г. Вологда |
|
07 апреля 2011 г. |
Дело N А05-11515/2010 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Рогатенко Л.Н.,
судей Елагиной О.К. и Журавлева А.В.
при ведении протокола секретарём судебного заседания Ефимовой О.Н.,
при участии от истца Шеромова И.И. по доверенности от 08.12.2010,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вельские коммунальные системы"
на решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 января 2011 года
по делу N А05-11515/2010 (судья Никитин С.Н.),
УСТАНОВИЛ
общество с ограниченной ответственностью "Вельские коммунальные системы" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к муниципальному образованию "Вельское" (далее - Муниципальное образование) в лице администрации муниципального образования "Вельское" (далее - Администрация) о взыскании 50 000 руб. 00 коп. убытков.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Информационно-расчётный центр".
Впоследствии истцом в порядке статьи 49 АПК РФ заявлено об увеличении размера исковых требований до 513 094 руб. 68 коп. убытков. Заявление об уточнении размера иска принято судом.
Решением суда от 19 января 2011 года в удовлетворении иска отказано.
Общество с судебным решением не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить, исковые требования удовлетворить. Выражает не согласие с выводом суда о том, что после отмены пункта 1 постановления Администрации от 17.11.2009 N 175 "Об установлении нормативов потребления тепловой энергии на отопление жилищного фонда на территории МО "Вельское" (далее - Постановление от 17.11.2009 N 175) действующим и имеющим большую юридическую силу является постановление администрации муниципального образования "Вельский муниципальный район" (далее - МО "Вельский муниципальный район") от 28.11.2007 N 784 "Об установлении нормативов потребления тепловой энергии на отопление жилищного фонда на территории МО "Вельский муниципальный район" Гкал/кв.м/месяц" (далее - Постановление от 28.11.2007 N 784). Указывает, что норматив теплопотребления, установленный Постановлением от 28.11.2007 N 784, был утверждён в отношении двух муниципальных образований, следовательно, он не являлся объективным и экономически обоснованным для одного из них. Считает, что издание Администрацией постановления от 06.05.2010 N 68 "Об установлении нормативов потребления тепловой энергии на отопление жилищного фонда на территории МО "Вельское"" (далее - Постановление от 06.05.2010 N 68) необходимо рассматривать во взаимосвязи с утверждением и отменой предыдущего норматива теплопотребления.
Представитель истца в судебном заседании апелляционной инстанции доводы жалобы поддержал, просил её удовлетворить.
Ответчик и третье лицо о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается в материалах дела, истцом и ответчиком 01.01.2010 заключён договор N 15/612/19 на оказание услуг по теплоснабжению населения, на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 2.1 договора стороны при его исполнении приняли обязательства руководствоваться Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, Правилами пользования тепловой энергией и теплоносителями, постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила N 307).
В пункте 3.2 договора стороны установили, что при отсутствии или неисправности приборов учёта количество отпущенной энергии определяется в соответствии с Правилами N 307.
С 01.01.2008 на территории МО "Вельский муниципальный район" Постановлением от 28.11.2007 N 784 установлены нормативы потребления тепловой энергии на отопление жилищного фонда на территории МО "Вельский муниципальный район" и входящих в его состав поселений.
Кроме того, указанным Постановлением с 01.01.2008 утверждены нормативы потребления тепловой энергии на отопление 1 кв.м жилищного фонда на территории Муниципального образования в размере 0,29 Гкал/год (0,037 Гкал/мес.).
Рассмотрев заявление Общества, Администрация приняла Постановление от 17.11.2009 N 175, согласно которому средневзвешенный норматив потребления тепловой энергии на отопление 1 кв. м общей площади жилого фонда Муниципального образования в размере 0,29 Гкал/год (0,037 Гкал/мес.), установленный в пункте 1 данного Постановления, соответствовал утверждённому Постановлением от 28.11.2007 N 784 нормативу потребления тепловой энергии (0,29 Гкал/год (0,037 Гкал/мес.)) жилого фонда Муниципального образования.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 11.03.2010 по делу N А05-21615/2009 пункт 1 Постановления от 17.11.2009 N 175 признан не действующим как не соответствующий постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
Названное решение вступило в силу немедленно, в связи с чем 29.03.2010 судом выдан исполнительный лист серии АС N 001968101.
Судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Вельскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области Редрухиной Е.Н. (далее - Судебный пристав) на основании указанного исполнительного листа 01.04.2010 возбуждено исполнительное производство N 11/27/15283/8/2010.
Во исполнение решения Арбитражного суда Архангельской области от 11.03.2010 по делу N А05-21615/2009 и постановления о возбуждении исполнительного производства от 01.04.2010 Администрация привела признанный недействующим пункт Постановления от 17.11.2009 N 175 в соответствие с действовавшим нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, путём издания постановлений от 09.04.2010 N 57 "О внесении изменений в постановление от 17.11.2009 N 175" (далее - Постановление от 09.04.2010 N 57) и от 12.04.2010 N 57-п "О внесении изменений в постановление от 09.04.2010 N 57" (далее - Постановление от 12.04.2010 N 57-п).
Указанными Постановлениями отменен признанный недействующим пункт 1 Постановления от 17.11.2009 N 175 и определено, что до вынесения решения об установлении нормативов потребления тепловой энергии на отопление жилищного фонда на территории Муниципального образования следует руководствоваться Постановлением от 28.11.2007 N 784.
Данное Постановление незаконным в установленном порядке не признано.
В связи с тем, что Постановлением от 09.04.2010 N 57 внесены изменения в Постановление от 17.11.2009 N 175, Судебный пристав 20.07.2010 вынес постановление об окончании исполнительного производства.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 11.10.2010 по делу N А05-8787/2010 Обществу в удовлетворении заявления о признании недействительным постановления от 20.07.2010 об окончании исполнительного производства N 11/27/15283/8/2010 отказано.
При этом в указанном выше решении суда установлено, что во исполнение решения Арбитражного суда Архангельской области от 11.03.2010 года по делу N А05-21615/2009 и постановления о возбуждении исполнительного производства от 01.04.2010 Администрация привела признанный недействующим пункт 1 Постановления от 17.11.2009 N 175 в соответствие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, путём издания Постановлений от 09.04.2010 N 57 и от 12.04.2010 N 57-п. В соответствии с названными Постановлениями отменён признанный недействующим пункт 1 Постановления от 17.11.2009 N 175 и установлено, что до вынесения решения об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление жилищного фонда на территории Муниципального образования следует руководствоваться Постановлением от 28.11.2007 N 784. Названное Постановление является действующим и имеет большую юридическую силу по сравнению с отменённым пунктом 1 Постановления от 17.11.2009 N 175.
Впоследствии Администрация приняла Постановление от 06.05.2010 N 68, которым с 01.05.2010 установила норматив потребления тепловой энергии на отопление 1 кв. м общей площади жилого фонда Муниципального образования в размере 0,32 Гкал/год. Указанное Постановление опубликовано в газете "Вельские вести" от 14.05.2010 N 37 (11727).
Поскольку с 01.05.2010 Постановлением от 06.05.2010 N 68 установлен норматив потребления тепловой энергии на отопление 1 кв.м общей площади жилого фонда Муниципального образования в размере 0,32 Гкал/год (0,0414 Гкал/мес), то, по мнению Общества, Администрацией причинены ему убытки за период с 01.01.2010 по 30.04.2010 в размере 513 094 руб. 68 коп., представляющие собой произведение следующих элементов: общей площади жилых помещений Муниципального образования, не оборудованных приборами учёта, договоры, на теплоснабжение которых заключены напрямую гражданами-потребителями и Обществом (21 741,30 кв. м); разницы в нормативах, утверждённых Постановлением от 06.05.2010 N 68 и Постановлениями от 17.11.2009 N 175 и от 28.11.2007 N 784, (5 руб. 90 коп.) и количества месяцев за период с 01.01.2010 по 30.04.20104 (4).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу статьи 1069 ГК РФ вред, причинённый гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Суд в зависимости от обстоятельств дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре или возместить причинённые убытки.
Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Статьёй 16 указанного Кодекса предусмотрено, что убытки, причинённые гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Для взыскания убытков Общество должно представить доказательства факта их причинения и размера, а также наличия причинной связи между понесёнными убытками и неправомерными действиями ответчика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 ГК РФ оплата производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Из материалов дела следует, что теплоэнергия предназначалась для отопления жилых домов, следовательно, коммунальный ресурс приобретался у ресурсоснабжающей организации отдельными потребителями как исполнителями не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги.
В силу пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учёта, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как правильно указал суд, вопрос о методе определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться, исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг.
На основании подпункта "а" пункта 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам (далее - Приложение). При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 Приложения.
Согласно подпункту 1 пункта 1 Приложения размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле с учетом общей площади квартиры или общей площади жилого дома, норматива потребления тепловой энергии на отопление, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В указанный Обществом период (с 01.01.2010 по 30.04.2010) на территории Муниципального образования действовал норматив, установленный с 01.01.2008.
Постановление от 28.11.2007 N 784, предусматривающее на территории Муниципального образования норматив потребления тепловой энергии 0,29 Гкал/год (0,037 Гкал/мес.) в спорный период являлось действующим и не было обжаловано в установленном законом порядке.
Постановление от 06.05.2010 N 68 не содержит указания на то, что норматив потребления тепловой энергии на отопление 1 кв.м общей площади жилого фонда Муниципального образования в размере 0,32 Гкал/год подлежит применению в период с 01.01.2010 по 30.04.2010.
Объективных данных о количестве поставленной в заявленный период на нужды населения тепловой энергии Общество не представило. Не предъявило оно и сведения о количестве произведённой в спорный период тепловой энергии на нужды населения, полученные расчётным путем.
Таким образом, истец не доказал, что в спорный период население потребило тепловой энергии больше, чем установлено нормативами, утверждёнными Постановлением от 06.05.2010 N 68 и Постановлениями от 17.11.2009 N 175 и от 28.11.2007 N 784.
Кроме того, Общество, являясь одновременно по отношению к гражданам и ресурсоснабжающей организацией, и исполнителем коммунальных услуг, вправе произвести корректировку платы за поставленный коммунальный ресурс по итогам года в соответствии с пунктом 19 Правил N 307.
В связи с изложенным, апелляционная инстанция считает, что истцом не предъявлено суду доказательств причинения ему убытков.
Поскольку необходимых признаков для наступления гражданско-правовой ответственности ответчика не установлено, суд первой инстанции пришёл к верному выводу об отсутствии основании для удовлетворения исковых требований.
Доводы подателя жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции по существу заявленных требований.
Так как нарушения судом норм материального и процессуального права не установлено, оснований для отмены судебного акта либо его изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 января 2011 года по делу N А05-11515/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вельские коммунальные системы" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Н. Рогатенко |
Судьи |
О.К. Елагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-11515/2010
Истец: ООО "Вельские коммунальные системы"
Ответчик: "Вельское" в лице администрации муниципального образования "Вельское", МО "Вельское" в лице администрации МО "Вельское"
Третье лицо: ООО "Информационно-расчетный центр", Агентство по тарифам и ценам Архангельской области
Хронология рассмотрения дела:
07.04.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1635/11