наличной форме лишь в определенной части.
В ходе проверки инспекцией также установлено несоблюдение заявителем порядка хранения свободных денежных средств, выразившееся в нарушении пунктов 29, 30 Порядка N 40.
Пунктом 29 Порядка N 40 установлено, что в соответствии с пунктом 3 указанного Порядка руководители предприятий обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы. Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий приведены в приложении N 3.
Для обеспечения надежной сохранности наличных денежных средств и ценностей помещение кассы, согласно пункту 3 вышеуказанного приложения, должно быть изолированным от других служебных и подсобных помещений; располагаться на промежуточных этажах многоэтажных зданий; иметь капитальные стены, прочные перекрытия пола и потолка, надежные внутренние стены и перегородки; закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу, и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки, открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы; оборудоваться специальным окошком для выдачи денег; иметь сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей, в обязательном порядке, прочно прикрепленным к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами; располагать исправным огнетушителем.
Согласно пункту 30 Порядка N 40 все наличные деньги и ценные бумаги на предприятиях хранятся, как правило, в несгораемых металлических шкафах, а в отдельных случаях - в комбинированных и обычных металлических шкафах, которые по окончании рабочего дня закрываются ключом и опечатываются печатью кассира. Ключи от металлических шкафов и печати хранятся у кассиров, которым запрещается оставлять их в условленных местах, передавать посторонним лицам либо изготавливать неучтенные дубликаты. Хранение в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих данному предприятию, запрещается.
Общество имеет лимит остатка кассы (279 000 руб.) и осуществляет хранение свободных денежных средств, что установлено проверкой и подтверждается материалами дела (акт ревизии наличных денежных средств от 29.10.2010; т. 1, л. 31).
Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что у общества отсутствует специально оборудованное помещение кассы, хранение денежных средств оно осуществляет с нарушением пункта 29 Порядка N 40 в сейфе, расположенном в рабочем кабинете бухгалтера-кассира. Кроме того, в нарушение пункта 30 указанного Порядка ключи от металлического сейфа, в котором находятся денежные средства общества, хранятся в разных местах, что обществом также не оспаривается. Указанные действия также образуют состав правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения обществом порядка ведения кассовых операций в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не содержится.
С учетом изложенного апелляционная инстанция считает правомерным привлечение общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 КоАП РФ.
Таким образом, оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Псковской области от 21 февраля 2011 года по делу N А52-4382/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Островгазсервис" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-4382/2010
Истец: ООО "Островгазсервис"
Ответчик: Межрайонная инспекция ФНС России N5 по Псковской области, Межрайонная ИФНС России N 5 по Псковской области
Третье лицо: Бармин Олег Степанович, Бармин Олег Степанович (представитель ООО "Островгазсервис")
Хронология рассмотрения дела:
31.03.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1541/2011