г. Владивосток |
|
04 апреля 2011 г. |
Дело N А51-15950/2010 |
Резолютивная часть постановления оглашена 31 марта 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 апреля 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Г.А. Симоновой
судей: З.Д. Бац, Г.М. Грачёва
при ведении протокола секретарем судебного заседания: А.С. Барановой
при участии:
от Находкинской таможни: Шаповалов Е.А. по доверенности от 06.10.2010 N 11-31/21550 сроком действия 1 год, удостоверение ГС N 241358;
ООО "Альтернативная энергия" не явилось, извещено надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Находкинской таможни
апелляционное производство N 05АП-1408/2011
на решение от 21.01.2011 судьи О.В. Голоузовой
по делу N А51-15950/2010 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "Альтернативная энергия" (ИНН 2508083699, ОГРН 1082508001674)
к Находкинской таможне (ИНН 2508025320, ОГРН 1022500713333)
о признании незаконным отказа от 25.08.2010 N 10-14/18993 в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ГТД N 0714060/290509/0002245 в сумме 233343 рублей 59 копеек; об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 233343 рублей 59 копеек и о взыскании судебных издержек в сумме 22000 рублей
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Альтернативная энергия" (далее - заявитель, ООО "Альтернативная энергия", общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением (с учетом уточнения) о признании незаконным решения Находкинской таможни (далее - ответчик, таможенный орган, таможня) об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ГТД N 10714060/290509/0002245, выраженного в письме N 10-14/18993 от 25.08.2010 на сумму 233343 рублей 59 копеек, об обязании возвратить обществу излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 233343 рублей 59 копеек, а также о взыскании судебных издержек на оплату услуг представителя в размере 22000 рублей.
Решением от 21.01.2011 заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу, что в подтверждение правильности определения таможенной стоимости товара по цене сделки общество представило в таможенный орган соответствующие достоверные и достаточные документы, в связи с чем основания для корректировки таможенной стоимости отсутствовали, а излишне уплаченные обществом таможенные платежи подлежат возврату. Также суд удовлетворил требования заявителя о взыскании с таможни судебных издержек на оплату услуг представителя в размере 22000 рублей.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 21.01.2011, Находкинская таможня просит его отменить как незаконное, в обоснование заявленных требований указала следующее. Заявленные обществом требования имущественного характера (о возмещении суммы излишне уплаченных таможенных платежей) подлежали рассмотрению в порядке главы 22 АПК РФ. Надлежащим ответчиком по делу таможня считает Федеральное казначейство РФ как главного администратора дохода бюджета.
ООО "Альтернативная энергия", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явилось.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя общества.
Представитель Находкинской таможни в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
ООО "Альтернативная энергия" в направленном в материалы дела письменном отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласилось, решение суда просит оставить в силе.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителя таможенного органа, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее:
14.04.2009 между обществом и компанией "SUIFENHE XINYUE ECONOMIC AND TRADING CO., LTD" заключен договор N 01/09 о продаже товаров на общую сумму 5960 долларов США на условиях DDU и CIP г. Находка.
Во исполнение контракта в мае 2009 года товар на территорию Российской Федерации в адрес общества ввезен товар, в целях таможенного оформления которого обществом подана в таможенный орган ГТД N 10714060/290509/0002245, в которой таможенная стоимость товара определена по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
В ходе таможенного контроля таможенный орган посчитал, что представленные декларантом к таможенному оформлению документы и сведения не основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной информации и недостаточны для подтверждения заявленной обществом таможенной стоимости товаров по первому методу. В связи с этим таможней направлены в адрес общества запрос от 29.05.2009 о предоставлении дополнительных документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости, требование и уведомление об обеспечении дополнительно начисленных таможенных платежей. По запросу таможни декларантом была представлена часть документов и даны пояснения о невозможности представления остальных.
По результатам контроля таможенной стоимости ввезённого по ГТД N 10714060/290509/0002245 товара таможня посчитала, что сведения, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости товара, не основаны на количественно определенной и документально подтвержденной информации, в связи с чем приняла решение о невозможности использования первого метода определения таможенной стоимости.
В связи с отказом декларанта уточнить структуру заявленной таможенной стоимости в рамках другого метода таможенным органом 27.08.2009 принято окончательное решение по таможенной стоимости товара, в соответствии с которым она определена по шестому методу таможенной оценки на базе третьего. Указанное решение оформлено проставлением отметки "Таможенная стоимость принята" в поле "для отметок таможенного органа" декларации таможенной стоимости по форме ДТС-2.
На основании скорректированной таможенной стоимости обществу доначислены таможенные платежи в размере 233343 рублей 59 копеек.
Посчитав, что оснований для корректировки таможенной стоимости не имелось, а указанные допричисленные таможенные платежи являются излишне уплаченными, ООО "Альтернативная энергия" в порядке статьи 355 Таможенного кодекса РФ 16.08.2010 обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате денежных средств в размере 233343 рублей 59 копеек.
Письмом от 25.08.2010 N 10-14/18193 Находкинская таможня сообщила заявителю о том, что решение о возврате денежных средств не принято в связи с отсутствием в пакете документов, подтверждающих поступление денежных средств на счет таможенного органа, а также факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных платежей.
Не согласившись с отказом таможенного органа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, общество обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Согласно статье 124 Таможенного кодекса РФ, действовавшего на момент подачи ГТД N 10714060/290509/0002245, декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации сведений о товарах, включая таможенную стоимость товара.
Таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. (пункт 1 статьи 323 Таможенного кодекса РФ).
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации (пункт 3 статьи 12 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе").
Метод по цене сделки с ввозимыми товарами является основным методом определения таможенной стоимости.
Пунктом 2 статьи 19 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых основной метод определения таможенной стоимости товара не может быть использован.
Положениями пунктов 5, 7 статьи 323 Таможенного кодекса РФ, Приказа Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 05.12.2003 N 1399 "Об утверждении Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации" предусмотрено, что при отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные декларантом документы и сведения не являются достоверными и (или) достаточными, таможенный орган вправе принять решение о несогласии с использованием избранного метода определения таможенной стоимости товаров и предложить декларанту определить таможенную стоимость товаров с использованием другого метода.
Таможенную стоимость товара, ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации по ГТД N 10714060/290509/0002245, заявитель первоначально определил с применением основного метода таможенной стоимости, исходя из стоимости сделки с ввозимыми товарами. В подтверждение заявленной таможенной стоимости общество наряду с ГТД N 10714060/290509/0002245 представило в таможенный орган пакет подтверждающих документов, включая: договор N 01/09 от 14.04.2009, паспорт сделки, инвойс, упаковочный лист, отгрузочную спецификацию, накладную и другие документы.
Договор N 01/09 от 14.04.2009, инвойс, спецификация подтверждали цену сделки, содержали сведения о наименовании, количестве и фиксированной цене товара, согласованных между сторонами внешнеэкономической сделки.
Факт перемещения указанного в ГТД N 10714060/290509/0002245 товара и реального осуществления сделки между участниками внешнеторгового контракта таможней не оспаривается.
Документы, представленные обществом в подтверждение правомерности определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами, соответствуют Перечню документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденного Приказом ФТС России от 25.04.2007 N 536. Содержащиеся в представленных декларантом документах сведения позволяют с достоверностью установить цену товара и подтверждают правомерность и обоснованность определения декларантом таможенной стоимости ввезенного товара по выбранному методу.
Доказательств недостоверности сведений, содержащихся в пакете документов, представленном обществом в подтверждение заявленной таможенной стоимости, коллегией не установлено.
Не представление заявителем всех указанных в запросе таможенного органа документов, с учетом вышеизложенного, не повлекло указание недостоверной или неполной информации о таможенной стоимости товара, и не является основанием в спорном случае для корректировки таможенной стоимости.
Таким образом, доначисленные таможней и уплаченные заявителю таможенные платежи в сумме 233343 рублей 59 копеек, перечисленные обществом платежными поручениями N 1 от 20.05.2009, N 4 от 11.06.2009, являются излишне уплаченными.
В соответствии со статьей 89 действующего Таможенного кодекса Таможенного союза, действующего с 01.07.2010, при решении вопросов о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно статье 90 Таможенного кодекса Таможенного союза возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Пунктом 2 статьи 355 Таможенного кодекса РФ предусмотрено право плательщика на возврат или зачет излишне уплаченных таможенных платежей. Соответствующее заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, который осуществляет администрирование данных денежных средств либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. (пункт 4 статьи 355 Таможенного кодекса РФ).
Материалами дела, в силу вышеизложенного, подтверждается факт излишней уплаты обществом таможенных платежей ввиду отсутствия оснований для корректировки таможенной стоимости.
Вместе с заявлением о возврате таможенных платежей от 16.08.2010 обществом представлены в таможню, в том числе платежные документы об уплате таможенных платежей на счет таможенного органа, ГТД N 10714060/290509/0002245 и КТС к ней.
В связи с этим является несостоятельным вывод таможни о непредставлении обществом документов, об уплате таможенных платежей на счет таможенного органа.
В силу пункта 9 статьи 355 Таможенного кодекса РФ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится: при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей в размере указанной задолженности (в указанном случае может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов); если сумма таможенных платежей, подлежащих возврату, менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных платежей физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц; в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.
В спорном случае заявление о возврате денежных средств не удовлетворено таможней по причине непредставления обществом документов об излишней уплате таможенных платежей, однако такое правовое основание для невозвращения излишне уплаченных таможенных пошлин пунктом 9 статьи 355 Таможенного кодекса РФ не предусмотрено.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что надлежащим ответчиком по делу является не таможня, а Федеральное казначейство РФ как главный администратор дохода бюджета, коллегией отклоняется в силу следующего:
Пунктом 2 статьи 355 Таможенного кодекса РФ установлено, что излишне уплаченные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ администратором доходов бюджета является орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 N 459 "О Федеральной таможенной службе" Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями (пункт 1).
С учетом изложенного, администратором денежных средств, поступающих в уплату таможенных платежей, определена Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС РФ).
Находкинской таможней не оспаривается, что она является администратором таможенных платежей и осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью начисления, учета, взысканий и принятий решений о возврате в (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней, штрафов по ним.
Учитывая, что таможенные органы составляют единую централизованную систему, и поскольку согласно пункту 4 статьи 355 Таможенного кодекса РФ возврат излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей, коллегия считает, что именно на таможне лежит обязанность по возврату (зачету) излишне уплаченных таможенных платежей при наличии на то законных оснований, которые имелись у заявителя.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что заявленные обществом требования имущественного характера (о возмещении суммы излишне уплаченных таможенных платежей) подлежали рассмотрению в порядке главы 22 АПК РФ, коллегией проверена и не принимается, поскольку фактически требования общества об оспаривании отказа в возврате таможенных платежей основаны на несогласии заявителя с проведенной таможенным органом корректировкой таможенной стоимости товара, считавшим ее правомерной, и, как следствие этого, отказавшим в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, в связи с чем правомерно обратился с заявленным требованием в порядке статьи 198 АПК РФ.
При изложенных обстоятельствах отказ таможенного органа в письме N 10-14/18993 от 25.08.2010 в возврате декларанту излишне уплаченных таможенных платежей является незаконным. Обществом соблюден досудебный порядок урегулирования спора, посредством обращения в таможенный орган в порядке статьи 355 Таможенного кодекса РФ, статьей 89 Таможенного кодекса Таможенного союза с соответствующим заявлением. Трехлетний срок на обращение с заявлением о возврате излишне взысканных таможенных платежей обществом не пропущен, задолженность по уплате таможенных платежей и пени на дату вынесения судом решения отсутствовала. Установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок на обжалование решения таможни об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, выраженный в письме N 10-14/18993 от 25.08.2010, обществом при обращении в арбитражный суд соблюден.
По результатам рассмотрения спора, в соответствии со статьями 106, 110 АПК РФ, с учетом положений части 2 статьи 110 АПК РФ и Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.08.2004 N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" о разумных пределах взыскиваемых расходов, постановления Совета Адвокатской палаты Приморского края "О минимальных ставках вознаграждения за оказываемую юридическую помощь" от 27.11.2008, а также в соответствии со статьей 71 АПК РФ, исходя из оценки установленных обстоятельств настоящего спора, судом первой инстанции правомерно взысканы с таможни в пользу общества заявленные последним судебные расходы по оплате госпошлины и услуг представителя в заявленном размере, о чем лицами, участвующими в деле, возражений не заявлено.
На основании вышеизложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 21.01.2011 по делу N А51-15950/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Г.А. Симонова |
Судьи |
З.Д. Бац |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-15950/2010
Истец: ООО "Альтернативная энергия"
Ответчик: Находкинская таможня
Хронология рассмотрения дела:
04.04.2011 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1408/2011