г. Саратов |
Дело N А12-3681/2009 |
резолютивная часть постановления оглашена 08 июня 2009 года.
в полном объеме постановление изготовлено 08 июня 2009 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Клочковой Н.А., судей Телегиной Т.Н., Агибаловой Г.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Судаковой Н.В.,
при участии в судебном заседании представителей сторон:
от прокуратуры - не явились, извещены,
от иных лиц - не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Руднянского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области на решение арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-3681/2009 от 31 марта 2009 года (судья Пильник С.Г.)
по иску Первого заместителя прокурора Волгоградской области,
к Территориальному управлению Руднянского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области,
ОАО "Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ" в лице Еланского отделения N 3990,
третье лицо:
Центральный банк РФ в лице Главного управления ЦБ РФ по Волгоградской области
о признании недействительным договора N 64/15 банковского счета и применении последствий недействительности сделки,
УСТАНОВИЛ
Первый заместитель прокурора Волгоградской области обратился в арбитражный суд Волгоградской области с иском о признании недействительным (ничтожным) договора N 64/15 банковского счета N 40703810311303000001, заключенного 04 апреля 2006 года между ОАО "Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации", в лице Еланского отделения N 3990 и Территориальным управлением Руднянского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, а также применении последствий недействительности ничтожной сделки путем закрытия указанного счета.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 31 марта 2009 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик, Территориальное управление Руднянского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда Волгоградской области от 31 марта 2009 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в исковых требованиях.
Заявитель жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству:
- оспариваемый счет не является счетом бюджета,
- счет открыт исключительно для учета средств, подлежащих выдаче наличными,
- положения законодательства о конкуренции на отделение казначейства не распространяются.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы участников процесса, изучив доводы апелляционной жалобы, в открытом судебном заседании апелляционная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, между ОАО "Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации", в лице Еланского отделения N 3990 и Территориальным управлением Руднянского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, заключен договор N 64/15 банковского счета, на основании которого открыт счет N 40703810311303000001 для осуществления расчетно-кассового обслуживания клиента в соответствии с действующим законодательством (л.д.12-16).
Статья 215 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов.
В силу ст. 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей принцип единства кассы, зачисление всех доходов бюджета (в том числе и местного) и осуществление всех расходов бюджета может производиться только с единого счета бюджета, что исключает возможность открытия уполномоченными органами и учреждениями муниципального образования каких - либо бюджетных счетов в банковских учреждениях помимо единого счета бюджета муниципального образования.
Из спорного договора не следует, что открытый ответчиками в коммерческом банке счет N 40703810311303000001 является единым счетом бюджета Территориального управления Руднянского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, следовательно, договор противоречит требованиям статьи 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 155 Бюджетного кодекса Российской Федерации счета бюджетов обслуживает Банк России.
Виды операций со средствами бюджета приведены в статье 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой кредитные организации могут, в частности выполнять функции Банка России, предусмотренные пунктом 2 статьи 155 данного Кодекса, в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.
В целях управления средствами федерального бюджета, государственным долгом и совершения платежей Федеральному казначейству предоставлено право открывать и закрывать иные счета федерального бюджета.
Счета Федерального казначейства в Банке России и кредитных организациях ведутся на основании договоров, заключаемых и исполняемых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных гражданским кодексом.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что единый счет бюджета Территориального управления Руднянского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области подлежит открытию только в учреждениях Банка России.
В силу пункта 2 статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также пункта 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 17 июня 2004 года N 12-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации_" "соответствующей территорией" следует понимать как территорию одного субъекта Российской Федерации или территорию муниципального образования (если в них действуют территориальное учреждение Банка России по данному субъекту Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети на территории муниципального образования), так и территория нескольких субъектов Российской Федерации или территория определенного числа муниципальных образований (если в соответствующих территориальных границах действуют территориальной учреждение Банка России по нескольким субъектам Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети, деятельность которых распространяется на территорию определенного числа муниципальных образований)".
В соответствии со статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации Отделение казначейства является получателем бюджетных средств.
Суд первой инстанции правомерно установил, что на территории р.п. Елани Волгоградской области имеется учреждение Банка России - расчетно-кассовый центр р.п. Елани Главного Управления Центрального Банка РФ по Волгоградской области (что не оспаривается ответчиками), и что данное учреждение способно осуществлять функции по обслуживанию счета бюджета бюджетных организаций и органов местного самоуправления, расположенных на территории Руднянского района.
Данный вывод основан на имеющихся в деле доказательствах (л.д.34).
Поэтому вывод суда о том, что договор банковского счета N 64/15 заключен в нарушение части 2 статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации является обоснованным.
В соответствии со статьей 18 Закона о конкуренции, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания следующих финансовых услуг, в том числе открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам.
Как следует из материалов дела, конкурс на выбор кредитно-банковской организации на обслуживание счетов не проводился.
Довод Отделения казначейства о том, что счет, открытый на основании оспариваемого договора, не подлежит открытию в учреждении Банка России, так как не является счетом бюджета, а является счетом, предназначенным для осуществления операций с наличными деньгами получателей средств федерального бюджета является ошибочным, поскольку статья 244 Бюджетного кодекса Российской Федерации не предусматривает открытие Федеральным казначейством иных счетов, кроме счетов федерального бюджета.
Суд первой инстанции закономерно, в соответствии со статьями 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, признал заключенный ответчиками договор N 64\15 банковского счета ничтожной сделкой и применил последствия недействительности данной сделки путем возложения на банк обязанности закрыть банковский счет N 40703810311303000001, открытый во исполнение ничтожной сделки.
Оснований для отмены либо изменения принятого по делу решения судебная коллегия не находит.
Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 31 марта 2009 года по делу N А12-3681/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Направить копии постановления арбитражного суда апелляционной инстанции лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.А. Клочкова |
Судьи |
Г.И. Агибалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-3681/09
Истец: Прокуратура Волгоградской области
Ответчик: Территориальное управление Руднянского муниципального района КБФПиК Администрации Волгоградской области, ОАО "Акционерный коммерческий сберегательный банк РФ" в лице Еланского отделения N 3990
Третье лицо: Центральный банк РФ в лице главного управления ЦБ РФ по Волгоградской области
Хронология рассмотрения дела:
08.06.2009 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3615/2009