г. Москва |
Дело N А40-56341/10-24-469 |
05 апреля 2011 г. |
N 09АП-5173/2011-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 05 апреля 2011 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Банина И.Н.,
Судей: Катунова В.И., Семикиной О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Грибановой М.Е.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Транс"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 03.11.2010г.
по делу N А40-56341/10-24-469 принятое единолично судьёй Мироненко Э.В.
по иску Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" в лице Кавказского отряда ведомственной охраны структурного подразделения филиала Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" на Северо-Кавказской железной дороге
к обществу с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Транс"
с участием открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказской железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора
о взыскании 63 273, 89 руб.
при участии представителей:
от ответчика - Добко В.А. по доверенности N 56/11 от 03.11.2010г., Мартынов В.В. по доверенности N 2/2011 от 11.01.2011г.
УСТАНОВИЛ
Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" в лице Кавказского отряда ведомственной охраны структурного подразделения филиала Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" на Северо-Кавказской железной дороге обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Транс" о взыскании 63 273 руб. 89 коп. задолженности за оказанные услуги за сверхнормативную охрану на основании договора N УВО1708/01-04-023-0176 от 18.12.2008г.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03.11.2010г. по делу N А40-56341/10-24-469 исковые требования удовлетворены с отнесением на ответчика расходов по уплате госпошлины.
Ответчик не согласился с принятым решением, обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Ответчик полагает, что оспариваемое решение вынесено без учёта фактических обстоятельств, с нарушением норм материального права. В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, представил письменные пояснения.
Истец не согласился с доводами апелляционной жалобы, направил письменный отзыв, в котором опроверг доводы ответчика. В судебное заседание представитель истца, надлежвщим образом извещённого о времени и месте его проведения, не явился, каких-либо заявлений и ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не направил.
Третье лицо направило письменный отзыв, в котром указало, что предъявленным иском и апелляционной жалобой права и законные интересы третьиго лица не нарушены и просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей истца и третьего лица в порядке, предусмотренном статьёй 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей ответчика, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда города Москвы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 18.12.2008г. между ООО "ЛУКОЙЛ-Транс" (Заказчик) и ФГП ВО ЖДТ России (Охрана) был заключен договор N УВО1708/01-04-023-0176 (далее договор), по которому Охрана обязалась оказывать ООО "ЛУКОЙЛ-Транс" возмездные услуги в соответствии с главой 39 Гражданского кодекса РФ по сменному сопровождению и охране вагонов, контейнеров с грузами в пути следования перевозимых железнодорожным транспортом по территории Российской Федерации, а Заказчик обязался своевременно оплачивать Охране оказываемые услуги (п.п. 2.1).
Пунктами 4.7.1-4.7.3 договора предусмотрено, что при задержке в пути следования, а также на станциях отправления, назначения входной (выходной) пограничной передаточной и припортовой станциях охраняемых вагонов, контейнеров с грузами по причинам, зависящим от Заказчика, с Заказчика дополнительно взимаются сборы за их сверхнормативную охрану. Сборы взимаются по ставкам сбора с учетом индекса дефлятора, установленного Охраной, и действующего на дату предъявления груза к перевозке за каждый вагон, контейнер независимо от количества их в отправке. Время сверхнормативной охраны на станциях отправления исчисляется после истечения 24 часов с момента приема Охраной вагонов, контейнеров с грузами под охрану на железнодорожных путях общего пользования и до убытия их со станции и определяется на основании составленного в соответствии с Правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом акта общей формы, который подписывается Перевозчиком и Охраной.
01.12.2009г. по станции Татьянка Приволжской железной дороги грузоотправителем ООО "Лукойл-Волгограднефтепереработка" погружено 6 цистерн (N 50614080, 57234148, 50394386, 50578293, 51179190, 50580471) с номенклатурным грузом - бензин специальный, принадлежащим ООО "ЛУКОЙЛ-Транс", в адрес грузополучателя ООО "РН-ТУАПСЕНЕФТЕПРОДУКТ", станция назначения Туапсе сортировочная. Перевозка была оформлена по дорожной ведомости N ЭГ 918413 (т. 1, л.д. 17-18).
04.12.2009г. в 19 ч. 35м. состав поезда N 2913 с вышеуказанными цистернами с грузом ООО "ЛУКОЙЛ-Транс" был задержан в пути следования по станции Гиагинская республика Адыгея согласно приказа управления Северо-Кавказской железной дороги N 96 от 05.12.2009т. в связи с отказом грузополучателя от приёма груза из-за отсутствия емкостей для погрузки. Данный факт подтверждается актом общей формы N 1/87 от 05.12.2009г., составленным начальником железнодорожной станции Еиагинская в присутствии стрелка Кавказского отряда ВО структурного подразделения филиала ФГП ВО ЖДТ России на СКЖД (т. 1, л.д. 21). Таким образом, состав с грузом ООО "ЛУКОЙЛ-Транс" находился на ст. Гиагинская до момента отправления 08.12.2009г.
08.12.2009г. в 14 ч. 00 м. поезд N 2913, в составе которого находились цистерны с грузом ООО "ЛУКОЙЛ-Транс" был отправлен на станцию назначения Туапсе - сортировочная, согласно приказу управления Северо-Кавказской железной дороги N 141 от 08.12.2009г. Об отправке вышеуказанного состава был подготовлен и подписан начальником железнодорожной станции Гиагинская в присутствии стрелка Кавказского отряда ВО акт общей формы N 1/88 от 08.12.2009г. (т. 1, л.д. 23). Так же факт отправки подтверждается данными натурного листа поезда N 291ЗТД автоматизированной системы ОАО "РЖД" ("Справочной системы ЦИТ Транс").
Таким образом, сверхнормативное время простоя цистерн с грузом ООО "ЛУКОЙЛ-Гране" по ст. Гиагинская составило 90 ч. 35 м. (с 19 ч. 35 м. 04.12.2009г. по 14 ч. 00 м. 08.12.2009г.).
В течение вышеуказанного периода времени (с 04.12.2009г. по 08.12.2009г.) вся группа вагонов находилась под непрерывной охраной и визуальным наблюдением работников ведомственной охраны Кавказского отряда. Данный факт подтверждается ответом на запрос истца за исх. N 1013 от 25.12.2009г. (л.д. 25) начальника ж/д станции Гиагинская Козлеевой Н.В., подтверждающим, что в период с 19 час 35 мин 04.12.2009г. до 14 час. 00 мин. 08.12.2009г. 68 вагонов (гл. 51949760, хв. 57339640) находились под непрерывной охраной за весь сверхнормативный период. Согласно натурному листу (т. 1, л.д. 19-20) цистерны N 50614080, 57234148, 50394386, 50578293, 51179190, 50580471 с бензином ответчика входят в состав указанных вагонов.
Ставки сбора за сверхнормативную охрану в пути следования установлены Приказом ФГП ВО ЖДТ России от 25.09.2008г. N К-10/333 и на дату предъявления указанных выше цистерн с грузом к перевозке составляли 2 357 руб. за каждые вагоно-сутки. Согласно справке-расчету по сверхнормативной охране вагонов с грузами (т. 1, л.д. 31), задолженность истца перед ответчиком составила 63 273 руб. 89 коп.
03.03.2010г. Охраной в адрес ООО "ЛУКОЙЛ-Транс" была направлена претензия с просьбой оплатить задолженность за сверхнормативную охрану груза в сумме 63 273 руб. 89 коп.
На данное письмо ООО "ЛУКОЙЛ-Транс" 18.01.2010. ответило отказом, сославшись на отсутствие на отсутствие вины заказчика, что послужило истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор по существу, Арбитражный суд города Москвы пришёл к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что ответчик не отказывался от услуг ФГП ВО ЖДТ России по охране груза в период нахождения на станции ввиду отсутствия емкостей у контрагента ответчика.
Арбитражный апелляционный суд находит такой вывод суда первой инстанции законным, обоснованным и считает, что судом установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для его отмены.
Договором от 18.12.2008г. N УВО1708/01-04-023-0176 между ФГП "Ведомственная охрана ЖДТ РФ" и ООО "ЛУКОЙЛ-Транс" предусмотрено оказание услуг по сопровождению и охране вагонов, контейнеров с грузами в пути следования при перевозке железнодорожным транспортом.
Правоотношения сторон, установленные вышеуказанным договором регулируются главой 39 Гражданского кодекса РФ (возмездное оказание услуг).
Согласно пункту 4.7.1. договора при задержке в пути следования, а так же на станциях отправления, назначения охраняемых вагонов, контейнеров с грузами по причинам, зависящим от заказчика (уполномоченных лиц заказчика) с последнего дополнительно взимаются сборы за их сверхнормативную охрану, которые оплачиваются по отдельно выставляемому структурным подразделением охраны счёту с приложением всех подтверждающих задержку документов.
В соответствии с пунктом 1.8 договора уполномоченными лицами заказчика являются грузоотправитель и грузополучатель.
В соответствии с пунктом 1.10 договора сверхнормативная охрана - это дополнительная охрана вагонов (контейнеров) с грузами при их задержке в пути следования, на железнодорожных путях (местах) общего пользования станций отправления, назначения, пограничных передаточных и припортовых станций по причинам, зависящим от заказчика (уполномоченного лица заказчика).
По станции Татьянка Приволжской железной дороги грузоотправителем ООО "Лукойл-Волгограднефтепереработка" 01.12.2009г. было погружено 6 цистерн с номенклатурным грузом - бензин специальный, принадлежащий ООО "ЛУКОЙЛ-Транс" в адрес грузополучателя ООО "РН-ТУАПСЕНЕФТЕПРОДУКТ", станция назначения Туапсе-сортировочная. Данная перевозка подтверждается дорожной ведомостью N ЭГ 918413.
Состав поезда N 2913 с вышеуказанными цистернами с грузом ООО "ЛУКОЙЛ-Транс" 04.12.2009г. в 19 ч. 35 м. был задержан в пути следования по станции Гиагинская республики Адыгеи согласно приказа управления Северо-Кавказской железной дороги N 96 от 05.12.2009г. в связи с отказом грузополучателя от приёма груза из-за отсутствия емкостей для погрузки. Данный факт подтверждается актом общей формы N 1/87 от 05.12.2009г., составленным начальником железнодорожной станции Кавказская в присутствии стрелка Кавказского отряда ВО филиала ФГП ВО ЖДТ России на СКЖД, а так же данный факт подтверждён третьим лицом (ОАО "РЖД") в своём отзыве, представленным в материалы дела. Таким образом, состав с грузом ООО "ЛУКОЙЛ-Транс" находился на ст. Гиагинская до момента отправления 14 ч.00 м. 08.12.2009г. В течение вышеуказанного периода времени вся группа вагонов находилась под непрерывной охраной и визуальным наблюдением работников ведомственной охраны Кавказского отряда.
08.12.2009г. в 14 ч. 00 м. поезд N 2913, в составе которого находились цистерны с грузом ООО "ЛУКОЙЛ-Транс" был отправлен на станцию назначения Туапсе-сортировочная, согласно приказу управления Северо-Кавказской железной дороги N 141 от 08.12.2009г. Об отправке вышеуказанного состава был подготовлен и подписан начальником железнодорожной станции Кавказская в присутствии стрелка Кавказского отряда ВО акт общей формы N 1/88 от 08.12.2009г.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то обстоятельство, что сроки доставки груза перевозчиком не были нарушены. Груз был доставлен до истечения сроков доставки, указанных в дорожной ведомости N ЭГ 918413.
Как указывалось выше, в соответствии с пунктом 1.10 договора сверхнормативная охрана - это дополнительная охрана вагонов (контейнеров) с грузами при их задержке в пути следования, на железнодорожных путях (местах) общего пользования станций отправления, назначения, пограничных передаточных и припортовых станций по причинам, зависящим от заказчика (уполномоченного лица заказчика). В целом, сверхнормативная охрана это охрана вагонов с грузом отставленных от движения по различным причинам, которая осуществляется на промежуточных станциях, как правило, не имеющих ограждения, теле-видео комплексов наблюдения других технических средств охраны. Вышеназванный пункт договора не ставит сверхнормативную охрану в зависимость от сроков доставки, тем более, что судом первой инстанции достоверно установлено, что простой вагонов с грузом ответчика по ст. Гиагинская произошёл по причинам, зависящим от грузополучателя, что является свидетельством того, что задержка вагонов с грузом ООО "ЛУКОЙЛ-Транс" является результатом действий участника перевозочного процесса и наша организация не может претерпевать неблагоприятные последствия действий третьих лиц в виде безвозмездного оказания услуг.
Ссылка ответчика на отсутствие у него договорных или каких-либо иных отношений с грузополучателем является несостоятельной, так как пунктом 1.8 договора дано понятие уполномоченным лицам: грузополучатель - физическое или юридическое лицо, выступающее от своего имени или от имени владельца груза и указанное в графе "Грузополучатель" перевозочного документа. Доказательствами отказа грузополучателя (ООО "РН-ТУАПСЕНЕФТЕПРОДУКТ") являются акты общей формы, представленные в материалы дела. Так же вышеуказанный факт подтверждает в своём отзыве на исковое заявление третье лицо - ОАО "РЖД".
В соответствии с пунктом 5.2. договора Охрана несёт ответственность за сохранность вагонов, контейнеров с грузами с момента подписания актов приёма (выдачи) вагонов, контейнеров с грузами от заказчика (уполномоченных лиц заказчика) на станциях отправления до момента подписания актов приёма выдачи вагонов, контейнеров с грузами на станции назначения. Данный пункт договора свидетельствует о том, что охрана несёт ответственность с момента приёма груза до момента его сдачи и независимо от того, где произойдёт простой вагонов, на станции назначения, станции отправления, в пути следования, груз подлежит охране до момента его сдачи грузополучателю, что в системном толковании с пунктом 1.10 договора означает, что дополнительная (сверхнормативная) охрана должна быть оплачена в полном объёме.
При указанных обстоятельствах, арбитражный апелляционный суд полагает, что при принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции на основе всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимной связи и установления существенных обстоятельств настоящего дела, при правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Судом правильно установлен факт того, что для наступления обязанности оплаты ответчиком услуг по сверхнормативной охране при задержке грузов в пути не должно быть причин, зависящих от истца (Охраны) и в данном случае, таковых не имеется.
Принимая во внимание положения вышеуказанных норм материального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда города Москвы.
Судебные расходы подлежат распределению в соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ и относятся на ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 03.11.2010г. по делу N А40-56341/10-24-469 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Транс" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий |
И.Н. Банин |
Судьи |
В.И. Катунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-56341/2010
Истец: ФГП ВО ЖДТ России в лице Кавказского отряда ВО структурного подразделения филиала ФГП ВО ЖДТ России на СКЖД
Ответчик: ООО "ЛУКОЙЛ-Транс"
Третье лицо: ОАО "РЖД" в лице Северо-Кавказской железной дороги-филиала ОАО "РЖД"