г. Томск |
Дело N 07АП-1798/11 |
Резолютивная часть постановления оглашена 30.03.2011г.
Полный текст постановления изготовлен 31.03.2011г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.Н. Хайкиной
судей: А.В. Солодилов, Т.В. Павлюк
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шкляр Т.Г.,с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Рыбин М.А. - доверенность от 21.03.2011г.
от заинтересованного лица: без участия, извещен
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 31.12.2010
по делу N А45-19485/2010 (судья Полякова В.А.)
по заявлению открытого акционерного общества "Сибтехгаз" им. Кима Ф.И. (ОГРН 1025401903471, ИНН 5405107128)
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Сибтехгаз" им. Кима Ф.И. (далее - ОАО "Сибтехгаз", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу (далее - Департамент, административный орган) от 11.10.2010 N А-389-в/2 о назначении административного наказания.
Решением от 31.12.2010 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным решением, Департамент обратился с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что выявление и доказательство самого факта выброса стационарными источниками вредных (загрязняющих) веществ без разрешения является достаточным для привлечения лица к административной ответственности.
Факты наличия у заявителя стационарных источников выброса, а также осуществления заявителем в период с 01 января по 31 мая 2010 года выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без специального разрешения, предусмотренного статьёй 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" подтверждаются материалами проверки, в том числе Расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду за первый квартал 2010 года (от 14.04.2010) и Расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду за второй квартал 2010 года (от 08.07.2010), в которых в разделе 1 заявителем отражено количество выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух его стационарными объектами.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В материалы дела поступило ходатайство от апеллянта об отложении рассмотрения дела в связи с нахождение представителя Департамента в командировке с 27.03.2011г. по 02.04.2011г.
Рассмотрев заявленное ходатайство суд апелляционной инстанции отклоняет его на том основании, что нахождение представителя юридического лица в командировке не является уважительной причиной для отложения рассмотрения дела. Доказательств невозможности направления в судебное заседание иного представителя Департаментов не представлено.
В отзыве ОАО "Сибтехгаз" возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствии представителя административного органа.
В судебном заседании представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы настаивал на ее удовлетворении.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в сентябре 2010 года прокурором Октябрьского района города Новосибирска при участии Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу в отношении ОАО "Сибтехгаз" была проведена проверка исполнения природоохранного законодательства.
По результатам проверки составлены акт о проведении проверки и справка с выводами относительно деятельности общества в части соблюдения требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха, в том числе законности осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Прокурор установил, что в проверяемом периоде общество осуществляло выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух на основании разрешения от 24.10.2006 N 2769 (сроком действия до 01.01.2010) и разрешения от 03.06.2010 N 2769 (сроком действия до 25.03.2015).
Таким образом, как заключил прокурор, в период с января по май 2010 года общество осуществляло выбросы вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.
При этом факт выброса вредных веществ в указанном периоде, по мнению прокурора, подтверждается расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду за первый и второй кварталы 2010 года, в которых заявителем отражено количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами.
13.09.2010 прокурором Октябрьского района города Новосибирска было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении открытого акционерного общества "Сибтехгаз" по части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
11.10.2010 государственным инспектором Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу вынесено постановление о привлечении открытого акционерного общества "Сибтехгаз" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Признавая недействительным и отменяя постановление Департамента, суд первой инстанции указал, что административным органом не представлено доказательств наличия в действиях общества события административного правонарушения.
Седьмой арбитражный апелляционный суд не может согласиться с данной позицией по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее Закон N96-ФЗ) под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, а под предельно допустимым уровнем физического воздействия на атмосферный воздух - норматив физического воздействия на атмосферный воздух, который отражает предельно допустимый максимальный уровень физического воздействия на атмосферный воздух, при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
В силу пункта 3 статьи 12 Закона N 96-ФЗ предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное воздействие на него без специального разрешения.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ образуют два противоправных действия, а именно действия лица по выбросу вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (или вредное воздействие на него) без специального разрешения, необходимого в силу п. 1 ст. 14 Закона N 96-ФЗ при наличии стационарного источника такого выброса или вредное воздействие на него без специального разрешения..
Материалами дела подтверждается, что открытым акционерным обществом "Сибтехгаз" осуществляется деятельность по производству жидких и газообразных продуктов разделения воздуха, то есть деятельность непосредственно связанная с вредными выбросами в атмосферный воздух.
В ходе проверки установлено, что общее количество источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на ОАО "Сибтехгаз" им. Кима Ф.И., в соответствии с проведенной инвентаризацией при разработке Проекта нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) (утв. Западно-Сибирским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 25.03.2010) - 7, из них неорганизованных - 3. Количество выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ - 18, из них 2 класса опасности - 2, третьего - 7, четвертого 6, для трех веществ класс опасности не установлен. Суммарный годовой выброс загрязняющих веществ по результатам инвентаризации составляет 6,71 т/год. Величина КОП составляет 109,9 (предприятие относится к 4 категории опасности).
Разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух в период с января 2010 года по май 2010 года у общества не было.
При этом факт осуществления заявителем в период с 01 января по 31 мая 2010 года выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без специального разрешения подтверждаются материалами проверки, в том числе Расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду за первый квартал 2010 года (от 14.04.2010) и Расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду за второй квартал 2010 года (от 08.07.2010), в которых в разделе 1т разделе 2 заявителем отражено фактическое количество выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух его стационарными объектами за отчетный период.
Указывая на отсутствие события административного правонарушения, суд первой инстанции отмечает, что пробы атмосферного воздуха в период с 01.01.2010 по 31.05.2010 от стационарных источников вредных выбросов в атмосферный воздух, принадлежащих открытому акционерному обществу "Сибтехгаз", не брались, их лабораторное исследование не проводилось, ни в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, ни в постановлении о привлечении юридического лица к административной ответственности не указаны сведения о количестве и концентрации вредных веществ, которые были выброшены в воздух стационарными источниками Общества в проверяемый период.
Однако судом первой инстанции не учтено, что состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ является формальным, наступление ответственности не зависит от количественных показателей выбросов вредных веществ в атмосферный воздух.
Диспозиция ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ предусматривает ответственность за факт выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (или вредное воздействие на него) без специального разрешения.
Учитывая, что административным органом в ходе проведения проверки установлен факт выбросов в отсутствие специального разрешения на выброс загрязняющих веществ, осуществление отбора проб для подтверждения правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, не требовалось.
Довод общества о том, что Расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду не могут быть приняты в качестве доказательств, не принимается судом апелляционной инстанции, так как
Данные расчеты составлены обществом, в них отражены фактические объемы выбросов вредных (загрязняющих) веществ от стационарных источников общества в отчетные периоды. Оснований для вывода о недостоверности этих расчетов у суда не имеется. Общество является действующим предприятием, деятельность которого непосредственно связанная с вредными выбросами в атмосферный воздух. Доказательств приостановления своей деятельности в период с 01.01.2010 по 31.05.2010 в материалы дела ОАО "Сибтехгаз" не представлено.
Учитывая изложенные обстоятельства, принимая во внимание, что обществом не представлено доказательств принятия всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действах ОАО "Сибтехгаз" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности не допущено.
Таким образом, ОАО "Сибтехгаз" правомерно привлечено к административной ответственности, основания для признания незаконным и отмены постановления от 11.10.2010 N А-389-в/2 отсутствовали.
Следовательно, решение суда первой инстанции подлежит отмене, так как выводы, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 31.12.2010 по делу N А45-19485/2010 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных открытым акционерным обществом "Сибтехгаз" им. Кима Ф.И. требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
Т.В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-181/09
Истец: ООО "Этикет-2000"
Ответчик: ООО "Торговый дом "ЛИА-Лев"
Третье лицо: ООО ТД" ЛИА- Лев", ООО "ТД "ЛИА-Лев"
Хронология рассмотрения дела:
04.05.2009 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1853/2009