Комментарий к письму Минфина РФ
от 7 июня 2006 г. N 03-02-07/1-141
"Об участии милиции в налоговых проверках"
В опубликованном документе финансисты разъяснили порядок участия милиции в дополнительных мероприятиях налогового контроля. Такие мероприятия проводятся по решению налогового органа в случаях, когда невозможно вынести правильное и обоснованное решение. Причина тому - недостаточность доказательной базы. Поэтому как после выездной, так и после камеральной налоговой проверки могут проводиться дополнительные мероприятия. К таким мероприятиям можно отнести:
- встречную проверку (п. 2 ст. 87 НК РФ);
- объяснения налогоплательщика (ст. 82 НК РФ);
- опрос свидетелей (ст. 90 НК РФ);
- истребование документов (ст. 93 НК РФ);
- выемку документов (ст. 94 НК РФ);
- проведение экспертизы (ст. 95 НК РФ);
- привлечение специалиста (ст. 96 НК РФ);
- привлечение переводчика (ст. 97 НК РФ);
Для проведения таких мероприятий могут привлекаться сотрудники милиции - специалисты-ревизоры или оперуполномоченные отделов по налоговым преступлениям органов внутренних дел (ст. 5 Закона РФ от 21.03.91 N 943-1 "О налоговых органах РФ").
Чаще всего сотрудников милиции привлекают по следующим причинам:
- представители фирмы отказываются выдавать необходимые документы или препятствуют этому;
- есть основания полагать, что документы могут быть уничтожены, сокрыты, изменены, заменены;
- недостаточно доказательств для привлечения к ответственности;
- необходимо провести встречную проверку и т.д.
По просьбе налоговой службы милиционеры могут проводить как самостоятельные мероприятия, так и участвовать в выездных налоговых проверках. В первом случае налоговая инспекция присылает письмо с указанием причины привлечения специалистов, мероприятий, которые должны быть проведены, и с приложением документов, свидетельствующих о возможном совершении преступления. Это письмо является документом служебного пользования, поэтому фирме его не предъявляют. Органы милиции на основе этого письма в зависимости от перечня мероприятий, которые следует провести, выносят постановление на обследование помещений. Они также могут вынести постановление на проверку финансово-хозяйственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя.
Во время обследования обязательно должны присутствовать руководитель фирмы и не менее двух понятых. У представителя фирмы (за исключением ее руководителя) обязательно должна быть доверенность. Если директор отсутствует, а другие сотрудники представлять интересы предприятия не вправе, милиционерам придется приглашать чиновников из городской или районной администрации. Иначе осмотр будет незаконным.
В ходе осмотра не забывайте внимательно следить за понятыми и сотрудниками милиции, чтобы они не смогли подбросить вам запрещенные предметы. Если проверяющие привели понятых с собой, попросите заменить их. Имейте в виду: "милицейские" понятые всегда будут стоять на стороне контролеров в погонах.
Перед началом проведения мероприятий проверяющие объясняют права и обязанности присутствующих. В ходе обследования помещений сотрудники милиции производят осмотр офисов, отделов бухгалтерии, изымают необходимые документы. Изъятые документы, печати пакуются в коробки, обертываются скотчем и опечатываются с подписями присутствующих.
Если изымаются подлинники документов, контролеры в погонах обязаны сделать с них копии и вручить руководителю фирмы или предпринимателю под расписку не позднее пяти дней с момента изъятия. Чтобы подстраховаться, заранее заверьте у нотариуса копии всей необходимой документации (учредительных документов, лицензий, сертификатов и т.п.) и положите их в отдельную папку. Именно эту папку и предъявляйте сотрудникам милиции.
По окончании мероприятия составляется протокол и акт об обследовании помещений. В нем перечисляются все действия, которые совершены, а также документы и предметы, которые изъяты. Акт должен быть подписан проверяющими, понятыми и руководителем фирмы. Оригинал милиционеры забирают себе, а фирме остается его копия.
При участии в выездных проверках налоговая служба присылает мотивированный запрос с указанием тех же данных и с приложением таких же документов, что и в первом случае. Начальник отдела налоговых преступлений (ОНП) рассматривает запрос и направляет информацию о сотрудниках или мотивированный отказ. Основания для привлечения сотрудников милиции, основания для отказа и порядок проведения совместных проверок регламентируется совместным приказом МВД России N 76 и МНС России от 22.01.2004 N АС-3-06/37. Такие проверки проводятся в ходе выездной проверки и не являются дополнительными мероприятиями.
Пример
Инспекция г. Брянска N 15 проводила выездную проверку ООО "Ветер". В ходе проверки было установлено, что основным поставщиком фирмы является ЗАО "Метелица", которое зарегистрировано в г. Москве. Формальные признаки для зачета НДС соблюдены. Однако у проверяющих возникли подозрения, что фактически товары не поставлялись и фирма является подставной. Для выяснения обстоятельств дела ИФНС г. Брянска N 15 направила письмо в органы внутренних дел г. Москвы о проведении проверочных мероприятий. В ходе проверки необходимо было установить фактическое местонахождение ЗАО "Метелица", нахождение складских, офисных помещений, количество сотрудников в штате, изъять подтверждающие документы (счета-фактуры, договоры и т.д.) и определить, отгружались ли фактически товары. Начальник ОНП ОВД ЦАО вынес постановление на обследование помещений (организация находится на территории Центрального административного округа). В ходе обследования сотрудники милиции изъяли необходимые бумаги. Документы были проанализированы ревизорами. После этого они были направлены в ИФНС г. Брянска N 15 для вынесения по ним решения.
И.В. Балабанов,
налоговый консультант
"Нормативные акты для бухгалтера", N 14, июль 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.