г. Саратов
30 марта 2009 года |
Дело N А06-4302/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2009 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шалкина В.Б.
судей Жаткиной С.А., Камериловой В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мелащенко С. И.,
при участии в заседании:
от истца - не явился, извещен надлежащим образом;
от ответчика - ООО "Газпром добыча Астрахань" - Степучев И.А. по доверенности N 350 от 26 декабря 2008 года,
от ответчика - ОАО "Газпром" - не явился, извещен надлежащим образом,
от третьих лиц - не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального образовательного учреждения "Аксарайская средняя образовательная школа"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 24 ноября 2008 года по делу N А06-4302/2008-17, судья А.Н. Рыбников,
по иску Муниципального образовательного учреждения "Аксарайская средняя образовательная школа"
к открытому акционерному обществу "Газпром", обществу с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Астрахань"
третьи лица: Министерство финансов Астраханской области, Администрация муниципального образования "Красноярский район"
о взыскании 1018970 рублей 03 копеек
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образовательное учреждение "Аксарайская средняя образовательная школа" обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском к открытому акционерному обществу "Газпром" и обществу с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Астрахань" о взыскании в солидарном порядке 1018970 рублей 3 копеек - суммы причиненного вреда.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Астраханской области и Администрация Муниципального образования "Красноярский район".
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 24 ноября 2008 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, муниципальное образовательное учреждение "Аксарайская средняя образовательная школа" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, указывает, что истец представил все необходимые доказательства, обосновывающие его требования о возмещении ответчиками убытков в соответствии с Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 июня 1990 года N 259/10-65 "О коэффициенте за работу в пустынной и безводной местности к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в 8-километровой санитарно-защитной зоне Астраханского газового комплекса". Кроме того, истец указывает на то, что ежегодно представляет бюджетную заявку на утверждение фонда оплаты труда в Администрацию МО "Красноярский район" с учетом коэффициента 1,35. Однако денежные средства на оплату труда работников истца поступают без учета указанного коэффициента.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что решение суда первой инстанции законно и обоснованно и не подлежит отмене или изменению.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, решениями мирового судьи участка N 1 Красноярского района Астраханской области от 06.12.2006 г. и от 19.12.2007 г. с МОУ "Аксарайская СОШ" в пользу работников школы взыскана задолженность по оплате коэффициента 1,35 к заработной плате за работу в пустынной и безводной местности в размере, соответственно, 507749 рублей 42 копейки и 1300886 рублей 82 копейки. По выданным 22.02.2008 г. исполнительным листам МОУ "Аксарайская СОШ" по платежным поручениям произведена оплата в сумме 1018970 рублей 03 копейки.
Истец считает, что Постановлением Госкомтруда ССР и Секретариата ВЦСПС от 29.06.1990 N 259/10-65 "О коэффициенте за работу в пустынной и безводной местности к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в 8-ометровой санитарно-защитной зоне Астраханского газового комплекса" введен, в порядке исключения, коэффициент за работу в пустынной и безводной местности в размере 1,35 к заработной плате рабочих и служащих, для которых этот коэффициент не был установлен или был установлен в меньших размерах, на предприятиях, в организациях и учреждениях, расположенных в населенных пунктах в 8-километровой санитарно-защитной зоне Астраханского газового комплекса, на период до переселения их с этой территорией. Перечень населенных пунктов, входящих в эту зону, утвержден Советом Министров РСФСР по представлению Астраханского облисполкома и концерна "Газпром". Осуществление расходов, связанных с применением указанного коэффициента, возложено за счет средств концерна "Газпром". Иных источников финансирования выплаты данного коэффициента не предусмотрено.
Истец считает, что, возместив задолженность по оплате коэффициента 1,35 к заработной плате, у него возникло, согласно статьи 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации, право на возмещение убытков со стороны ответчиков в порядке регресса.
Согласно статье 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, правомерно указал, что для целей возникновения у истца права на регресс в отношении ответчиков и, соответственно, возможности применения части 1 статьи 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации истца с ответчиками должны связывать обязательственные отношения (договорные, финансовые, деликтные, трудовые и т. п.).
Доказательств наличия таких отношений материалы не содержат.
Кроме того, согласно п. 13 ст. 26.3 ФЗ N 184-ФЗ от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия по финансированию расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений и расходов на учебные пособия и т.д. (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов) переданы субъекту Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ФЗ РФ "Об образовании" п. 6.1 ст. 29 в полномочия субъектов РФ в области образования входит обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования, посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды в соответствии с нормативами, установленными законами субъектов Российской Федерации.
Субвенции, перечисляемые местным бюджетам на основании п. 6.1 ст. 29 ФЗ РФ "Об образовании", расходы на оплату труда работников общеобразовательных учреждений не включает в себя стимулирующие выплаты работникам муниципальных учреждений, так как в соответствии с требованиями ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации стимулирующие выплаты устанавливает работодатель.
При этом, условия применения стимулирующих и компенсационных выплат в организациях, финансируемых за счет средств местных бюджетов должны устанавливаться органами местного самоуправления.
Поскольку выплаты за работу в пустынной и безводной местности установлены постановлением федерального органа государственной власти, а МОУ "Аксарайская средняя образовательная школа" является муниципальным учреждением, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что ответчики не несут обязательств по возмещению денежных средств работодателю, выплаченных в качестве дополнительных гарантий прав трудящихся.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает принятое по делу решение законным и обоснованным и не находит оснований для его отмены.
Доводы апелляционной жалобы несостоятельны, не принимаются судом и не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 24 ноября 2008 года по делу N А06-4302/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий по делу |
В.Б. Шалкин |
Судьи |
С.А. Жаткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-4302/2008
Истец: МОУ "Аксарайская СОШ"
Ответчик: ООО "Газпром добыча Астрахань", ОАО "Газпром"
Третье лицо: Министерство финансов АО, Администрация МО "Красноярский район"
Хронология рассмотрения дела:
30.03.2009 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-249/2009