г. Ессентуки |
Дело N А77-308/2010 |
01 апреля 2011 г. |
Вх.16АП-1537/2010(2) |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 апреля 2011 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С. А.,
судей: Жукова Е. В. (судья-докладчик), Сулейманова З. М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эсангальдеевой Х. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства труда, занятости и социального развития Чеченской Республики
на решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 06.12.2010
по делу N А77-308/2010 (судья Хаджиев Т. А.)
по иску Министерства труда, занятости и социального развития Чеченской Республики (ОГРН 1022002542506)
к закрытому акционерному обществу "Чеченрегионгаз" (ИНН: 2027000700, ОГРН: 1042002602993),
с участием третьего лица - Министерства Финансов Чеченской Республики по необоснованному расходованию денежных средств,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства труда, занятости и социального развития ЧР: не явились, извещены надлежащим образом,
от ЗАО "Чеченрегионгаз": Эскиев А. Б. - по доверенности N 12/11 от 11.01.2011,
от Министерства финансов ЧР: не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ
Министерство труда, занятости и социального развития Чеченской Республики (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Чеченской Республики с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу "Чеченрегионгаз" (далее - общество) о возмещении ущерба, связанного с предоставлением отдельным категориям граждан льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг в размере 205 923 рублей 23 копеек.
Определением суда первой инстанции от 22.10.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Чеченской Республики.
Решением Арбитражного суда Чеченской Республики от 06.12.2010 по делу N А77-308/2010 в удовлетворении исковых требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что министерство является ненадлежащим истцом, поскольку стороной в договоре о предоставлении отдельным категориям граждан льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг является ГУ "Отдел туда, и социального развития" Курчалоевского района, являющееся самостоятельным юридическим лицом. Кроме того, суд первой инстанции указал, что требования министерства основаны на сведениях, полученных в результате проведенной проверки расходования денежных, направляемых на возмещение убытков. При этом проведение таких проверок в соответствии с Постановлением Правительства Чеченской Республики N 88 от 22.05.2007 возложено на Министерство финансов Чеченской Республики.
Не согласившись с решением суда первой инстанции Министерство труда, занятости и социального развития Чеченской Республики обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права. Суд первой инстанции, установив, что иск подан ненадлежащим истцом, должен был самостоятельно или с согласия министерства произвести замену ненадлежащего истца на надлежащего.
В отзыве на апелляционную жалобу общество выразило несогласие с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в в отзыве на апелляционную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако представителей в судебное заседание не направили. От Министерства труда, занятости и социального развития Чеченской Республики поступило письменное ходатайство о рассмотрении жалобы отсутствии представителя. В силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей.
Правильность решения Арбитражного суда Чеченской Республики от 06.12.2010 по делу N А77-308/2010 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, в отзыве на апелляционную жалобу, изучив и оценив в совокупности материалы дела, заслушав представителя лица, участвующего в деле, приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 06.12.2010 по делу N А77-308/2010 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, с 18 июня по 17 июля 2009 года специалистами контрольно-ревизионного отдела Министерства труда, занятости и социального развития Чеченской Республики проведена проверка правильности начисления убытков по жилищно-коммунальным услугам в государственном учреждении Отдел труда и социального развития" Курчалоевского района ЧР за период с 01.01.2007 по 31.05.2009.
По результатам проверки выявлено, что Курчалоевским абонентским отделом ЗАО "Чеченрегионгаз" необоснованно начислена сумма к возмещению убытков с января 2008 года по май 2009 года в размере 205 923 рублей 20 копеек.
В связи с тем, что общество в добровольном порядке не возместило причиненный ущерб, Министерство труда, занятости и социального развития ЧР обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением.
Суд первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений и применил нормы права, регулирующие спор, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются принадлежащее истцу субъективное материальное право или охраняемый законом интерес и факт его нарушения именно ответчиком.
Согласно подпункту 2.2 пункта 2 постановления Правительства Чеченской Республики N 88 от 22.05.2007 "Об утверждении Положения о возмещении убытков организаций, предоставляющих отдельным категориям граждан льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг в Чеченской Республике" Министерству труда и социального развития Чеченской Республики поручено обеспечить контроль достоверности сведений: а) о количестве отдельных категорий граждан, имеющих право на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг; б) указанных в отчетах организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги; в) о расходах, связанных с оказанием мер социальной поддержки гражданам отдельных категорий. Пунктом 3 данного постановления Министерству финансов Чеченской Республики поручено через свои городские и районные финансовые органы ежемесячно, до 15 числа после отчетного периода, обеспечить возмещение убытков жилищно-эксплуатационных и коммунальных организаций, образовавшихся в результате предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 2.1 указанного Положения от 22.05.2007 N 88 льготы отдельным категориям граждан предоставляются на основании заявления, составленного на имя руководителя организации в произвольной форме, путем уменьшения платежей за жилищно-коммунальные услуги на сумму предоставленных гражданам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, независимо от форм собственности жилья. Пунктом 2.5 Положения предусмотрено, что расчеты убытков организаций, образующихся в результате предоставления отдельным категориям граждан льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, производятся исходя из следующих критериев: а) численности граждан, имеющих право на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг; б) показаний приборов учета, а в случае их отсутствия - нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг, и качества предоставляемых услуг; в) регионального стандарта социальной нормы площади жилья; г) государственных гарантий мер социальной поддержки.
В силу пункта 3.1 Положения возмещение убытков организаций за предоставленные ими отдельным категориям граждан льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг осуществляет Министерство финансов Чеченской Республики через свои городские и районные финансовые органы в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых на текущий год. Основаниями для возмещения убытков являются: а) договор, заключенный между организацией и городским (районным) отделом труда и социального развития на возмещение убытков, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, согласно приложению; б) заявка организации о необходимых средствах для возмещения убытков, образовавшихся в результате предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам отдельных категорий, согласованная с отделом труда и социального развития.
Министерство Финансов Чеченской Республики по необходимости проводит проверки расходования денежных средств, направляемых на возмещение убытков организаций жилищно-коммунального хозяйства (пункт 5.1 Положения)
Согласно пункту 3.2 Положения ГУ "Отдел труда и социального развития" Курчалоевского района является органом, осуществляющим учет бюджетных средств, направляемых на возмещение убытков организации, образовавшихся в результате предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг имеющее статус самостоятельного юридического лица.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Министерство труда, занятости и социального развития Чеченской Республики является ненадлежащим истцом по данному делу, поскольку именно Министерство Финансов Чеченской Республики осуществляет возмещение убытков организаций за предоставленные ими отдельным категориям граждан льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг через свои городские и районные финансовые органы в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых на текущий год, и следовательно имеет право на возмещение ущерба, связанного с необоснованным расходованием указанных денежных средств.
Довод апелляционной инстанции о том, что суд первой инстанции, установив, что иск подан ненадлежащим истцом, должен был самостоятельно или с согласия министерства произвести замену ненадлежащего истца на надлежащего, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку в соответствии со статьей 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается замена ненадлежащего истца.
При этом, если при подготовке дела к судебному разбирательству или во время судебного разбирательства будет установлено, что иск предъявлен не тем лицом, которому принадлежит право требования, суд отказывает в удовлетворении исковых требований, но только по итогам судебного процесса.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал Министерству труда, занятости и социального развития Чеченской Республики в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела в порядке апелляционного производства по представленным доказательствам находит, что решение суда первой инстанции при рассмотрении дела не имеет нарушений процессуального характера, правильно применены нормы материального права, верно дана оценка доказательствам с точки зрения относимости, допустимости и достоверности. Исходя из сложившейся судебной практики по единообразию в толковании и применении норм права, вынесено законное и обоснованное решение.
Вопрос о распределении судебных расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не требует разрешения, поскольку Министерство труда, занятости и социального развития Чеченской Республики в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 06.12.2010 по делу N А77-308/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства труда, занятости и социального развития Чеченской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Чеченской Республики.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
Е.В. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А77-308/2010
Истец: Министерства труда и социального развития Чеченской Республики, Министерство труда, занятости и социального развития ЧР
Ответчик: ЗАО "Чеченрегионгаз", ЗАО "Чеченрегионгаз" Курчалоевский филиал, Начальник "Чеченрегионгаз" по Курчалоевскому району
Третье лицо: Министерство финансов Чеченской республики
Хронология рассмотрения дела:
01.04.2011 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1537/2010