г. Самара |
|
04 апреля 2011 г. |
Дело N А55-23972/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2011 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 апреля 2011 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Засыпкиной Т.С., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Хархавкиным А.А.,
с участием:
от открытого акционерного общества "Межрегиональный Волго-Камский банк реконструкции и развития" - Макридин А.М., доверенность от 14.05.2010 года, N 80;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары - Корольчук С.А., доверенность от 01.11.2010 года, N 04-05/2570;
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 марта 2011 г., в зале N 7, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 24 января 2011 года
по делу N А55-23972/2010, судья Харламов А.Ю.,
по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональный Волго-Камский банк реконструкции и развития" (ИНН: 6317009589; ОГРН: 1026300001782), г. Самара,
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары,
о взыскании процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога, сборов, пени, штрафов,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Межрегиональный Волго-Камский банк реконструкции и развития" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд Самарской области с требованием, с учётом уменьшения размера заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, взыскать с ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган) в пользу открытого акционерного общества "Межрегиональный Волго-Камский банк реконструкции и развития" проценты на сумму излишне взысканного налога, сборов, пени, штрафов в размере 889 642 руб. 66 коп. за период с 16 января 2010 года по 11 июня 2010 года.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24 января 2011 года требования удовлетворены.
Не согласившись с судебным актом, налоговый орган подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
В апелляционной жалобе налоговый орган указывает, что налоговый орган действовал в рамках соблюдения норм законодательства о налогах и сборах и не допускал излишнее взыскание налогов, а наоборот, взыскание сумм налогов, пеней и штрафа производилось по причине неисполнения требования налогового органа на основании решения N 15-12/7 "О привлечении к налоговой ответственности" которое на тот момент имело свою законную силу. Инспекцией при получении вступившего в законную силу судебного акта о признании незаконным решения N 15-12/7 от 13.10.09 г. произведено уменьшение на лицевом счёте налогоплательщика начисленных выездной проверкой сумм налогов, пеней и штрафов, о чем свидетельствуют приложенные к материалам дела выписки из лицевого счета налогоплательщика. Считает, что инспекцией произведен возврат заявленных налогоплательщиком сумм, что подтверждается имеющимися в деле платежными поручениями.
В судебном заседании представитель налогового органа доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель заявителя считает решение суда законным и обоснованным по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве от 28.03.2011 г. Просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения полностью.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в соответствии с требованиями статей 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия апелляционной инстанции, исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, объяснений лиц, участвующих в деле, отзыва на жалобу, пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, при этом исходила из следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции налоговым органом в отношении общества была проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой налоговым органом было принято решение от 13 октября 2009 года N 15-12/7, которым заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа за неполную уплату налога на прибыль за 2007 год в размере 945 705 руб. 00 коп.; в виде штрафа за неполную уплату налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъектов Российской Федерации (консолидированный) за 2007 год в размере 2 270 798 руб. 00 коп.; начислены пени на недоимку по налогу на прибыль, зачисляемому в Федеральный бюджет за 2007 год в сумме 975 906 руб. 00 коп.; начислены пени на недоимку по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъектов Российской Федерации (консолидированный) за 2007 год в сумме 2 627 333 руб. 00 коп.; с предложением заявителю уплатить недоимку по налогу на прибыль, зачисляемому в Федеральный бюджет за 2007 год в сумме 5 008 310 руб. 00 коп.; недоимку по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъектов Российской Федерации (консолидированный) за 2007 год в сумме 13 483 911 руб. 00 коп.
Обществу было выставлено требование по состоянию на 08.12.2009 года N 6379 с предложением уплатить в срок до 18.12.2009 года начисленные указанным решением от 13.10.2009 года N 15-12/7 недоимку, пени и штрафы в общей сумме 26 468 707 руб. 80 коп.
Поскольку налогоплательщик требование не исполнил, налоговым органом заявителю были выставлены инкассовые поручения, которые общество исполнило.
Суд первой инстанции согласился с позицией заявителя, что перечисление обществом в целях исполнения выставленных налоговым органом инкассовых поручений является не добровольным исполнением налогоплательщиком налоговых обязательств, а принудительным взысканием налоговым органом с налогоплательщика начисленных сумм налогов, пени и штрафов, предложенных ему к уплате в отсутствие предусмотренной законом налоговой обязанности.
Суд первой инстанции исходя из статей 46, 47, 69, 76 Налогового кодекса Российской Федерации обоснованно отметил, что требование налогового органа об уплате налога является мерой государственного принуждения, которая, в свою очередь, также обеспечена мерами государственного принуждения (обращение взыскания на денежные средства и иное имущество налогоплательщика, приостановление операций по его счетам в банке), следовательно, в рассматриваемом случае не имеется предусмотренных законом оснований для квалификации уплаченных заявителем во исполнение требования по состоянию на 08.12.2009 года N 6379 сумм начисленных налогов, пеней и штрафов, как "добровольно" уплаченных, а не принудительно взысканных налоговым органом денежных сумм во исполнение данного ненормативного правового акта.
Согласно материалам дела общество, не согласившись с решением налогового органа от 13.10.2009 года N 15-12/7 и с требованием по состоянию на 08.12.2009 года N 6379, обжаловало данные ненормативные правовые акты в арбитражный суд Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12.03.2010 года по делу N А55-38096/2010, признаны недействительными решение от 13.10.2009 года N 15-12/7 и требование по состоянию на 08.12.2009 года N 6379. Решение суда первой инстанции было оставлено без изменений постановлениями Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда и Федерального арбитражного суда Поволжского округа.
В соответствии со статьей 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда (пункт 3).
Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
В соответствии с пунктом 5 статьи 79 НК РФ проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что обществом в налоговый орган были направлены заявления о возврате взысканных на основании недействительных решения и требования заявлений сумм налогов, штрафов, пени от 24.05.2010 года (том 1 л.д. 114-122).
Налоговым органом по результатам рассмотрения указанных заявлений были приняты соответствующие решения о возврате и посредством платежных поручений от 11.06.2010 года произведен возврат взысканных с заявителя денежных средств в общей сумме 26 468 707 руб. 80 коп.
Согласно материалам дела фактически налоговый орган осуществил возврат заявителю взысканных сумм налогов, пени и штрафов в указанном размере только 11.06.2010 года.
Судом был проверен расчет начисленных заявителем процентов в общей сумме 889 642 руб. 66 коп. за период с 16 января 2010 года по 11 июня 2010 года (том 1 л.д. 92), налоговым органом контррасчет процентов представлен не был. Возражений по расчету не представлено.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования заявителя.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 24 января 2011 года по делу N А55-23972/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-23972/2010
Истец: ОАО "Межрегиональный Волго-Камский банк реконструкции и развития"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары
Хронология рассмотрения дела:
04.04.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2642/2011