г. Пермь |
|
09 августа 2010 г. |
Дело N А60-11844/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 августа 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усцова Л.А.,
судей Виноградовой Л.Ф., Голубцовой Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Русановой Ю.С.,
при участии:
от истца - Органа местного самоуправления (ОМСУ) "Комитет по архитектуре и градостроительству города Каменска-Уральского": представитель не явился,
от ответчика - ООО "Апогей": Эрдман Ю.С. по доверенности от 25.05.2010, паспорт,
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, ООО "Апогей"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 июня 2010 года
по делу N А60-11844/2010, принятое судьей Черемных Л.Н.
по иску Органа местного самоуправления "Комитет по архитектуре и градостроительству города Каменска-Уральского"
к ООО "Апогей"
о демонтаже рекламных конструкций,
УСТАНОВИЛ:
Орган местного самоуправления "Комитет по архитектуре и градостроительства города Каменска-Уральского" обратился в арбитражный суд Свердловской области с иском к ООО "Апогей" о демонтаже рекламных металлических щитовых конструкций, расположенных в городе Каменске-Уральском на фасадах зданий по улицам: Жуковского, 5; Алюминиевой, 15, 30, 41; Октябрьской, 32; бульвару Парижской Коммуны, 24; Карла Маркса, 89А; Ленина, 24.
Решением арбитражного суда Свердловской области от 10 июня 2010 года заявленные исковые требования удовлетворены частично. Суд обязал ООО "Апогей" произвести демонтаж рекламных конструкций, выполненных в виде металлических щитов с надписью "Красное & Белое", размещенных в городе Каменске-Уральском Свердловской области на фасадах зданий по улицам Жуковского, 5; Алюминиевая, 15; Октябрьская, 32; бульвару Парижской Коммуны, 24; Карла Маркса, 89А; Ленина, 24 в течение десяти календарных дней с момента вступления решения в законную силу.
Отказ в иске в отношении рекламных конструкций расположенных на фасадах зданий по улице Алюминиевая, 30 и Алюминиевая, 41, истцом не обжалован.
Обжалуя решение, ответчик просит решение отменить и прекратить производство по делу. В жалобе указывает, что, удовлетворяя требование истца, суд не сослался ни на один нормативный документ, который бы ограничивал размеры вывесок, их состав (металлические, картонные и т.п.), а также устанавливал запрет на их размещение вдоль всей арендуемой организацией площади. Считает вывод суда о том, что размещенные на фасадах домов вывески с надписью "Красное & Белое" являются рекламой, несостоятельным. В обоснование ссылается на экспертное заключение N 329/1-10 Южно-Уральской торгово-промышленной палаты от 21.06.2010. Обращает внимание суда на неполучение непосредственно обществом "Апогей" предписаний о демонтаже конструкций. Поясняет, что собственником помещений, на которых размещены спорные конструкции, ответчик не является.
Истец с доводами жалобы не согласен. Возражения изложил в отзыве. Считает решение суда законным и обоснованным. Указывает на отсутствие у ответчика разрешений на размещение рекламы. Поясняет, что постановление главы города N 843 от 03.10.2008 является действующим, никем не оспорено. Поясняет, что вопрос о проведении экспертизы при разбирательстве дела в суде первой инстанции ответчиком не ставился, экспертное заключение, приложенное к апелляционной жалобе, оформлено после вынесения решения, что исключает его принятие в качестве дополнительного доказательства по данному делу (п.2 ст.268 АПК РФ).
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения не находит.
В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно ст. 2 названного Закона на вывески и указатели, не содержащие сведения рекламного характера, на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным, Федеральный закон "О рекламе" не распространяется.
Закон "О рекламе" не содержит исчерпывающего перечня видов рекламных конструкций, однако исходя из буквального содержания ч. 1 ст. 19 Федерального закона "О рекламе" рекламной конструкцией является любое техническое средство стабильного размещения рекламы.
В силу ст. 19 Закона "О рекламе" распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
На основании ч. 5 названной статьи установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция (ч. 9, 10 ст. 19 Закона "О рекламе").
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной Комитетом по архитектуре и градостроительства города Каменска-Уральского в сентябре, октябре, декабре 2009 года проверки рекламных конструкций, выявлено несанкционированное размещение на территории города рекламных конструкций сети магазинов "Алкомаркет "Красное & Белое", осуществляемое обществом с ограниченной ответственностью "Апогей", на фасадах зданий по указанным выше адресам.
Данные факты зафиксированы в актах осмотра, по результатам которых истцом (уполномоченным органом) выданы предписания о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций в установленный срок.
Полномочия на осуществление Комитетом по архитектуре и градостроительства города Каменска-Уральского названных мероприятий подтверждены соответствующими документами, представленными в деле.
Так, согласно п. 2.1 Порядка действий органов местного самоуправления муниципального образования город Каменск-Уральский по вопросу размещения наружной рекламы (в ред. Постановления Главы г. Каменска-Уральского от 31.10.2008 N 988, Постановлений Администрации г. Каменска-Уральского от 14.05.2009 N 467, от 11.09.2009 N 926) в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции.
Выдача разрешений осуществляется органом местного самоуправления "Комитетом по архитектуре и градостроительству города Каменска-Уральского" на основании заявления собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо владельца рекламной конструкции (далее - заявитель) и документов, предусмотренных Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (п.п. 2.2, 2.3 названного документа).
Материалы дела не содержат доказательств предоставления ответчиком, иным лицом, занимающим помещения по указанным в иске адресам, документов свидетельствующих о подаче такого заявления в орган местного самоуправления.
Как видно из представленных в дело фотографий, обществом "Апогей", занимающимся согласно Уставу торговой деятельностью под коммерческим обозначением сети магазинов "Алкомаркет "Красное & Белое", установлены огромные металлические щитовые конструкции, содержащие надпись "Красное & Белое", простирающиеся по фасаду жилых домов во всю высоту первого этажа и на всю длину занимаемых ответчиком нежилых помещений, включая окна.
Не говоря об эстетической стороне вопроса, сохранении внешнего облика города, спорные металлические конструкции апелляционным судом никак не могут быть признаны вывесками.
В силу ст. 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 23.11.2009) "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Назначение информации такого рода состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица, режиме его работы и (или) обозначении места входа.
Размеры конструкций, размещенных ответчиком на фасадах зданий, занимаемых магазинами, содержание надписи не отвечают признакам, предъявляемым ст. 2 Закона "О рекламе" о раскрытии информации необходимой потребителю.
Напротив, внешний вид (обозначение), оформление объектов розничной торговли (сети) является ничем иным, как мерой направленной на привлечение внимания граждан, формирование и поддержание интереса к объекту рекламирования.
Ссылка ответчика на экспертное заключение N 329/1-10 Южно-Уральской торгово-промышленной палаты от 21.06.2010 судом апелляционной инстанции отклоняется.
Указанное заключение судом первой инстанции не рассматривалось, не оценивалось, поэтому судом апелляционной инстанции принято быть не может (ч. 2 ст. 268 АПК РФ).
Ответчик в рамках прав, предоставленных ст. 41 АПК РФ, ходатайств о назначении экспертизы не заявлял.
Доводы ответчика об отсутствии у истца полномочий на подачу данного иска безосновательны, опровергаются названными выше нормативными и ненормативными правовыми документами.
Ссылка ответчика на неполучение от истца соответствующих предписаний не принимается.
Предписания вручались работникам розничной сети магазинов "Алкомаркет "Красное & Белое", работающим под началом ООО "Апогей".
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения не имеется, госпошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя (ст. 110 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Свердловской области от 10 июня 2010 года по делу N А60-11844/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.А. Усцов |
Судьи |
Л.Ф. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-15914/08
Истец: ООО "Волга Трейд"
Ответчик: ООО "СаратовАлкоТрейд"
Третье лицо: ООО "Норма"
Хронология рассмотрения дела:
26.02.2009 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1174/2009