г. Москва |
|
05 апреля 2011 г. |
Дело N А41-26904/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Бархатова В.Ю., Гагариной В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: Ишаевым А.С.,
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица: Миловидов М.В. доверенность N 594-Д от 28.12.2010,
от третьего лица: Тимошенков С.А. доверенность N УДИ-2911 от 17.09.2010,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 15.11.2010
по делу N А41-26904/10, принятое судьей Бычковой А.В.,
по заявлению Федерального государственного учреждения "Рублево-Звенигородский лечебно-оздоровительный комплекс" Управления делами Президента Российской Федерации (ИНН: 5032066860, ОГРН: 1035006451655)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации от 23.04.2010 N 98/041/2009-405, об обязании заинтересованного лица совершить определенные действия в отношении заявителя
при участии в деле в качестве третьего лица Управления делами Президента Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное учреждение "Рублево-Звенигородский лечебно-оздоровительный комплекс" Управления делами Президента Российской Федерации (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению делами Президента Российской Федерации, Управлению Федеральной регистрационной службы по Московской области со следующими требованиями:
- признать незаконным решение Управления Федеральной регистрационной службы Московской области от 23.04.2010 года об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - горнолыжный насыпной спуск, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, Успенское с.п., п/о Горки-10, пансионат "Лесные дали" по регистрационному делу N 98/041/2009-405;
- обязать Управление Федеральной регистрационной службы Московской области осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимого имущества - горнолыжный насыпной спуск, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, Успенское с.п., п/о Горки-10, пансионат "Лесные дали" по регистрационному делу N 98/041/2009-405.
Определением суда от 21 сентября 2010 года по делу N А41-26904/10 Управление делами Президента Российской Федерации переведено из заинтересованных лиц в третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, а также в связи с реорганизацией произведено процессуальное правопреемство: Управление Федеральной регистрационной службы по Московской области заменено правопреемником - Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - заинтересованное лицо).
Решением от 15.11.2010 Арбитражный суд Московской области удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с судебным актом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить как принятое при неправильном применении норм материального права. Отмечает, что оспариваемый отказ в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный объект недвижимости обоснован и соответствует действующему законодательству. Ссылается на то, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, а также на то, что в регистрирующий орган не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" для государственной регистрации прав. При этом указывает, что в представленном кадастровом паспорте указан год постройки 2002 год, что не соответствует представленному в качестве документа, подтверждающего выполнение строительства, разрешению, которое выдано 05.02.2008. Кроме того, согласно поступившему на государственную регистрацию постановлению Главы Одинцовского района Московской области от 15.07.2003 N 1978 не представляется возможным идентифицировать объект, а также земельный участок площадью 8,3 га для строительства объектов недвижимости.
В судебное заседание не явился, представитель заявителя, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
До начала судебного разбирательства в апелляционный суд поступило письменное ходатайство заявителя об отложении судебного разбирательства для представления дополнительных документов в подтверждение исправления технической ошибки о протяженности горнолыжной трассы, допущенной в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию.
Представитель заинтересованного лица против отложения разбирательства возражал, Представитель третьего лица ходатайство поддержал.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения ходатайства об отложении судебного разбирательства, поскольку в рамках настоящего спора подлежит оценке судом законность оспариваемых действий заинтересованного лица по отказу в регистрации права собственности на основании документов, представленных регистратору.
При отсутствии возражений со стороны присутствующих представителей дело рассматривается апелляционным судом в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя Федерального государственного учреждения "Рублево-Звенигородский лечебно-оздоровительный комплекс" Управления делами Президента Российской Федерации, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Представитель заинтересованного лица поддержал доводы жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель третьего лица возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, Постановлениями Главы Одинцовского района Московской области от 08.08.2000 N 1588 и от 15.07.2003 N 1978 Государственному лечебно профилактическому учреждению пансионат "Лесные дали" разрешено строительство на территории пансионата "Лесные дали", в том числе горнолыжной трассы с подвесной канатной дорогой (л.д. 11 - 12).
Управление делами Президента Российской Федерации как лицо, уполномоченное действовать от имени собственника вновь созданного объекта обратилось в Управление Федеральной регистрационной службы по Московской области с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - горнолыжный насыпной спуск, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, Успенское с.п., п/о Горки-10, пансионат "Лесные дали".
Одновременно для регистрации права собственности Российской Федерации на объект Управлением делами Президента РФ были представлены следующие документы:
- постановления Главы Одинцовского района от 08.08.2000 N 1588 и от 15.07.2003 N 1978 (л.д. 11 - 12),
- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 05.02.2008 N RU 50511 000-256 (л.д. 25 - 26),
- постановление Администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 05.02.2008 N 256 об утверждении разрешения на ввод в эксплуатацию объекта (л.д. 28),
- государственный акт МО-20-1 N 1116 на право бессрочного (постоянного) пользования землей (л.д. 13),
- кадастровый паспорт объекта,
- приказ Управления делами Президента Российской Федерации от 11.06.2008 N 190 о принятии объекта в ведение Управления делами Президента Российской Федерации, закреплении на праве оперативного управления за заявителем и обязании последнего обеспечить проведение в установленном порядке государственной регистрации права собственности и права оперативного управления, в том числе на настоящий объект недвижимого имущества (л.д. 29 - 31).
Между тем, решением УФРС по Московской области от 23 апреля 2010 года N 98/041/2009-405 (л.д. 8 - 10) Управлению делами Президента Российской Федерации отказано в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на основании пункта 2 статьи 19, абзацев 4, 8 и 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Не согласившись с вынесенным отказом регистрирующего органа, считая свои права нарушенными, заявитель обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением.
Суд первой инстанции установил, что на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации были представлены все необходимые документы, в том числе разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 05.02.2008 N RU 50511 000-256, которое в свою очередь содержит полное описание объекта.
Выслушав присутствующих представителей сторон, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и, нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу прямого указания части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта (действия или бездействия) закону возложена на принявший его орган; согласно положениям ст. 65 Кодекса доказывание иных обстоятельств является обязанностью лиц, которые ссылаются на данные обстоятельства.
Понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним дано в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав), в соответствии с указанной нормой, является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
На основании статьи 18 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Особенности государственной регистрации права собственности на вновь созданные объекты недвижимого имущества установлены статьей 25 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", согласно которой право собственности на вновь созданное недвижимое имущество регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
В соответствии с пунктом 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.07.2009 N 132 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на основании абзаца десятого пункта 1 статьи 20 Федерального Закона в государственной регистрации может быть отказано, если заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации. К их числу относятся следующие документы: заявление о регистрации права; документы, подтверждающие личность (правовой статус) заявителя; кадастровый паспорт недвижимого имущества (за исключением случаев, когда документ, содержащий описание недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов); документ об уплате государственной пошлины. Вместе с тем требование регистратора о представлении иных правоустанавливающих документов не соответствует закону.
Из норм пункта 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что право собственности на вновь созданный объект недвижимости возникает на основании совокупности следующих юридических фактов: для строительства объекта отведен земельный участок, для строительства получено разрешение, при его возведении соблюдены градостроительные, строительные, природоохранные и другие нормы.
Таким образом, для регистрации права собственности на вновь возведенный объект недвижимого имущества необходимо предоставление в регистрирующий орган документов, подтверждающих наличие права на отведенный для создания данного объекта земельный участок, разрешение на строительство, соблюдение градостроительных, природоохранных и иных норм при возведении объекта.
Согласно статье 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" с момента приема документов осуществляется правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, подразумевающая проверку юридической силы правоустанавливающих и других представленных на государственную регистрацию документов, то есть проверку всех юридических фактов возникновения права собственности.
Апелляционным судом установлено, что Управление делами Президента Российской Федерации обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - горнолыжный насыпной спуск, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, Успенское с.п., п/о Горки-10, пансионат Лесные дали.
Согласно Приказу Управления делами Президента Российской Федерации от 11.06.2008 N 190 в оперативное управление Федеральному государственному учреждению "Рублево-Звенигородский лечебно-оздоровительный комплекс" Управления делами Президента Российской Федерации передается федеральное недвижимое имущество, в состав которого входит в том числе Горнолыжный насыпной спуск Литер С, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, Успенское с.п., п/о Горки-10, пансионат Лесные дали, включенный Приказом Управления делами Президента Российской Федерации от 28.05.2009 N 250 (л.д. 36).
Кроме того, согласно Выписке от 20.10.2009 N 71/6 спорный Горнолыжный насыпной спуск внесен в реестр федерального имущества.
Приказом Управления делами Президента Российской Федерации от 11.06.2008 N 190 Федеральному государственному учреждению "Рублево-Звенигородский лечебно-оздоровительный комплекс" Управления делами Президента Российской Федерации необходимо обеспечить проведение в установленном порядке государственную регистрацию права собственности Российской Федерации и права оперативного управления на федеральное недвижимое имущество, в том числе на Горнолыжный насыпной спуск Литер С, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, Успенское с.п., п/о Горки-10, пансионат Лесные дали.
При обращении в регистрирующий орган в качестве документа, подтверждающего факт создания Горнолыжного насыпного спуска, представлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 05.02.2008 N RU 50511 000-256.
Однако, апелляционным судом установлено, что в приложении к данному разрешению среди объектов, вводимых в эксплуатацию, отсутствует спорный объект, а именно Горнолыжный насыпной спуск Литер С, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, Успенское с.п., п/о Горки-10, пансионат Лесные дали.
Таким образом, у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для регистрации права собственности Российской Федерации на Горнолыжный насыпной спуск Литер С, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, Успенское с.п., п/о Горки-10, пансионат Лесные дали, в связи с отсутствием документа, необходимого в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" для государственной регистрации прав, а именно документа, подтверждающего факт создания в установленном законом порядке Горнолыжного насыпного спуска Литер С, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, Успенское с.п., п/о Горки-10, пансионат Лесные дали.
Таким образом, учитывая, что заявителем к регистрации не были представлены установленные действующим законодательством документы, подтверждающие создание заявленного объекта, регистрирующий орган на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", правомерно отказал в регистрации права собственности Российской Федерации на Горнолыжный насыпной спуск Литер С, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, Успенское с.п., п/о Горки-10, пансионат Лесные дали.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд установив, что оспариваемые действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Исходя из изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о том, что заявителем не приведены правовые основания заявленных требований и не представлены допустимые доказательства в обоснование приведенных доводов, в связи с чем, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют, следовательно, обжалуемый судебный акт подлежит отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ и статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с ФГУ "Рублево-Звенигородский лечебно-оздоровительный комплекс" Управления делами Президента Российской Федерации в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 2 000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы, поскольку заинтересованное лицо при подаче апелляционной жалобы освобождено от уплаты госпошлины.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 15.11.2010 по делу N А41-26904/10 отменить.
Заявление ФГУ "Рублево-Звенигородский лечебно-оздоровительный комплекс" Управления делами Президента Российской Федерации о признании незаконным решения Управления Росреестра по Московской области об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации от 23.04.2010 N 98/041/2009-405 и об обязании осуществить государственную регистрацию права оставить без удовлетворения.
Взыскать с ФГУ "Рублево-Звенигородский лечебно-оздоровительный комплекс" Управления делами Президента Российской Федерации в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 2 000 руб. за подачу апелляционной жалобы.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-26904/2010
Истец: ФГУ "Рублево-Звенигородский лечебно-оздоровительный комплекс" УДП РФ, ФГУ "Рублево-Звенигородский лечебно-оздоровительный комплекс" Управление делами Президента РФ
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Третье лицо: Управление делами Президента РФ, УФРС
Хронология рассмотрения дела:
05.04.2011 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-356/2011