г. Пермь
09 апреля 2010 г. |
Дело N А60-53693/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 апреля 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Гуляковой Г.Н.,
судей Полевщиковой С.Н., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Келлер О.В.,
при участии:
от заявителя ФГУП "Центрально-Уральское" - Анисимова О.Н. (дов. от 25.02.2010 года);
от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 10 по Свердловской области - Коростелев А.Б. (дов. от 28.01.2009 года),
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 10 по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 января 2010 года
по делу N А60-53693/2009,
принятое судьей Тимофеевой А.Д.,
по заявлению ФГУП "Центрально-Уральское"
к Межрайонной ИФНС России N 10 по Свердловской области
о признании недействительным решения,
установил:
ФГУП "Центрально-Уральское" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 10 по Свердловской области N 1858 от 19.06.2009 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.01.2010 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований.
В качестве доводов в апелляционной жалобе указано, что налоговым органом верно определена налоговая база, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, самостоятельно указанного налогоплательщиком в декларации, при этом принятая во внимание судом первой инстанции выписка о земельном участке датирована 31.08.2009 года, то есть выдана за период за пределами проверки и доначисления налога.. Кроме того, налоговый орган обратился с запросом в Территориальный отдел N 1Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Свердловской области, который сообщил, что сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участи в сумме 88 483 642,70 руб. являются ошибочными. Также налогоплательщик не доказал обоснованность применения льготной ставки 0,1 %
Налогоплательщик представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель налогоплательщика возразил против позиции Инспекции.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в силу следующего.
Как следует из материалов дела, ФГУП "Центральное-Уральское" представлена в Межрайонную ИФНС России N 10 по Свердловской области декларация по земельному налогу за 2008 год.
По результатам камеральной налоговой проверки декларации налоговым органом вынесено оспариваемое решение от 19.06.2009 года N 1858 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Названным решением Обществу доначислен земельный налог за 2008 год в размере 2 532 881 руб., исчислены пени за несвоевременную уплате налога в размере 141 883 руб., а также налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 253 288 руб.
Решением УФНС России по Свердловской области от 14.08.2009 года N 1291/09 решение Инспекции оставлено без изменения.
Считая решение Инспекции незаконным, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд исходил из недоказанности верного определения налоговым органом кадастровой стоимости спорного земельного участка и, соответственно налоговой базы.
Выводы суда являются ошибочными.
В силу п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Решением Первоуральского городского Совета от 27.10.2005 года N 122 "Об установлении и введении в действие земельного налога на территории Первоуральского городского округа" с 01.01.2006 года на территории Первоуральского городского округа введен земельный налог.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Пунктом 1 ст. 389 НК РФ определено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Из материалов дела следует, что ФГУП "Центрально-Уральское" имеет на праве постоянного пользования земельный участок с кадастровым номером 66:58:0000000:0024, общей площадью 43,05 га, расположенный по адресу Свердловская область, г. Первоуральск, с. Новоалексеевское. Право постоянного пользования зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.06.1993 года N 237.
В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Статьей 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Из материалов дела следует, что налогоплательщик, представив в налоговый орган налоговую декларацию по земельному налогу за 2008 год, в соответствии с вышеперечисленными нормами налогового законодательства, самостоятельно исчислил налог в размере 686 124 руб., указав в качестве налоговой базы кадастровую стоимость земельных участков в размере 349 320 836 руб.
Между тем, налоговым органом установлено, что налогоплательщик при исчислении налоговых обязательств по земельному налогу, в нарушение решения Первоуральской городской Думы N 258 от 27.10.2006 года "О внесении изменений в решение Первоуральского городского Совета от 27.10.2005 года N 122 "Об установлении и введении в действие земельного налога на территории городского округа Первоуральск" с учетом изменений, внесенных решением Первоуральского городского Совета от 22.12.2005 года N 176, применил неверную ставку в отношении земельного участка кадастровой стоимостью 180.920.055 руб.
Налогоплательщик применил в отношении земельного участка площадью 14,71 га с кадастровой стоимостью 180 920 055 руб. ставку 0,1 %, тогда как, по мнению Инспекции, данный земельный участок относится к категории земель промышленной зоны, в отношении которого применяется ставка 1,5 %.
При этом, выводы налогоплательщика основаны на том, что на основании решения Первоуральского городского Совета N 122 от 27.10.2005 года (с учетом изменений от 14.12.2006 года N 285), налоговые ставки на землю установлены: 0,1% от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, занятых карьерами, горными отвалами вскрышных пород и отходов переработки полезных ископаемых, предоставленных для деятельности организаций, осуществляющих добычу полезных ископаемых открытым способом.
Суд апелляционной инстанции считает недоказанным факт наличия у налогоплательщика права на применение ставки 0,1 % на основании указанных решений, поскольку доказательств того, что земельный участок площадью 14,71 га занят карьерами, горными отвалами вскрышных пород и отходами переработки полезных ископаемых в 2008 году в материалы дела не предоставлено.
Более того, из акта проверки соблюдения земельного законодательства от 14.12.2006г. усматривается, что земельный участок под промышленной зоной отгорожен частично деревянным забором, на территории имеются склад, промплощадка, ГСМ, промышленный отвал, недостроенное здание котельной, недостроенное здание модуля "Балкан" (л.д.117).
Иных доказательств налогоплательщиком в материалы дела не представлено. Само по себе наличие у предприятия лицензии на осуществление добычи жильного кварца (л.д. 100) не может являться основанием для вывода об использовании всего земельного участка площадью 14,71 га с установленными законодателем целями для льготного налогообложения.
Из кадастрового плана земельного участка с кадастровым номером 66:58:0000000:0024 усматривается, что земли состоят из двух категорий земель: промышленной и жилой зон.
Земли жилой зоны облагаются по ставке 0,3 % от кадастровой стоимости; земли промышленной зоны - по ставке 1,5% от кадастровой стоимости.
В соответствии с п. 3.4 решения Первоуральского городского Совета N 122 от 27.10.2005 года (с учетом изменений от 14.12.2006 года N 285) применяется ставка 1,5% от кадастровой стоимости участка в отношении прочих земельных участков, то есть не перечисленных в п.п. 3.1- 3.3 решения.
Объектом налогообложения является земельный участок, кадастровая стоимость и вид разрешенного использования которого отражены в данных кадастрового учета (категория земель).
На основании ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства
Согласно нормам Земельного кодекса Российской Федерации целевая категория, как и разрешенное использование земель, могут быть изменены с разрешения компетентных органов или в порядке решения соответствующим государственным органом власти либо органом местного самоуправления.
Как указано выше, налогоплательщику на основании свидетельства постоянного пользования предоставлены участки: промышленной зоны (14,71 га) и жилой зоны (28,34 га) с кадастровым номером 66:58:0000000:0024, в связи с чем, к промышленной зоне Инспекцией правомерно применена ставка 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка в 2008 году.
Суд первой инстанции данный вопрос не исследовал и не дал правовой оценки доводам Инспекции относительно правомерности применения налогоплательщиком ставки налога.
При этом, выводы суда о том, что указанный вопрос не имеет значения, с учетом недоказанности налоговым органом обоснованности определения налоговой базы, являются неверными.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 529 477 037,00 руб. с кадастровым номером 66:58:0000000:0024 содержатся в выписке из кадастрового плана земельного участка, в базе данных ЭОД "Стоимость объектов земельной собственности", указанная база формируется, обновляется в соответствии с "Соглашением о порядке взаимодействия и обмена информацией при передаче сведений для исчисления земельного налога", заключенного между Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Свердловской области и Управлением Федеральной налоговой службы Свердловской области от 13.10.2006 года N 1-е.
Согласно сведениям о стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка с номером 66:58:0000000:0024 с 01.01.2006 года по 31.12.2008 года составляла 529 477 037,00 руб. и на протяжении всего периода оставалась неизменной, до вступления в силу 01.01.2009 года Постановления Правительства Свердловской области от 19.12.2008 года N 1347-ПП, которым определена новая стоимость земельного участка с кадастровым N 66:58:0000000:24 в сумме 181 468 665,00 руб.
Принятая во внимание судом первой инстанции выписка N 6658/201/09-9707 от 31.08.2009 года о земельном участке с кадастровым номером 66:58:0000000:24, где указана стоимость участка в размере 88 483 642,70 руб., признается судом апелляционной инстанции ненадлежащим доказательством, поскольку в ней не определен период установления стоимости участка. Кроме того, данный документ датирован 31.08.2009 года, то есть за пределами налогового периода.
В суд апелляционной инстанции налоговым органом представлен ответ Территориального отдела N 10 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Свердловской области от 10.02.2010 N 01-14/198 на запрос Инспекции от 09.02.2010 года N 11-12/04743, из которого следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:58:0000000:24 составляла с 20.02.2006 года по 31.12.2008 года 529 477 037,10 руб., с 01.01.2009г. в соответствии с Постановлением N 1347-ПП от 19.12.2008 года кадастровая стоимость составляет 181 468 665 руб. Кадастровая стоимость в сумме 88 483 642,70 руб. была указана по технической ошибке, выявленной 15.10.2009 года и подлежит исправлению. Указанный документ приобщен к материалам дела как необходимый для вынесения обоснованного суждения в рамках настоящего спора и полученные после вынесения решения судом первой инстанции (ст. ст. 2, 67, 71, 268 АПК РФ).
Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 года N 1347-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" утверждены результаты кадастровой оценки земель, расположенных на территории Свердловской области по состоянию на 1 января 2007 года для целей налогообложения и иных целей. Указанное постановление вступило в законную силу с 01.01.2009 года, следовательно, кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная указанным Постановлением, применяется в качестве налогооблагаемой базы с 01.01.2009 года и не может распространяться на предшествующий налоговый период, то есть применяться к налоговому периоду 2008 года.
Довод налогоплательщика об установлении данным Постановлением кадастровой стоимости земельных участков на период с 01.01.2007г. не принимается во внимание как основанный на неверном толковании законодательства. Указанная дата определена в отношении земельных участков, сформированных на 01.01.2007г.
Таким образом, инспекция при проведении проверки руководствовалась кадастровым планом земельного участка от 07.07.2006 года N 58-2/06-2332, представленным налогоплательщиком, а также сведениями, поступающими от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Свердловской области.
Статьей 396 НК РФ определено, что органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ. Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
Исходя из вышеперечисленных норм, уполномоченный орган, осуществляющий ведение государственного земельного кадастра, возлагается обязанность по доведению до налоговых органов и налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков. При этом, у налоговых органов отсутствуют полномочия по изменению кадастровой стоимости земельных участков (статьи 31-33 НК РФ).
До внесения в установленном законом порядке в государственный земельный кадастр соответствующих изменений презюмируется правильность определения размера кадастровой стоимости земельного участка.
Следовательно, Инспекция, получив сведения из Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Свердловской области, правомерно исчислила земельный налог на основании поступившей информации из уполномоченного органа, исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
На основании п. 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года N 316 "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель", споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Между тем, соответствующих доказательств обжалования действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Свердловской области по установлению кадастровой стоимости спорного земельного участка материалы дела не содержат.
При отсутствии доказательств оспаривания кадастровой стоимости земельного участка, основания для признания решения налогового органа недействительным, отсутствуют.
В рамках настоящего спора установление действительной кадастровой стоимости не представляется возможным, поскольку отсутствует соответствующее требование к надлежащему ответчику.
С учетом сумм, самостоятельно исчисленных налогоплательщиком в налоговой декларации по земельному налогу за 2008 год, налоговый орган обоснованно доначислил налог в размере 2 532 881 руб.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
В соответствии с требованиями ст. 110 АПК РФ судебные расходы в виде государственной пошлины, уплаченной при рассмотрении дела в суде первой инстанции, относятся на налогоплательщика.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, ч. 2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.01.2010 года отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
С.Н.Полевщикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-3607/07-С22
Истец: Конкурсному управляющему МУП "Тепловые сети" Краснооктябрьского района г. Волгограда Харланову А.Л.
Ответчик: ООО "Ремжилстрой", ООО "Межрегионгаз", ОАО "Волгоградгоргаз", МУП "Тепловые сети" Краснооктябрьского района г. Волгограда, Администрация г. Волгограда
Третье лицо: Департамент муниципального имущества Администрации Волгограда, Департамент ЖКХ и ТЭК Администрации Волгограда
Хронология рассмотрения дела:
16.07.2009 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1151/2008