г. Саратов |
Дело N А57-3230/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2009 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Веряскиной С.Г., Комнатной Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бусянковой Е.И.,
при участии в судебном заседании:
от МУ "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г. Саратова" - представителя Минакова И.А. по доверенности от 05.08.2009 года б/н,
от администрации города Саратова - представителя Носыревой О.В. по доверенности N 01-02-41/33 от 19.06.2009 года,
от Комитета по финансам администрации города Саратова - представителя Минаева В.Ю. по доверенности N 02-02/639 от 08.07.2009 года,
от Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района - представителя Соколовой Ю.Ю. по доверенности от 04.02.2008 года,
без участия в судебном заседании представителя Саратовского межрайонного городского отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Саратовской области своевременно и надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного заседания, (почтовое уведомление N 90373),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по финансам администрации города Саратова, г. Саратов,
на решение арбитражного суда Саратовской области от 24 июня 2009 года
по делу N А57-3230/2009 (судья Игнатьев Д.Ю.),
по иску Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района, г. Саратов,
к Администрации города Саратова, г. Саратов,
Комитету по финансам администрации города Саратова, г. Саратов,
Муниципальному учреждению "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г. Саратова", г. Саратов,
Третье лицо - Саратовский межрайонный городской отдел по особым исполнительным производствам УФССП по Саратовской области, г. Саратов,
о взыскании в порядке субсидиарной ответственности задолженности в размере 429 677 рублей,
УСТАНОВИЛ
Ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района (далее истец) обратилась в арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к Администрации г. Саратова, Комитету по финансам администрации города Саратова, Муниципальное учреждение "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г. Саратова" о взыскании с субсидиарного должника муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации города Саратова за счет средств муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов" задолженность муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г. Саратова" в размере 429 677 рублей.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 24 июня 2009 года заявленные требования удовлетворены.
Комитет по финансам администрации города Саратова с принятым решением не согласился, обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В апелляционной жалобе податель ссылается на то, что судом первой инстанции не разрешен вопрос о главном распорядителе бюджетных средств в отношении муниципального учреждения, не исследовалась смета доходов и расходов основного должника, не применены нормы статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители сторон поддержали позиции по делу.
Ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района и МУ "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г. Саратова" представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых считают решение суда законным и обоснованным.
Иных отзывов на апелляционную жалобу не поступило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствии представителя Саратовского межрайонного городского отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Саратовской области на основании п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, о том, что исполнительным органом, участвующим в гражданском обороте от имени собственника учреждения, в рассматриваемом случае является Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратова, взыскание долга в порядке субсидиарной ответственности должно производиться с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" г. Саратова за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов".
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в отзывах на нее, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое решение арбитражного суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела решением арбитражного суда Саратовской области от 12.12.2006 года по делу N А57-12938/06-11 суд обязал МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" произвести в подъездах секций "И, К, Л" многоквартирного дома N 27 по ул. Лунная г. Саратова следующие работы: капитальный ремонт лестничных клеток подъездов и чердачного помещения (в том числе устройство полов, штукатурку и покраску стен; устройство освещения; замена оконных рам и остекление; частичная замена перил) в срок до 01.04.2007 года.
Определением арбитражного суда Саратовской области от 11.02.2008 года изменен способ и порядок исполнения решения суда по делу N А57-12938/06-11 от 12.12.2006 года: с МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" в пользу Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района были взысканы денежные средства, необходимые для проведения ремонта подъездов секций "И, К, Л" многоквартирного дома N 27 по ул. Лунная в г. Саратове, в размере 429 677 рублей.
После вступления решения в законную силу, выдан исполнительный лист N С 164417 от 11.07.2008 г.
Межрайонным городским отделом судебных приставов УФССП по Саратовской области исполнительный лист N С 164417 от 11.07.2008 г. возвращен взыскателю в связи окончанием 09.12.2008 года исполнительного производства по исполнительному листу по причине невозможности взыскании в связи с отсутствием у должника имущества и денежных средств, на которое может быть обращено взыскание.
Должник муниципальное учреждение "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г. Саратова" по своему организационно-правовому статусу является муниципальным учреждением.
В соответствии с пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждения денежных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Исходя из положений пункта 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требования к субсидиарному должнику кредитор должен предъявить требование к основному должнику. При этом кредитор вправе предъявить требование к субсидиарному должнику лишь в случае, если основной должник отказался удовлетворить требования кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование.
В судебном заседании установлено, что основной должник муниципальное учреждение "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г. Саратова" не имеет возможности удовлетворить требование истца о погашении долга из-за недостаточности собственных денежных средств.
Собственником имущества Муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г. Саратова" является МО "Город Саратов".
Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского муниципального образования.
Представителем казны МО "Город Саратов" является Комитет по финансам администрации г. Саратова. В соответствии с пунктом 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 данной статьи органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пункту 3 решения Саратовской городской Думы от 23.06.1998 N 21-183 "О разграничении полномочий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью" полномочия по управлению и распоряжению муниципальной собственностью и соответствующие права собственника по средствам городского бюджета осуществляет Комитет по финансам администрации г. Саратова.
В соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
В соответствии с Положением о Комитете по финансам администрации г. Саратова, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19-172, Комитет - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы. Согласно пункту 1.2 положения в рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим положением, Комитет координирует деятельность комитетов и управлений администрации города, а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса. В соответствии с пунктом 3.22 Положения выступает в суде от имени МО "город Саратов" в защиту интересов казны города. Согласно пункту 3.23 исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города в порядке, установленном бюджетным законодательством, организует работу по учету, исполнению и хранению исполнительных документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 125, пунктом 1 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, выступают органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Муниципальное образование отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ему на праве собственности имуществом.
Интересы казны в силу статей 124, 125, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации представляют финансовые органы. Нормативно-правовые акты, определяющие иные государственные органы в качестве уполномоченных выступать в суде от имени муниципального образования, в том числе устанавливающих главных распорядителей средств местного бюджета, на день обращения истца с иском в арбитражный суд не приведены.
В пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 Кодекса такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
При этом, удовлетворяя требование о привлечении собственника к субсидиарной ответственности по долгам учреждения, суду в резолютивной части решения следует указывать, что соответствующий долг учреждения взыскивается с Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования соответственно, а не с органов, выступающих от имени публично-правовых образований.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил в пункте 1 постановления от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации": "При принятии такого искового заявления к публично-правовому образованию суду следует исходить из того, что указание истцом в исковом заявлении органа, не являющегося соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, не препятствует рассмотрению спора по существу. В данном случае суд при подготовке дела к судебному разбирательству должен выяснить, какой орган на основании пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации как главный распорядитель бюджетных средств должен выступить в суде от имени публично-правового образования, и надлежащим образом известить его о времени и месте судебного разбирательства".
В силу статей 158, 159 Бюджетного кодекса Российской Федерации главным распорядителем средств местного бюджета является Комитет по финансам администрации г. Саратова.
Заявитель апелляционной жалобы неправильно полагает, что взыскание в порядке субсидиарной ответственности присужденной суммы должно производится за счет средств учреждения (комитета), в ведении которого находится должник.
Взыскание производится за счет казны соответствующего публично-правового образования в лице главного распорядителя денежных средств, составляющих казну, каковым является финансовый орган муниципального образования.
Из положения о Комитете по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации города Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 25 октября 2007 года N 21-202 следует, что комитет является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации города, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Саратова (пункт 1), осуществляет полномочия распорядителя и получателя бюджетных средств, в порядке, установленном действующим законодательством (пункт 3.20), т.е. не является главным распорядителем бюджетных денежных средств, составляющих казну муниципального образования.
Довод апелляционной жалобы о том, что истцом не представлено доказательств направления исполнительного листа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, судебная коллегия не принимает во внимание.
Указанное обстоятельство не влияет на установленный судом факт отсутствия у муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г. Саратова" лицевого счета получателя средств бюджета города в комитете финансов, не возможность должника удовлетворить требование истца о погашении долга из-за недостаточности собственных денежных средств, подтверждается материалами дела.
Выводы суда о применении норм права соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами доказательствам.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, судебная коллегия апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, поскольку оно является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Саратовской области от 24 июня 2009 года по делу N А57-3230/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший решение.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
С.Г. Веряскина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-3230/09
Истец: Ассоциация ТСЖ Ленинского района
Ответчик: МУ ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова, Комитет по финансам администрации г. Саратова, Администрация г. Саратова
Третье лицо: Саратовский межрайонный городской отдел по особым исполнительным производствам УФССП по Саратовской области
Хронология рассмотрения дела:
26.08.2009 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6028/2009