г. Саратов |
Дело N А57-4342/09 |
04 сентября 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 сентября 2009 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Волковой Т.В.,
судей Агибаловой Г.И., Телегиной Т.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Губаревой А.Н.
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания", г. Самара, - Маслова С.В. по доверенности N 572 от 12.12.2008г., выданной сроком до 26.09.2009г.,
от муниципального образования "Город Саратов" в лице администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, - Северин Н.Н. по доверенности N 01-02-41/34 от 19.06.2009г.,
от Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, - Берестовская С.А. по доверенности от 22.05.2009г, N 02-02/449, выданной сроком до 31.12.2010г.
от Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, - не явились, извещены,
от администрации Ленинского района администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,- Чернышева О.Г. по доверенности N 1727-01/15, от 26.08.2009г,
от муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г. Саратов", г. Саратов,- Басова М.В. по доверенности от 17.03.2009г.,
от межрайонного городского отдела судебных приставов УФССП по Саратовской области, г. Саратов,- не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
на решение арбитражного суда Саратовской области от 30 июня 2009 года
по делу N А57-4342/2009, (судья Кобозев Г.В.),
открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания", г. Самара,
к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
третьи лица: Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
администрация Ленинского района администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
муниципальное учреждение "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г. Саратов", г. Саратов,
межрайонный городской отдел судебных приставов УФССП по Саратовской области, г. Саратов,
о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственность в размере 22 466 руб. 17 коп.,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания" (далее - ОАО "Волжская ТГК") с исковым заявлением о взыскании с Муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации г. Саратова за счет казны муниципального образования "Город Саратова" в порядке субсидиарной ответственности задолженности учреждения МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" в размере 22 466,17 рублей.
Решением суда Саратовской области от 30 июня 2009 г. по делу N А57-4342/2009 исковые требования удовлетворены частично. Суд своим решением взыскал с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания", г. Самара, в порядке субсидиарной ответственности задолженность муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г.Саратова" в сумме 22 466,17 руб., составляющую расходы по уплате государственной пошлины по делу N А57-4019/07-21. В отношении администрации муниципального образования "Город Саратов" в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда Саратовской области от 30 июня 2009 г. по делу N А57-4342/09 , вынести новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания", г. Самара, в судебное заседание явился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения
Представитель муниципального образования "Город Саратов" в лице администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, в судебное заседание явился, просил отменить решение арбитражного суда Саратовской области от 30 июня 2009 г. по делу N А57-4342/09 , вынести новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, в судебное заседание явился, поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение арбитражного суда Саратовской области от 30 июня 2009 г. по делу N А57-4342/09 , вынести новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (уведомление N 96012 7, приобщено к материалам дела). Через канцелярию Двенадцатого арбитражного апелляционного суда поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Комитета (вх. N 5 от 01.09.2009г.). Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Ходатайство судом апелляционной инстанции удовлетворено.
Представитель администрации Ленинского района администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов в судебное заседание явился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г. Саратов", г. Саратов явился в судебное заседание, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Межрайонный городской отдел судебных приставов УФССП по Саратовской области, г. Саратов в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (уведомление N 96013 4 приобщено к материалам дела). Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Исследовав материалы дела, выслушав мнения представителей сторон, изучив доводы апелляционной жалобы, в открытом судебном заседании, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Как свидетельствуют материалы дела, Решением Арбитражного суда Саратовской области от 24.04.2007г. по делу N А57-4019/07-21 с МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г.Саратова" в пользу ОАО "Волжская ТГК" взыскана государственная пошлина в сумме 22 466,17 руб. (л.д. 13-14 т.1).
ОАО "Волжская ТГК" был выдан исполнительный лист N С 136217 от 25.05.2007г., на основании которого постановлениями от 01.06.2007г., 09.12.2008г. межрайонным городским отделом судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области возбуждались исполнительные производства. (л.д. 15 т.1).
Постановлениями от 06.06.2008г., 19.01.2009г. данные исполнительные производства были окончены по причине невозможности взыскания в связи с отсутствием у должника имущества и денежных средств, на которые может быть обращено взыскание. Исполнительный лист возвращен взыскателю. (л.д. 17, 22 т.1).
19.01.2009 г. истец в порядке ст.ст. 242.1 и 242.5 п. 1 Бюджетного кодекса РФ обратился в Комитет по финансам администрации г. Саратова с письмом об исполнении, в том числе, исполнительного документа N С 136217 от 25.05.2007г., указав банковские реквизиты для перечисления в его адрес задолженности по и/листу (л.д. 36-39 т.1).
Комитет по финансам Администрации г. Саратова письмом за N 07-02-11/11 от 26.01.2009 г., возвращая исполнительный лист без исполнения, сообщил взыскателю о том, что МУ "ДЕЗ по Заводскому району г. Саратова" не имеет лицевого счета получателя средств бюджета города (л.д. 40 т.1).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу относительно того, что истец, как в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве", так и с Бюджетным кодексом РФ использовал возможность для приведения в исполнение исполнительного листа N С 136217 от 25.05.2007г., и получения присужденной суммы.
По состоянию на 31.03.2009г. задолженность МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г.Саратова" по исполнительному листу N С 136217 от 25.05.2007г. составляет 22 466,17 руб.
Судебная коллегия, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, находит их необоснованными и неподлежащими удовлетворению в силу следующего.
Из материалов дела следует, что основной должник - МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" по своему организационно-правовому статусу является муниципальным учреждением.
В соответствии с п.2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждения денежных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Собственником имущества МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" является Муниципальное образование "Город Саратов". Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что субсидиарную ответственность по обязательствам МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" несет Муниципальное образование "Город Саратов".
Согласно ст.215 Гражданского кодекса Российской Федерации средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского муниципального образования.
Представителем казны муниципального образования г. Саратов является Комитет по финансам Администрации г. Саратова. В соответствии с п. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут осуществлять права и обязанности, указанные в п.1 данной статьи органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно п. 3 Решения Саратовской городской думы N 21-183 от 23.06.1998г. "О разграничении полномочий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью", полномочия по управлению и распоряжению муниципальной собственностью и соответствующие права собственника по средствам городского бюджета осуществляет Комитет по финансам Администрации г. Саратова.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ст. 399 Гражданского кодекса РФ, до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
Необходимыми условиями для применения субсидиарной ответственности являются: отказ основного должника удовлетворить требование кредитора или неполучение кредитором от него в разумный срок ответа на предъявленное требование; обязательное предъявление иска в суд к основному должнику; недостаточность у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств.
В соответствии с пунктом 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 Кодекса такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
На основании п.п.2 п.3 ст.158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к указанным публично-правовым образованиям, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.
Согласно п.п.5 п.1 ст.158 Бюджетного кодекса РФ, главный распорядитель бюджетных средств составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.
В соответствии с Положением о Комитете, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19-172, Комитет - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы. Согласно пункту 1.2 положения в рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим положением, Комитет координирует деятельность комитетов и управлений администрации города, а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса. В соответствии с пунктом 3.22 положения выступает в суде от имени муниципального образования "город Саратов" в защиту интересов казны города. Согласно пункта 3.23 исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города в порядке, установленном бюджетным законодательством, организует работу по учету, исполнению и хранению исполнительных документов.
В пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 года N 23 также разъяснено, если государственный (муниципальный) орган, являющийся главным распорядителем бюджетных средств на момент возникновения спорных правоотношений, утратил соответствующий статус (в связи с передачей соответствующих полномочий иному органу или в связи с ликвидацией), в качестве представителя публично-правового образования надлежит привлекать орган, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде, а при отсутствии такового (в случае, если соответствующие полномочия не переданы иному органу) - соответствующий финансовый орган публично-правового образования.
Из положения о Комитете по жилищно-коммунальному хозяйству администрации г.Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 25 октября 2007 года N 21-202 следует, что комитет является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации города, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Саратова (пункт 1), осуществляет полномочия распорядителя и получателя бюджетных средств в порядке, установленном действующим законодательством (пункт 3.20), т.е. не является главным распорядителем бюджетных денежных средств, составляющих казну муниципального образования. Администрация Ленинского района г.Саратова согласно сводным реестрам главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета города на 2009 г. выполняет функции главного распорядителя бюджета города только в отношении муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений.
Таким образом, судебная коллегия считает, что субсидиарную ответственность по обязательствам МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" несет муниципальное образование "Города Саратов", интересы которого в арбитражном суде должен представлять Комитет по финансам Администрации г. Саратова.
Судебная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения обжалуемого судебного акта. Апелляционная жалоба Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Саратовской области от 30 июня 2009 года по делу А57-4342/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия.
Направить копии постановления лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Т.В. Волкова |
Судьи |
Г.И. Агибалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-4342/09
Истец: ОАО "Волжская ТГК"
Ответчик: Муниципальное образование г.Саратова в лице Администрации г.Саратова, Комитет по финансам Администрации г.Саратова
Третье лицо: МУ ДЕЗ по Ленинскому району г.Саратова, Межрайонный городской отдел судебных приставов Управления ФССП по Саратовской области, Комитет по ЖКХ Администрации г.Саратова, Администрация Ленинского района г.Саратова
Хронология рассмотрения дела:
04.09.2009 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6352/2009