г. Саратов |
Дело N А06-521/2009 |
"29" мая 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена "28" мая 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен "29" мая 2009 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей: Комнатной Ю.А., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поморовой Н.М.,
при участии в заседании:
от ООО "Строительная фирма "Стандарт" не явились, извещены надлежащим образом (уведомление N 99298),
судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам N 2 Рамазанова О.В. - не явилась, извещена надлежащим образом (уведомление N 99299),
от ООО СК "Стройтекс" не явились, извещены надлежащим образом,
от ГУ АРО ФСС - не явились, извещены надлежащим образом (уведомление N 99313),
от ГУ УПФР в Ленинском районе г. Астрахани - не явились, извещены надлежащим образом (уведомления N 99307, N 99311),
от ООО ТФ "Атлант" - не явились, извещены надлежащим образом,
от ОАО "СПМК N 39" - не явились, извещены надлежащим образом (уведомление N 99315),
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Астрахани - не явились, извещены надлежащим образом (уведомление N 99312),
ИП Сущевский О.В. - не явился, извещен надлежащим образом (уведомление N 99316),
ИП Гостев В.А. - не явился, извещен надлежащим образом (уведомление N 99303),
от ООО ПКФ "Макси-дом" - не явились, извещены надлежащим образом (уведомление N 99304),
от ООО "Смарт Хаус" - не явились, извещены надлежащим образом (уведомление N 99305),
от ООО ПКФ "Аст-Ролсен" - не явились, извещены надлежащим образом (уведомления N 99308, N 99309),
от ООО ПКФ "Астрахань-Телеком" - не явились, извещены надлежащим образом (уведомление N 99310),
от ООО УК "Спектр" - не явились, извещены надлежащим образом (уведомление N 99302),
от ООО "Астрапрайс" - не явились, извещены надлежащим образом (уведомление N 99301),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам N 2 Рамазановой О.В. (г. Астрахань)
на решение арбитражного суда Астраханской области от "20" марта 2009 года по делу N А06-521/2009, принятое судьей Грибановым Г.В.,
по заявлению ООО "Строительная фирма "Стандарт" (г. Астрахань)
заинтересованные лица: судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам N 2 Рамазанова О.В. (г. Астрахань),
ООО СК "Стройтекс" (г. Астрахань),
ГУ АРО ФСС (г. Астрахань),
ГУ УПФР в Ленинском районе г. Астрахани (г. Астрахань),
ООО ТФ "Атлант" (г. Астрахань),
ОАО "СПМК N 39" (г. Астрахань),
Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Астрахани (г. Астрахань),
ИП Сущевский О.В. (г. Астрахань),
ИП Гостев В.А. (г. Астрахань),
ООО ПКФ "Макси-дом" (г. Астрахань),
ООО "Смарт Хаус" (г. Астрахань),
ООО ПКФ "Аст-Ролсен" (г. Астрахань),
ООО ПКФ "Астрахань-Телеком" (г. Астрахань),
ООО УК "Спектр" (г. Астрахань),
ООО "Астрапрайс" (г. Астрахань),
о признании постановления судебного пристава-исполнителя об оценке от 19.01.2009г. недействительным
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Астраханской области обратилось ООО СФ "Стандарт" с заявлением о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам N 2 Рамазановой О.В. об оценке от 19.01.2009 года принятого по сводному исполнительному производству N47-св-2/08.
Решением арбитражного суда Астраханской области от 20.03.2009г. заявленные требования удовлетворены.
Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам N 2 Рамазанова О.В., не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представители ОАО "СПМК N 39" и ООО ТФ "Атлант" считают решение суда законным и обоснованным, в удовлетворении апелляционной жалобы просят отказать, по основаниям, изложенным в отзывах на апелляционную жалобу, рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей.
В материалах дела имеются ходатайства ООО ПКФ "Астрахань-Телеком", ООО УК "Спектр", ООО ПКФ "Макси-дом", о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей.
ИП Гостев В.А. извещен о времени и месте рассмотрения дела, в материалах дела имеется уведомление N 99303, на котором работником почтовой службы учинена надпись "возвращен по истечении срока хранения". В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 123 АПК РФ, лица, участвующие в деле считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленном арбитражным судом в установленном порядке, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд. Дело рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 1, 3 статьи 156 АПК РФ.
ООО СК "Стройтекс" извещено о времени и месте рассмотрения дела, в материалах дела имеется уведомление N 99300, N 99306, на котором работником почтовой службы учинена надпись "адресат от получения отказался". В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 123 АПК РФ, лица, участвующие в деле считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если адресат отказался от получения копии судебного акта и этот отказ зафиксирован. Дело рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 1, 3 статьи 156 АПК РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам N 2 Рамазановой О.В., ГУ АРО ФСС, ГУ УПФР в Ленинском районе г. Астрахани, Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Астрахани, ИП Сущевского О.В., ООО "Смарт Хаус", ООО ПКФ "Аст-Ролсен", ООО "Астрапрайс", надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании, открытом 26.05.2009г. объявлялся перерыв до 28.05.2009г. до 16 час. 30 мин.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 20.10.2008г. судебный пристав-исполнитель Савинова А.Р. со ссылкой на требования статьи 85 Федерального закона "Об исполнительном производстве", предусматривающей обязательное привлечение специалиста, вынесла постановление об участии специалиста по исполнительному производству, в рамках сводного исполнительного производства N 47-св-2/08 от 26.02.2008г, в соответствии с которым специалисту-оценщику ООО УК "Спектр" было поручено выполнить оценку объекта незавершенного строительства, процентной готовностью 28%, расположенного по адресу г.Астрахань ул.Д.Рида д.37 литер строения Ц.
Во исполнение постановления от 20.10.2008г. обществом с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Стройтекс" была произведена оценка указанного в постановлении недвижимого имущества и составлен Отчет об оценке N СЗ-025-2008 от 25.12.2008г. "Определение рыночной стоимости арестованного имущества общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Стройтекс" (т.2 л.д.1-68).
Как следует из данного отчета N СЗ-025-2008 от 25.12.2008г. произведенные расчеты и анализ позволили оценщику прийти к заключению, что рыночная стоимость объекта оценки - незавершенного строительством промышленного объекта, процентной готовностью 28%, расположенного по адресу: г. Астрахань ул.Д.Рида д.37, литер Ц, по состоянию на 17.12.2008г. составляет с учетом округления и НДС 18% - 4 330 000 рублей (т.2 л.д.3).
19.01.2009г. судебным приставом-исполнителем Рамазановой О.В. по сводному исполнительному производству N 47-св-2/08, было вынесено Постановление об оценке, согласно которому судебный пристав-исполнитель установил, что рыночная стоимость арестованного в ходе исполнительного производства имущества составляет - 4 330 000 рублей и постановил принять отчет об оценке N СЗ-025-2008 от 25.12.2008г (т.1 л.д.14).
Копия постановления об оценке от 19.01.2009г. была направлена всем лицам, участвующим в деле, заказными письмами с уведомлением о вручении, заявителем копия оспариваемого постановления была получена 21.01.2009г., что подтверждается штемпелем почтовой службы на конверте (т.1 л.д.15).
Не согласившись с произведенной судебным приставом-исполнителем оценкой арестованного имущества взыскатель ООО СФ "Стандарт" обратился в арбитражный суд с вышеизложенными требованиям.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции посчитал, что указанная в отчете итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки не является достоверной.
Апелляционная инстанция признает выводы суда законными и обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с положениями статьи 85 Федерального Закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007г. N 229-ФЗ оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь оценщика для оценки недвижимого имущества. Копии постановления судебного пристава-исполнителя об оценке имущества направляются сторонам исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения.
Если судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки отдельной вещи или имущественного права, то судебный пристав-исполнитель:
1) в акте (описи имущества) указывает примерную стоимость вещи или имущественного права и делает отметку о предварительном характере оценки;
2) назначает специалиста из числа отобранных в установленном порядке оценщиков;
3) выносит постановление об оценке вещи или имущественного права не позднее трех дней со дня получения отчета оценщика. Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке.
Согласно Информационному письму Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.05.2005г. N 92 в случае оспаривания величины стоимости объекта оценки в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, акта государственного органа, решения должностного лица или органа управления юридического лица (в том числе спора о признании сделки недействительной, об оспаривании ненормативного акта, о признании недействительным решения органа управления юридического лица и др.) судам следует учитывать, что согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу. Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В этом же информационном письме указано, что оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления самостоятельного иска возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица. При этом судам следует учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 52 Федерального закона "Об исполнительном производстве" оценку имущества должника производит судебный пристав-исполнитель. Поэтому даже в том случае, когда для оценки имущества судебный пристав-исполнитель привлекал независимого оценщика, в судебном порядке может быть оспорено только постановление этого пристава-исполнителя, определяющее цену такого имущества.
В силу изложенной правовой позиции Высшего арбитражного суда Российской Федерации судом правомерно отклонены доводы судебного пристава-исполнителя о том, что судебный пристав-исполнитель не вправе устанавливать стоимость арестованного недвижимого имущества и что стороны исполнительного производства должны обращаться с иском к оценщику по вопросу правильного установления стоимости имущества.
Кроме того, пунктом 1 статьи 85 Закона "Об исполнительном производстве" прямо указывлено, что оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам самостоятельно, независимо от того, что закон устанавливает дополнительную процедуру привлечения специалиста.
Таким образом, судом правомерно не принят довод судебного пристава-исполнителя о том, что проверка содержания отчета оценщика на предмет соответствия его требованиям Федерального Закона "Об оценочной деятельности" от 29.07.1998г. N 135-ФЗ и федеральным стандартам в области оценки не является обязанностью судебного пристава-исполнителя и не относится к его полномочиям.
Так в статье 11 Федерального Закона "Об оценочной деятельности" указаны обязательные общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки, согласно которым отчет об оценке объекта оценки не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
В отчете должны быть указаны стандарты оценки для определения соответствующего вида стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, а также принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, а также ограничения и пределы применения полученного результата и т.д.
При не соблюдении оценщиком прямо указанных в законе требований отчет об оценке не может признаваться надлежащим документом, содержание которого может быть положено в основу для последующих процессуальных действий должностных лиц государственных органов.
Суд первой инстанции, оценив в совокупности, как того требуют положения ст. 71 АПК РФ, доказательства по делу, отчет об оценке СЗ-025-2008 "Определение рыночной стоимости арестованного имущества ООО "СК "Стройтекс" от 25.12.2008г., выполненный ООО "УК Спектр", пришел к обоснованному выводу что указанная в отчете итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, не является достоверной, поскольку выводы оценщика о состоянии объекта оценка и наилучшем его использовании в виде разборки строения на конструктивные элементы с последующей их продажей, экономически не обоснованы, не подтверждены документально и не основаны на действующих строительных нормах и правилах.
Так при описании конструктивных характеристик здания оценщиком указываются следующие признаки износа конструктивных элементов здания, являющихся железобетонными конструкциями:
Фундамент - искривление горизонтальных линий цоколя без признаков увеличения осадочных деформаций;
Стены - горизонтальные трещины в простенках и вертикальные в перемычках, выпучивание бетонных слоев, протечки и промерзание панелей.
Перекрытия - трещины, прогибы, следы протечек или промерзаний в местах примыкания к наружным стенам, развивающиеся трещины у опорных участков плит, прогибы.
Также оценщиком в отчете отражено, что объект незавершенного строительства долгое время простаивал, подвергался агрессивному влиянию окружающей среды, негативному влиянию перепада температур и осадков, имеет все соответствующие признаки разрушения монолитных железобетонных изделий, выщелачивание бетона, оголение арматуры, коррозию металла, установлено также было установлено, что при строительстве была нарушена технология, проявились усадки фундамента, вследствие чего в нескольких местах выполнены стяжки металлическими уголками.
Оценщиком в отчете указывается, что при анализе наилучшего и наиболее эффективного использования объекта оценки используется, в числе прочих, критерий максимальной эффективности, то есть определение того факта, какой из вариантов использования здания будет приносить максимальный чистый доход или максимизирует текущую стоимость объекта оценки. В отчете специально оговорено, что наилучшее и наиболее эффективное использование объекта оценки является основополагающей предпосылкой для определения стоимости.
После проведения анализа наилучшего и наиболее эффективного использования строения оценщиком сделан итоговый вывод, что поскольку объектом является незавершенное строительством промышленное здание, находящееся в неудовлетворительном состоянии, наилучшим использованием признается разборка здания на конструктивные элементы и дальнейшая реализация железобетонных плит.
Как следует из отчета, в связи с данным выводом, оценщиком не были использованы иные существующие методы оценки объекта (затратный, доходный, сравнения продаж), поскольку дальнейшее завершение строительства и последующее использование построенного объекта путем продажи или в целях получения дохода не признано оценщиком наилучшими и наиболее эффективными способами использования объекта оценки.
В оспариваемом решении суд правомерно указал, что вывод оценщика о неудовлетворительном состоянии основных конструктивных элементов здания, не подтвержден документально и не основан на действующих строительных нормах и правилах, определяющих порядок определения степени физического износа строительных конструкций, степени снижения и потери их несущей способности, степень деформации как отдельных элементов, так и здания в целом, фактической работоспособности строительных конструкций.
Так при определении фактического состояния и работоспособности обследуемых строительных конструкций применяются следующие строительные нормы и правила: СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения", СНиП 2.01.07-85 "Нагрузки и воздействия с разд. 10 "Прогибы и перемещения", СНиП 2.02.01-83 "Основания зданий и сооружений", СНиП 2.03.01-84 "Бетонные и железобетонные конструкции", СНиП 2.09 02-85 "Производственные здания", СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения", СНиП 3.03.0187 "Несущие и ограждающие конструкции", ВСН 57-88(Р) "Положение по техническому обследованию жилых зданий", ВСН 61-89 (Р) "Реконструкция и капитальный ремонт жилых домов. Нормы проектирования", ВСН 53-86 (Р) "Правила оценки физического износа жилых зданий", МДС 12-4.2000 "Положение о порядке расследования причин аварий зданий и сооружений, их частей и конструктивных элементов на территории Российской Федерации".
Согласно указанным строительным нормам и правилам при обследовании зданий используются следующие категории состояния конструкции: нормальное, удовлетворительное, неудовлетворительное, аварийное.
Неудовлетворительное состояние конструкции характеризуется следующими признаками: имеются повреждения, дефекты и трещины, свидетельствующие об ограничении работоспособности и снижении несущей способности конструкций; нарушены требования действующих норм, но отсутствует опасность обрушения и угроза безопасности работающих; требуется усиление и восстановление несущей способности конструкций
Предаварийное или аварийное состояние конструкции характеризуется признаками: существующие повреждения свидетельствуют о непригодности конструкции к эксплуатации и об опасности ее обрушения, об опасности пребывания людей в зоне обследуемых конструкций; требуются неотложные мероприятия по предотвращению аварий; требуется капитальный ремонт с усилением или заменой поврежденных конструкций в целом или отдельных элементов
Из изложенного следует, что неудовлетворительное состояние отдельных конструктивных элементов здания не исключает использование объекта строительства по назначению, а означает необходимость принятия мер, направленных на усиление и восстановление несущей способности конструкций.
Даже при аварийном (критическом) состоянии строительных конструкций предполагается наличие необходимости проведения капитального ремонта с усилением или заменой поврежденных конструкций в целом или отдельных элементов, а не полный демонтаж строения.
Согласно требованиям указанных строительных стандартов состояние конструкций признается нормальным и удовлетворительным в случае, если величина прогибов и ширина раскрытия трещин не превышают допустимую по существующим нормам проектирования.
Строительными нормами и правилами определено, что при оценке технического состояния железобетонных строительных конструкций по внешним признакам дефектов и повреждений для установления категории - неудовлетворительное состояние, необходимо установить наличие одного из следующих признаков (по СНиП 2.03.01-84):
· трещины в растянутой зоне бетона, превышающие их допустимое раскрытие;
· трещины в сжатой зоне и в зоне главных растягивающих напряжений;
· прогибы элементов, вызванные эксплуатационными воздействиями, превышают допустимые более чем на 30 %;
· бетон в растянутой зоне на глубине защитного слоя между стержнями арматуры легко крошится;
· пластинчатая ржавчина или язвы на стержнях оголенной рабочей арматуры в зоне продольных трещин или на закладных деталях, вызывающие уменьшение площади сечения стержней от 5 до 15 %;
· снижение ориентировочной прочности бетона в сжатой зоне изгибаемых элементов до 30% и в остальных участках - до 20 %;
· провисание отдельных стержней распределительной арматуры,
· выпучивание хомутов, разрыв отдельных из них, за исключением хомутов сжатых элементов ферм вследствие коррозии стали (при отсутствии в этой зоне трещин);
· уменьшенная против требований норм и проекта площадь опирания сборных элементов при коэффициенте заноса К=1,6;
· высокая водо - и воздухопроницаемость стыков стеновых панелей.
При определении значений геометрических параметров элементов, прогибов и деформации обследуемых конструкций следует учитывать, что допустимые пределы деформаций и прогибов зависят от материала и вида конструкций и регламентируются нормами проектирования конструкций зданий.
Как следует из отчета, при обследовании строительных конструкций оценщиком было установлено наличие трещин, прогибов, искривление горизонтальных линий, без определения степени их несоответствия допустимым пределам, установленным нормами проектирования конструкций зданий, что не позволяет сделать вывод о наличии признаков, позволяющих отнести обследуемые конструкции к категории, находящихся в неудовлетворительном состоянии.
Таким образом, имеющийся в отчете об оценке вывод о нахождении незавершенного строительством здания в целом и его отдельных строительных конструкций в неудовлетворительном состоянии, не подтвержден документально и не основан на строительных стандартах и нормах.
При определении оценщиком технического состояния строительных конструкций в отчете об оценке должно быть указано, какими строительными нормами руководствовался оценщик, определяя состояние конструкции как неудовлетворительное.
Также следует отметить, что в отчете об оценке не содержится сведений о том, что лицо, производившее визуальное обследование строительных конструкций, обладает специальными познаниями в области строительства и технического обследования строительных конструкций, что позволяет ему самостоятельно оценить по внешним признакам техническое состояние железобетонных строительных конструкций и отнести их к соответствующей категории.
Как уже указывалось, после проведения анализа наилучшего и наиболее эффективного использования строения, оценщиком сделан вывод, что наилучшим использованием является разборка здания на конструктивные элементы.
Поскольку данный вывод был сделан оценщиком, исходя из неверной предпосылки, что здание и его конструктивные элементы находятся в неудовлетворительном состоянии, он не может быть признан истинным и достоверным.
В отчете отсутствуют сведения о том, в какой форме и с использованием какого математического или экономического инструментария, осуществлялся анализ наилучшего и наиболее эффективного использования объекта оценки и на каких экономически обоснованных расчетах, сделан вывод, что наилучшим использованием объекта оценки признается разборка здания на конструктивные элементы и дальнейшая реализация железобетонных плит.
По существу раздел отчета "Анализ наилучшего и наиболее эффективного использования" содержит только перечисление существующих критериев, которые должны использоваться при проверке различных вариантов использования объекта оценки.
В самом разделе не имеется сведений о проведенных экономических расчетах при анализе каждого из существующих вариантов использования объекта оценки, что также не позволяет признать приведенный в отчете вывод экономически обоснованным и достоверным.
Статья 11 Закона "Об оценочной деятельности определяет", что отчет об оценке объекта оценки не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение.
В Федеральном стандарте оценки "Требования к отчету об оценке", утвержденном Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007г. N 254 определено, что при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов:
- информация, приведенная в отчете об оценке, использованная или полученная в результате расчетов при проведении оценки, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки, должна быть подтверждена (принцип обоснованности);
- состав и последовательность представленных в отчете об оценке материалов и описание процесса оценки должны позволить полностью воспроизвести расчет стоимости и привести его к аналогичным результатам (принцип проверяемости);
Исходя из вышеизложенного, апелляционный суд находит вывод суда о допущенных оценщиком нарушениях принципов обоснованности и принципа проверяемости обоснованным, поскольку вывод оценщика о наилучшем и наиболее эффективном способе использования объекта оценки является произвольным, поскольку не основан на каких-либо исследованиях и не подтвержден соответствующими экономическими расчетами.
Поскольку предметом судебного исследования является не вопрос о фактическом состоянии конструктивных элементов здания, что требует специальных познаний в области строительства, а исследование вопроса о соответствии выводов оценщика существующим нормативно-техническим актам.
Судом правомерно не рассматривался вопрос о необходимости назначения по делу судебно-строительной экспертизы, предметом исследования которой мог бы являться вопрос о фактическом состоянии конструктивных элементов объекта оценки и наличии признаков, позволяющих определить техническое состояние здания и отнесение его к определенной категории.
В апелляционной жалобе судебный пристав-исполнитель, анализируя положения ФЗ "Об исполнительном производстве", ссылается на то, что действия пристава могут быть обжалованы только в случае проведения им оценки самостоятельно, без привлечения независимого оценщика. В случае же привлечения независимого оценщика стоимость арестованного имущества должна оспариваться в порядке искового производства. Также, пристав-исполнитель считает, что законом не предусматривается порядок и вообще возможность не утверждения отчета об оценке недвижимого имущества, выполненного независимым оценщиком.
Апелляционный суд считает данный указанный довод несостоятельным по следующим основаниям.
Как было указано выше, в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.05.2005 г. N 92 говорится о том, что оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем самостоятельного иска возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Федерального закона "Об исполнительном производстве" оценку имущества должника производит судебный пристав-исполнитель. Поэтому даже в том случае, когда для оценки имущества судебный пристав-исполнитель привлекал независимого оценщика, в судебном порядке может быть оспорено только постановление этого пристава-исполнителя, определяющее цену такого имущества.
Таким образом, доводы пристава-исполнителя не основаны на положениях статьи 85 ФЗ "Об исполнительном производстве", указывающей, что оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, независимо от дополнительной процедуры привлечения специалиста, установленной законом.
Из анализа норм ФЗ "Об оценочной деятельности" следует, что при не соблюдении оценщиком прямо указанных в законе требований отчет об оценке не может признаваться надлежащим документом, содержание которого может быть положено в основу для последующих процессуальных действий должностных лиц государственных органов.
Таким образом, учитывая, что оспаривание величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, возможно только в форме оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя об оценке арестованного имущества, в обязанности судебного пристава входит не только соблюдение процессуальных моментов исполнительного производства, но и проверка отчета об оценке на предмет полноты и обоснованности проведенного исследования.
Исходя из вышеизложенного, вывод суда о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам N 2 Рамазановой О.В. об оценке от 19.01.2009 года принятого по сводному исполнительному производству N47-св-2/08, является законным и обоснованным, соответствующим материалам дела и действующему законодательству.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения. Кроме того, им дана надлежащая оценка судом первой инстанции.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Астраханской области от "20" марта 2009 года по делу N А06-521/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам N 2 Рамазановой О.В. без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-521/2009
Истец: ООО "Строительная фирма "Стандарт"
Ответчик: Судебный пристав-исполнитель МО N 2 по ОИП УФССП Астраханской области Рамазанова О.В.
Третье лицо: Пенсионный фонд РФ Управление (Государственное учреждение) В Ленинском районе г . Астрахани, ООО ТФ "Атлант", ООО СК "Стройтекс", ООО ПКФ "Макси Дом", ООО ПКФ "Астрахань-Телеком", ООО ПКФ "Аст-Ролсен", ООО "Экспертно-оценочная компания "Астрапрайс", ООО "Управляющая компания "Спектр", ООО "СМАРТ ХАУС", ООО "СК "Стройтекс", ООО ПКФ "Аст-Ролсен", ОАО "СПМК N 39", ИП Сущевский О.В., ИП Гостев В.А., Инспекция федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Астрахани, ГУ УПФР в Ленинском районе г. Астрахани, ГУ АРО Фонда социального страхования РФ
Хронология рассмотрения дела:
29.05.2009 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3339/2009