г. Саратов |
Дело N А57-4305/09-42 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 августа 2009 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе председательствующего Никитина А.Ю.,
судей: Клочковой Н.А., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Губаревой А.Н.,
при участии в судебном заседании:
Представитель ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" Маслова С.В., действующая по доверенности от 12.12.2008 г. N 572 (доверенность выдана сроком 26.09.2009),
Представитель Комитета по финансам Администрации города Саратова Прокопенко М.В., действующий по доверенности от 25.05.2009 г. N 02-02/456,
Представитель Администрации Октябрьского района г. Саратова Буцына Г.Ю., действующая по доверенности от 06.04.2009 г. N 01-21-08/21,
в отсутствие представителей Муниципального образования "Город Саратов" в лице Администрации г. Саратова, Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации г. Саратова, Муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Октябрьскому району г. Саратова, РОСП Октябрьского района г. Саратова (почтовые уведомления N N 93129 6, 93130 2, 93132 6, 93133 3),
рассмотрев апелляционную жалобу Комитета по финансам Администрации муниципального образования "город Саратов" г. Саратов на решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 июня 2009 года по делу N А57-4305/09-42, судья Павлова С.А.,
по иску Открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" г. Самара,
к Муниципальному образованию "Город Саратов" г. Саратов в лице Администрации г. Саратова, г. Саратов,
Комитету по финансам Администрации г. Саратова, г. Саратов,
Третьи лица:
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации г. Саратова, г. Саратов,
Администрация Октябрьского района г. Саратова, г. Саратов,
Муниципальное учреждение "Дирекция единого заказчика по Октябрьскому району г. Саратова, г. Саратов,
РОСП Октябрьского района г. Саратова, г. Саратов,
о взыскании 5 663 727, 36 руб.
УСТАНОВИЛ
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания" (далее - ОАО "Волжская ТГК"), г. Самара с исковым заявлением о взыскании с Муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам Администрации г. Саратова за счет казны муниципального образования города Саратова в порядке субсидиарной ответственности задолженности учреждения - МУ "ДЕЗ по Октябрьскому району г. Саратова" в размере 5.663.727,36 рублей.
Судом первой инстанции по ходатайству истца в порядке ст.ст. 41, 48 АКП РФ произведена замена ответчиков: Комитета по финансам Администрации г. Саратова на его правопреемника муниципальное образование "Город Саратов" в лице Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов"; Администрацию г. Саратова на ее правопреемника - Муниципальное образование "Город Саратов" в лице Администрации муниципального образования "Город Саратов".
Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены частично.
С Муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств Казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу истца взыскана задолженность МУ "ДЕЗ по Октябрьскому району г. Саратова" в порядке субсидиарной ответственности за поставленную тепловую энергию по договору снабжения тепловой энергией N 2109 от 01.08.2000 г., образовавшуюся за период с 01.12.2005 г. по 31.12.2005 г., в сумме 5.663.727,36 рублей.
В отношении ответчика - Муниципального образования "Город Саратов" в лице Администрации муниципального образования "Город Саратов" в иске отказано.
Комитет по финансам Администрации муниципального образования "город Саратов" с решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным. Заявитель полагает, что Комитет по финансам не является главным распорядителем денежных средств в отношении учреждения.
Лица, участвующие в деле, о дне и времени рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены надлежащим образом.
В судебном заседании представитель Комитета по финансам Администрации муниципального образования "город Саратов" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель Администрации Октябрьского района г. Саратова считает, что решение суда законное и обоснованное, а апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Представитель ОАО "Волжская ТГК" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, считает, что решение суда первой инстанции законное и обоснованное.
МУ "Дирекция единого заказчика по Октябрьскому району г. Саратова представило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации г. Саратова также представил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствии представителей Муниципального образования "Город Саратов" в лице Администрации г. Саратова, Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации г. Саратова, МУ "Дирекция единого заказчика по Октябрьскому району г. Саратова, РОСП Октябрьского района г. Саратова (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Саратовской области от 20.04.2007 г. по делу N А-57-4957/06-42 с МУ "ДЕЗ по Октябрьскому району г. Саратова" в пользу ОАО "Волжская ТГК" взыскана задолженность за поставленную тепловую энергию по договору снабжения тепловой энергией N 2109 от 01.08.2000 г., образовавшаяся за период с 01.12.2005 г. по 31.12.2005 г., в сумме 8.733.420,40 рублей. Постановлением апелляционной инстанции того же суда решение суда первой инстанции от 27.06.2007 г. оставлено без изменения.
Решение суда вступило в законную силу, и 05.10.2007 г., истцу был выдан исполнительный лист N С 140272 для принудительного исполнения судебного акта.
Исполнительный лист был передан для принудительного исполнения в Саратовский межрайонный городской отдел по особым исполнительным производствам УФССП по Саратовской области, которым исполнительный документ дважды (постановления от 30.09.2008 г., от 19.01.2009 г.) возвращался взыскателю в связи окончанием исполнительного производства по исполнительному листу по причине невозможности взыскании в связи с отсутствием у должника имущества и денежных средств, на которое может быть обращено взыскание.
После вынесения решения должником был частично исполнен судебный акт, оставшаяся сумма долга по исполнительному листу N 140272 составила 5.663.727,36 рублей.
19.01.2009 г. истец в порядке ст.ст. 242.1 и 242.5 п. 1 Бюджетного кодекса РФ обратился в Комитет по финансам администрации г. Саратова с письмом об исполнении, в том числе, исполнительного документа N С 140272 от 05.10.2007 г., указав банковские реквизиты для перечисления в его адрес задолженности по и/листу.
Комитет по финансам Администрации г. Саратова письмом за N 07-02-11/10 от 26.01.2009 г, возвращая исполнительный лист без исполнения, сообщил взыскателю о том, что МУ "ДЕЗ по Октябрьскому району г. Саратова" не имеет лицевого счета получателя средств бюджета города.
Данное обстоятельство подтверждает факт невозможности удовлетворения должником имущественных требований кредитора за счет собственных денежных средств.
Из материалов дела следует, что основной должник - МУ "Дирекция единого заказчика по Октябрьскому району г. Саратова" по своему организационно-правовому статусу является муниципальным учреждением.
В соответствии с п.2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждения денежных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Собственником имущества МУ "Дирекция единого заказчика по Октябрьскому району г. Саратова" является Муниципальное образование "Город Саратов". Таким образом, субсидиарную ответственность по обязательствам МУ "Дирекция единого заказчика по Октябрьскому району г. Саратова" несет Муниципальное образование "Город Саратов".
Согласно ст.215 Гражданского кодекса Российской Федерации средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского муниципального образования.
Представителем казны муниципального образования г. Саратов является Комитет по финансам Администрации г. Саратова. В соответствии с п. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут осуществлять права и обязанности, указанные в п.1 данной статьи органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно п. 3 Решения Саратовской городской думы N 21-183 от 23.06.1998г. "О разграничении полномочий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью", полномочия по управлению и распоряжению муниципальной собственностью и соответствующие права собственника по средствам городского бюджета осуществляет Комитет по финансам Администрации г. Саратова.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
В соответствии с пунктом 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 Кодекса такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
В соответствии с Положением о Комитете, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19-172, Комитет - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы. Согласно пункту 1.2 положения в рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим положением, Комитет координирует деятельность комитетов и управлений администрации города, а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса. В соответствии с пунктом 3.22 положения выступает в суде от имени муниципального образования "город Саратов" в защиту интересов казны города. Согласно пункта 3.23 исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города в порядке, установленном бюджетным законодательством, организует работу по учету, исполнению и хранению исполнительных документов.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что субсидиарную ответственность по обязательствам МУ "Дирекция единого заказчика по Октябрьскому району г. Саратова" несет муниципальное образование "Города Саратов", интересы которого в арбитражном суде должен представлять Комитет по финансам Администрации г. Саратова.
Кроме того, доводы апелляционной жалобы являются необоснованными, поскольку у основного должника отсутствует лицевой счет в Комитете по финансам Администрации г. Саратова, что также является основанием для возложения субсидиарной ответственности на муниципальное образование.
На основании изложенного, судебная коллегия апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, поскольку оно является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Саратовской области от 15 июня 2009 года по делу N А57-4305/09-42 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Никитин |
Судьи |
Н.А. Клочкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-4305/09
Истец: ОАО "Волжская ТГК"
Ответчик: МУП образование г.Саратова в лице Администрации г.Саратова, Комитет по финансам Администрации г.Саратова
Третье лицо: РОСП Октябрьского района г.Саратова, МУ ДЕЗ по Октябрьскому району г.Саратова, Комитет по ЖКХ Администрации г.Саратова, Администрация Октябрьского района г.Саратова
Хронология рассмотрения дела:
05.08.2009 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5428/2009