г. Саратов |
Дело N А57-4021/09-18 |
резолютивная часть оглашена 10 августа 2009 года.
в полном объеме изготовлено 10 августа 2009 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Агибаловой Галины Ивановны,
судей Клочковой Натальи Александровны, Никитина Александра Юрьевича,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Судаковой Н.В.
при участии в судебном заседании представителей сторон:
от истца - Кальяновой Натальи Сергеевны, действующей на основании доверенности от 03 августа 2009 года N 01-11/3084,
от ответчика - Дударенко Алексея Федоровича, действующего на основании доверенности от 27 апреля 2009 года,
рассмотрев апелляционную жалобу без номера, без даты общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "ТЕРМИНАЛ-РЕСУРС", г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 09 июня 2009 года по делу N А57-4021/09-18, судья Балашов Ю.И.,
по иску администрации Красноармейского муниципального района Саратовской области, г. Красноармейск, Саратовская область,
к ответчику: обществу с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "ТЕРМИНАЛ-РЕСУРС", г. Саратов,
о взыскании 1 897 200 рублей
УСТАНОВИЛ
Администрация Красноармейского муниципального района Саратовской области обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "ТЕРМИНАЛ-РЕСУРС" о взыскании в пользу муниципальной казны убытков в виде стоимости работ для проведения биологической рекультивации нарушенных земель в Некрасовском муниципальном образовании Красноармейского муниципального района в 5 км северо-восточнее с.Некрасово, в сторону с.Рыбушка Саратовского района, в размере 1 875 600 рублей и упущенной выгоды в сумме 21 600 рублей.
Судом первой инстанции, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приняты уточнения заявленных требований: истец заявил о взыскании убытков в доход бюджета Красноармейского муниципального района (л.д.116).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 09 июня 2009 года с ответчика взыскано 1 875 600 рублей убытков в виде стоимости рекультивации земель в доход бюджета Красноармейского муниципального района Саратовской области. В остальной части иска отказано.
Этим же решением с ответчика взыскана госпошлина в сумме 20 878 рублей в доход федерального бюджета.
Общество с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "ТЕРМИНАЛ-РЕСУРС" не согласилось с принятым судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 09 июня 2009 года отменить, вынести новый судебный акт, которым в иске отказать.
Заявитель жалобы полагает вынесенный судебный акт незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы апелляционной жалобы, в открытом судебном заседании, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в результате производства с марта по сентябрь 2008 года обществом с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "ТЕРМИНАЛ-РЕСУРС" работ по раскапыванию металлических труб и демонтажу недействующего газопровода в Некрасовском муниципальном образовании Красноармейского муниципального района в 5 км северо-восточнее с. Некрасово, в сторону с. Рыбушка Саратовского района, был нарушен плодородный слой земельного участка общей площадью 6 га.
Так, актом Комиссии администрации Красноармейского муниципального района от 11 марта 2008 года обследования земельного участка в Некрасовском муниципальном образовании при несанкционированном демонтаже газопровода зафиксирован факт проведения ответчиком работ по несанкционированному демонтажу газопровода от с.Рыбушка до с.Некрасово. Комиссия также установила, что общая протяженность траншеи составляет около 6 км, земляные работы проведены с грубейшим нарушением выемки грунта, верхний плодородный слой почвы уничтожен, рекультивация не проведена (т.1 л.д.44). Данный акт составлен начальником отдела по имущественным и земельным отношениям Красноармейского муниципального района и государственным инспектором отдела земельного контроля Красноармейского района.
Факт нарушения ответчиком плодородного слоя в результате земляных работ ответчиком не оспаривается и подтверждается также рядом доказательств:
- постановлением Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской области по делу об административном правонарушении от 29 апреля 2008 года N 002233/08, которым был установлен факт нарушения ответчиком статей 12, 13, 42 ЗК РФ, а именно: произведены работы по изъятию металлических труб протяженностью 6 км на землях сельскохозяйственного назначения Некрасовского МО Красноармейского района, в результате чего плодородный слой почвы был нарушен, рекультивация земель не произведена, нарушены требования ГОСТ 17.4.3.02-85, что причинило вред окружающей природной среде. Действия ответчика были квалифицированы по ст.8.7 КоАП "Невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению", на ответчика был наложен штраф (т.1 л.д.130),
- предупреждением Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской области о допущенном земельном правонарушении от 07 апреля 2008 года N 0027/08 (т.1 л.д.36-37),
- актом Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской области о проведении государственного земельного контроля, надзора за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами и защиты растений от 07 апреля 2008 года, которым установлены вышеуказанные обстоятельства, а также отсутствие у ответчика утвержденного проекта рекультивации земель (т.1 л.д.34-35).
Земельный участок, на котором были произведены земляные работы ответчиком, относится к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования для ведения сельскохозяйственного производства и находится в собственности Красноармейского муниципального района.
Данное обстоятельство подтверждено следующими доказательствами: кадастровыми паспортами земельных участков от 22 октября 2008 года С16/08-3586, от 08 декабря 2008 года N С16/08-4566, от 22 октября 2008 года N С16/08-3581, свидетельствам о государственной регистрации права от 16 декабря 2008 года серии 64-АВ N 142990, от 04 апреля 2009 года серии 64-АВ N 279006, от 06 декабря 2008 года серии 64-АВ N 142937 (т.1 л.д.45, 88,89,96-99,100-103, 122-129).
Несмотря на то, что государственная регистрация права собственности истца на поврежденный земельный участок была произведена в декабре 2008 года, основанием возникновения права собственности - как указано в свидетельствах о государственной регистрации права, являлись решения местных органов власти, датированные 1992, 1993 годами.
Так, согласно решениям исполнительного комитета Красноармейского районного Совета народных депутатов Саратовской области от 5 февраля 1992 года N 34 и от 31 марта 1992 года N 137, а также постановления администрации г. Красноармейска и Красноармейского района от 1 марта 1996 года N 92 земельные участки, на которых ответчиком производились работы, были отнесены к районному фонду перераспределения земель (т.1 л.д.117-119).
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Статья 62 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что "убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
На основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств)".
Размер убытков, причиненных истцу, подтвержден отчетом N 9 от 05 августа 2008 года, произведенным обществом с ограниченной ответственностью "Земпроектоценка", в соответствии с Федеральным законом РФ "Об оценочной деятельности".
Согласно указанному отчету размер ущерба, причиненного истцу нарушением плодородного слоя земельного участка, рассчитан исходя из стоимости рекультивации земельного участка и составляет 1 875 600 рублей (т.1 л.д.5-33).
Доводы подателя апелляционной жалобы в части размера ущерба апелляционным судом не принимаются, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, "Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий".
Ответчик не воспользовался своим процессуальным правом на проведение соответствующей экспертизы по проверке размера ущерба.
Данное обстоятельство подтверждается подписью представителя ответчика в протоколе судебного заседания суда первой инстанции от 02 июня 2009 года об отказе от проведения экспертизы (т.1 л.д.135).
Правовые основания для непринятия отчета оценщика в качестве надлежащего доказательства по настоящему спору у суда отсутствуют.
Судом первой инстанции правомерно применены нормы материального права, в том числе: Постановление Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1994 года N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", Приказ Минприроды РФ и Роскомзема от 22 декабря 1995 года N 525/67 "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы"
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1994 года N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" "рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель_".
Порядок приемки и передачи рекультивированных земель определен разделом III Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Приказом Минприроды России и Роскомзема от 22.12.1995 N 525/67. В соответствии с указанным порядком приемка рекультивированных земель производится комиссией, которая проверяет соответствие выполненных работ утвержденному проекту рекультивации, качество планировочных работ, мощность и равномерность нанесения плодородного слоя почвы, наличие и объем неиспользованного плодородного слоя почвы, а также условия его хранения, полноту выполнения требований экологических, агротехнических, санитарно-гигиенических, строительных и других нормативов, стандартов и правил в зависимости от вида нарушения почвенного покрова и дальнейшего целевого использования рекультивированных земель, качество выполненных мелиоративных, противоэрозионных и других мероприятий, определенных проектом или условиями рекультивации земель.
Пунктами 14-15 Приказа Минприроды РФ и Роскомзема от 22 декабря 1995 года N 525/67 "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" установлено, что для организации приемки (передачи) рекультивированных земель, а также для рассмотрения других вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель, рекомендуется создание решением органа местного самоуправления специальной Постоянной Комиссии по вопросам рекультивации земель. "В состав Постоянной комиссии включаются представители землеустроительных, природоохранных, водохозяйственных, лесохозяйственных, сельскохозяйственных, архитектурно - строительных, санитарных, финансово-кредитных и других заинтересованных органов.
Председателем Постоянной комиссии рекомендуется назначать представителя органа местного самоуправления, а его заместителем - председателя районного (городского) комитета по земельным ресурсам и землеустройству".
В соответствии с пунктом 2.7 Порядка производства земляных работ на территории Красноармейского муниципального района, утвержденного Решением Красноармейского районного Собрания Саратовской области от 22 декабря 2006 года N 235, "По завершению строительства, реконструкции или ремонта объекта территория, затронутая земляными работами, подлежит рекультивации и восстановлению в сроки и способами, указанными в проекте и (или) разрешении на производство земляных работ" (л.д.50-54).
Согласно пункту 17 Приказа Минприроды РФ и Роскомзема от 22 декабря 1995 года N 525/67 "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" приемка - передача рекультивированных земель осуществляется в месячный срок после поступления в Постоянную комиссию письменного извещения о завершении работ по рекультивации, к которому прилагаются установленный перечень документов.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что ответчик разрешение на производство земляных работ, в нарушение указанного Порядка, не получал.
Ответчик ни в суд первой инстанции, ни в апелляционный суд не представил доказательств обращения в комиссию для организации приемки (передачи) рекультивированных земель, а также для рассмотрения вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель. В суде первой инстанции ответчик пояснил, что проект рекультивации земель с заключением по нему государственной экологической экспертизы отсутствует.
Согласно пункту 3 Приказа Минприроды РФ и Роскомзема от 22 декабря 1995 года N 525/67 "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" "Рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей".
Поскольку на дату обращения администрации с иском (март 2009) ответчик не произвел рекультивацию нарушенного им земельного участка, у администрации, как собственника земельного участка, возникла необходимость в восстановлении естественного плодородия и проведении для этого биологической рекультивации, с возмещением ущерба от нарушения плодородного слоя земельного участка в размере 1 875 600 рублей.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которое оно ссылается в обоснование своих требований либо возражений.
Заключение и.о. руководителя Управления Росприроднадзора по Саратовской области В.Н.Еремина от 08 сентября 2008 года по приемке рекультивированных земель (т.1 л.д.58-59) как доказательство полного восстановления (рекультивации) нарушенного земельного участка, апелляционным судом не принимается.
Данное заключение вынесено в нарушение порядка приемки рекультивированных земель сельхозназначения, установленного пунктом 14 Приказа Минприроды РФ и Роскомзема от 22 декабря 1995 года N 525/67 "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", с превышением компетенции указанного органа в части приемки рекультивированных земель сельхозназначения.
Кроме того, указанное заключение противоречит протоколу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской области об административном правонарушении от 08 сентября 2008 года N 982-1, которым установлено, что 16 апреля 2008 года ответчику было выдано предписание N 1017-37/2882 об устранении выявленных нарушений требований земельного законодательства РФ, согласно которому ответчику предписывалось в срок до 01 июля 2008 года обеспечить проведение рекультивации земель, нарушенных при демонтаже трубопровода и в срок до 01 сентября 2008 года сдать рекультивированный земельный участок по акту приема-передачи постоянно действующей Комиссии по рекультивации земель, снятию, сохранению и рациональному использованию плодородного слоя почвы Администрации Красноармейского муниципального района. В ходе натурного исследования, проведенного 28 августа 2008 года, было установлено, что планировка участка неудовлетворительного качества, с многочисленными вымоинами и провалами грунта, на отдельных участках отмечается плотная укатка верхнего слоя почвы (переезды техники), вдоль всей трассы ранее проложенного трубопровода в целях просадки грунта сформирована насыпь из плодородного слоя почвы высотой более 30-40 см, что не соответствует требованиям ГОСТ 7.53.04-83, плодородный слой почвы скомкавшийся и неоднородный. Данные факты свидетельствуют о некачественном и частичном неисполнении предписания о рекультивации нарушенных земель, что является нарушением ч.1 ст.13 ЗК РФ и Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы (утв. Приказом Минприроды РФ и Роскомзема от 22.12.95 г. N 525/67). Кроме того, в протоколе об административном правонарушении отмечено, что ООО ПО "Терминал-Ресурс" не имеет оформленного в установленном порядке Заключения о приемке постоянно действующей комиссией по рекультивации земель, снятию, сохранению и рациональному использованию плодородного слоя почвы администрации Красноармейского МР рекультивированных земель в границах Некрасовского муниципального округа, что также является нарушением вышеуказанных Основных положений. Протокол был составлен в присутствии заместителя директора общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "ТЕРМИНАЛ-РЕСУРС" (т.1 л.д.131-132).
На основании изложенного судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем необходимым документам дана правовая оценка.
По делу принято законное и обоснованное решение, апелляционные жалобы следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 09 июня 2009 года по делу N А57-4021/09-18 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через Арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
Направить постановление арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.И. Агибалова |
Судьи |
Н.А. Клочкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-4021/09
Истец: Администрация Красноармейского муниципального района
Ответчик: ООО "Производственное объединение "Терминал-Ресурс"
Хронология рассмотрения дела:
10.08.2009 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5518/2009