г. Пермь |
|
25 марта 2010 г. |
Дело N А60-57477/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 марта 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.
судей Голубцовым В.Г., Сафоновой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой М.В.,
при участии:
от заявителя Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Свердловской области "Первоуральский металлургический техникум": не явились, извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 10 по Свердловской области: Коростелев А.Б. - представитель по доверенности от 28.01.2009г.
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Свердловской области "Первоуральский металлургический техникум" (заявителя по делу)
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 января 2010 года
по делу N А60-57477/2009, принятое по делу судьей Лихачевой Г.Г.
по заявлению
к Межрайонной ИФНС России N 10 по Свердловской области
о признании недействительным требования,
УСТАНОВИЛ:
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области "Первоуральский металлургический техникум" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 10 по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо) о признании недействительным требования N106267 об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 06 августа 2009 года.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 января 2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области "Первоуральский металлургический техникум" (заявитель по делу) не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой в суд апелляционной инстанции, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обосновании апелляционной жалобы указывает, что в нарушение п. 14 ст. 396 НК РФ результаты проведения государственной кадастровой оценки земель, кадастровая стоимость земельных участков не были доведены до заявителя не позднее 1 марта 2009 г. Постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2008г. N 1347-ПП в связи с его неопубликованием в полном объеме (в части приложений) не вступило в законную силу, следовательно, не подлежит применению. Указывает, что требование, в силу ст. 70 НК РФ должно быть направлено в течение 3 месяцев со дня выявления недоимки, однако судом документ о выявлении недоимки не исследовался. Считает, что налоговым органом не представлено доказательств о размещении результатов проведения государственной кадастровой оценки земель на официальном сайте в сети Интернет. Вывод суда о доведении до налогоплательщика кадастровой стоимости земельных участков 19.03.2009г. не соответствует обстоятельствам дела. Полагает, что в материалах дела отсутствуют доказательства того факта, что требование подписано уполномоченным лицом налогового органа.
Заявитель по делу, извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направил. На основании ст.ст.156,266 АПК РФ жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Межрайонная ИФНС России N 10 по Свердловской области (заинтересованное лицо) представило письменный отзыв на доводы апелляционной жалобы, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, поскольку считает, что кадастровая стоимость доведена до налогоплательщика своевременно, нарушений при вынесении оспариваемого требования не допущено. Указывает, что требование подписано заместителем начальника инспекции Лукишиным В.В. на основании приказа по инспекции N 103/П от 05.05.2009г. и заверено гербовой печатью инспекции.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области "Первоуральский металлургический техникум" зарегистрировано в качестве юридического лица и согласно ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком земельного налога.
30 июля 2009 г. учреждением в налоговый орган была представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2 квартал 2009 г., согласно которой, сумма налога, подлежащая уплате составила 2 072 984 руб.
В установленный законом срок сумма налога за 2 квартал 2009 г. по сроку уплаты составила 1 810 384,00 руб., которая налогоплательщиком не уплачена.
В связи с тем, что налогоплательщик своевременно не исполнил налоговые обязательства в полном объеме, в его адрес направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 106267 по состоянию на 06.08.2009 года, с предложением добровольно уплатить сумму задолженности в размере 1 810 384 руб. и пени 13 182,09 руб. до 24.08.2009 года (л.д. 15-16).
Полагая, что указанное требование является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из обоснованности и законности направленного в адрес налогоплательщика требования об уплате земельного налога.
Заявитель апелляционной жалобы, оспаривая данные выводы суда, указывает на то, что в нарушение п. 14 ст. 396 НК РФ, результаты проведения государственной кадастровой оценки земель, кадастровая стоимость земельных участков не были доведены до заявителя не позднее 1 марта 2009 г. Постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2008г. N 1347-ПП не было опубликовано в полном объеме (в части приложений), следовательно, не вступило в законную силу и не подлежит применению.
Суд апелляционной инстанции, исследовав указанные доводы заявителя апелляционной жалобы, пришел к следующим выводам.
Согласно ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В силу ст. 45 Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу п. 1 ст. 388 Кодекса плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного владения.
В соответствии с п. 1 ст. 393 Кодекса налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
На основании ст. 390, п. 1 ст. 391 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000г.N 316. Пункт 10 Правил устанавливает, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с п. 14 ст. 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года (редакция, вступившая в силу с 01.01.2008).
Такой порядок установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008г. N 52, согласно которому территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". При этом до 01.03.2008г. указанные сведения предоставляются в порядке, установленном ст. 22 Федерального закона "О государственном земельном кадастре". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Постановление Правительства Российской Федерации от 07.02.2008г. N 52 вступило в силу 20.02.2008г. в соответствии с п. 6 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", который соответствует ст. 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
На основании пункта 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. N 316 "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель", утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель в Свердловской области возлагается на Правительство Свердловской области.
Судом первой инстанции установлено, что результаты государственной кадастровой оценки земель были утверждены постановлением Правительства Свердловской области от 19 декабря 2008 года N 1347-ПП, которое было опубликовано в официальном средстве массовой информации - "Областной газете" N 407 от 24 декабря 2008 года (без приложений).
В примечании к постановлению указано, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков размещены на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети "Интернет", что соответствует правилам, установленным ст. 64 Устава Свердловской области, ст. ст. 93, 94, 103 областного Закона от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области".
Выписки о новой кадастровой стоимости земельных участков, сведения о кадастровой стоимости земельных участков были фактически размещены на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети "Интернет".
Таким образом, результаты государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008г. N 1347-ПП были надлежащим образом доведены до сведения налогоплательщиков в порядке, предусмотренном п.14 ст.396 НК РФ и Постановлении Правительства РФ N 52 от 07.02.2008г.
Вопрос о нарушении действующего законодательства при опубликовании Постановления Правительства Свердловской области N 1347-ПП от 19.12.2008г. был предметом исследования в Определении от 05.08.2009г. Верховного Суда Российской Федерации по делу N 45-ГО9-18.
Верховный Суд РФ установил, что официальный текст постановления Правительства Свердловской области 1347-ПП был опубликован в полном объеме в официальном источнике - Собрание Законодательства Свердловской области, в полном объеме постановление размещено на официальном сайте Правительства Свердловской области. Неопубликование в Областной газете приложений к обжалуемому постановлению Правительства Свердловской области не влечет нарушения прав налогоплательщиков (граждан и организаций) на получение информации о кадастровой стоимости земельных участков. Публикация постановления Правительства Свердловской области в областной газете без слов прилагается (приложения) не может свидетельствовать о том, что постановление нельзя признать официально опубликованным.
Кроме того, из материалов дела следует, что учреждение самостоятельно исчислило в соответствии с измененными сведениями о кадастровой стоимости земельных участков земельный налог за 2 квартал 2009 г., в связи с чем, неопубликование в Областной газете приложений к постановлению Правительства Свердловской области N 1347-ПП, не повлекло нарушения прав налогоплательщика. При указанных обстоятельствах ошибочное указание судом на конкретную дату доведения до сведения налогоплательщика кадастровой стоимости земельного участка 19.03.2009г. не влечет отмену судебного акта.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что судом не исследован вопрос о соблюдении налоговым органом трехмесячного срока для направления требования, предусмотренного ст.70 НК РФ, отклоняется, так как данный довод не приводился заявителем в суде первой инстанции, как основание для отмены оспариваемого требования. Между тем, данный срок налоговым органом не нарушен, так как налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу за 2 квартал 2009 г. в электронном виде представлен в налоговый орган 30.07.2009г., что подтверждается протоколом приема отчета (л.д.24). Выявив числящуюся за учреждением недоимку по земельному налогу со сроком уплаты 31.07.2009 в сумме 1 810 384руб., налоговым органом составлен документ о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента N 158195 от 06.08.2009 по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825, и направлено в адрес налогоплательщика требование N 106267 об уплате налога, сбора, пеней, штрафа по состоянию на 06.08.2009г.
Таким образом, оспариваемое требование выставлено в установленный трехмесячный срок, предусмотренный ст. 70 НК РФ.
Ссылка учреждения на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что требование подписано не уполномоченным лицом, отклоняется.
Как правильно установлено судом первой инстанции, Приказом по Межрайонной Инспекции ФНС РФ N 10 по Свердловской области от 05.05.2009 N 103/П "О распределении обязанностей по обеспечению руководством Межрайонной Инспекции ФНС РФ N 10 по Свердловской области" утвержден Порядок распределения обязанностей, согласно которому заместитель начальника инспекции В.В. Лукишин обеспечивает оперативное руководство контроля работы и координации деятельности: отдела регистрации и учета налогоплательщиков; отдела урегулирования задолженности (за исключением вопросов обеспечения процедур банкротства); отдела работы с налогоплательщиками N 2; отдела общего и хозяйственного обеспечения. Оспариваемое требование подписано заместителем начальника инспекции Лукишиным В.В. в соответствии с имеющимися полномочиями. Факт указания фамилии Филимонова М.В. - начальника инспекции, а не лица фактически подписавшего его Лукишина В.В., существенного значения не имеет, поскольку данное требование подписано уполномоченным лицом и заверено гербовой печатью инспекции.
Из обстоятельств дела следует, что оспариваемое требование соответствует закону, предусматривает взыскание задолженности при наличии соответствующих оснований, нарушений прав и законных интересов налогоплательщика не допущено.
Таким образом, решение суда от 14 января 2010 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Свердловской области "Первоуральский металлургический техникум" - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 января 2010 года по делу N А60-57477/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Свердловской области "Первоуральский металлургический техникум" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н.М. Савельева |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-57477/2009
Истец: ГБОУ СПО Свердловской области "Первоуральский металлургический техникум", ГОУ СПО Свердловской области "Первоуральский металлургический техникум"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 10 по Свердловской области
Хронология рассмотрения дела:
25.03.2010 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1863/2010