г. Саратов |
|
14 сентября 2009 г. |
Дело N А12-9430/2009 |
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Александровой Л.Б.,
судей Акимовой М.А., Борисовой Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Александровой Л.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Бурятия (г. Улан-Удэ)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 09 июля 2009 года по делу N А12-9430 (судья Стрельникова Н.В.)
по заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Бурятия (г. Улан-Удэ)
к инспекция Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области (г. Волжский Волгоградской области)
заинтересованные лица:
общество с ограниченной ответственностью "Лидер" (г. Улан-Удэ)
Фомин Владимир Леонидович (г. Кинешма Ивановской области)
Рвач Игорь Анатольевич (г. Волжский Волгоградской области)
о признании недействительной государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы ООО "Лидер" и отмене решения регистрирующего органа
УСТАНОВИЛ
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Бурятия обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица и отмене решения инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области от 17 марта 2009 г. N 625 о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы ООО "Лидер".
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 09 июля 2009 г. отказано в удовлетворении требований межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Бурятия.
Инспекция ФНС России N 9 по Республике Бурятия, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит принятое по делу решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебное заседание не явились лица, участвующие в деле: ИФНС России N 9 по Республике Бурятия, инспекция ФНС России по г. Волжскому Волгоградской области, ООО "Лидер", Фомин Владимир Леонидович и Рвач Игорь Анатольевич. О времени и месте рассмотрения дела указанные лица извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется уведомление о вручении почтового отправления NN 77473, отчеты о доставке телеграмм NN00629,00729, 00829, 00929. Почтовое отправление в адрес инспекции ФНС России по г. Волжскому Волгоградской области доставлено 02 сентября 2009 г. Телеграммы в адрес Рвач И.А. за N 00629 вручена лично Рвач И.А. Телеграмма N 00829 ООО "Лидер" по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Бограда, 45 не доставлена в связи с отсутствием организации. Телеграмма N 00729 Фомину В.Л. не доставлена; адресат по указанному адресу не проживает; в частном доме живут Серовы.
От межрайонной ИФНС России по Республике Бурятия поступило ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.
При таких обстоятельствах указанные лица извещены надлежащим образом.
В соответствии с п. 3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дела в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Дело в апелляционной инстанции рассматривается с соблюдением требований статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ООО "Лидер" зарегистрировано в качестве юридического лица 08 ноября 2006 года и ему присвоен ОГРН 1063435053550, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 08 мая 2009 г.
13 февраля 2009 года единоличным участником ООО "Лидер" Фоминым В.Л. было принято решение N 4 о внесении изменений в учредительные документы общества в связи с изменением юридического адреса общества и переуступкой доли в уставном капитале общества.
На основании заявления формы Р 13001 от 10 марта 2009 г. (зарегистрировано за входящим номером 625) и пакета документов, отвечающего требованиям ст.ст. 11, 12 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" N 129-ФЗ от 08.08.2001 г., инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области было принято решение N 625 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица - ООО "Лидер".
13 марта 2009 г. межрайонной ИФНС России N 9 по Республике Бурятия произведено обследование помещения, расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Бограда, 45 на предмет фактического нахождения в нем ООО "Лидер". В результате обследования установлено, что ООО "Лидер" по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Бограда, 45 не находится. По результатам осмотра составлен акт обследования от 13 марта 2009 г.
Полагая, что в связи с указанием недостоверных сведений о месте нахождения юридического лица государственная регистрация данных сведений подлежит признанию недействительной, МИФНС России N 9 по Республике Бурятия обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из того, что в соответствии с пунктом 1 статьи 23 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов и представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган, а также, - предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 названного Закона.
Суд указал на то, что обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах, возлагается на лицо, обратившееся в налоговый орган с заявлением о регистрации. Согласно письму Министерства по налогам сборам Российской Федерации от 25.12.2003 г. N 09-1-03/5891-АЦ386 "Об оформлении документов, представленных для государственной регистрации, на регистрирующий орган не возложена обязанность проводить юридическую экспертизу представленных на регистрацию документов.
Сам по себе факт отсутствия Общества по юридическому адресу на момент проведения Инспекцией Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Бурятия осмотра объекта не свидетельствует о том, что Общество не располагалось по указанному адресу в момент представления сведений на регистрацию.
ООО "Лидер" для государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, были представлены документы, предусмотренные статьей 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ. Оснований для отказа в государственной регистрации, указанных в статье 23 указанного Закона, регистрирующий орган не установил.
Настоящий спор рассмотрен судом первой инстанции по правилам главы 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений государственных органов, если полагают, что оспариваемый акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из изложенной нормы права следует, что для удовлетворения заявления о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо два обязательных условия:
а) несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;
б) оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) должны нарушать права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ должно представить доказательства, свидетельствующие о неправомерном действии регистрирующего органа, а также обосновать экономический характер спора, возникшего между двумя регистрирующими органами.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими действующему в сфере регистрации юридических лиц законодательству.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" N 129-ФЗ от 08.08.2001 г. государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.
Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об оплате государственной пошлины.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в подписанном заявителем заявлении о государственной регистрации подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.
Согласно п. 4 ст. 9, п. 1 ст. 25 Федерального закона N 129-ФЗ, регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов кроме документов, установленных данным Законом.
В соответствии с пп. "а" п. 1 ст. 17 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
В связи с чем, довод заявителя по делу о том, что регистрирующий орган обязан проверять представленные на регистрацию документы на предмет достоверности указанных в них сведений, несостоятелен и подлежит отклонению, так как в силу подпункта "а" п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" обязанность в подтверждении факта достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и заявлении о внесении в них изменений возлагается на заявителя, из чего следует, что регистрирующий орган не обязан проводить проверку представленных документов на предмет их достоверности.
Федеральным законом N 129-ФЗ не предусмотрена возможность проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в документах, которые представляются для государственной регистрации. Из содержания статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" следует, что ответственность за достоверность сведений, предоставляемых для внесения в ЕГРЮЛ, несет заявитель, обратившийся в регистрирующий орган.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов и в случае представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Исходя из содержания названной статьи, заявительный порядок государственной регистрации юридических лиц обеспечивается ограниченными возможностями регистрирующих органов по принятию решений об отказе в государственной регистрации. Перечень оснований, предусмотренный ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ для отказа в государственной регистрации, расширительному толкованию не подлежит.
Межрайонная ИФНС России N 9 по Республике Бурятия не приводит каких-либо норм права, обязывающих регистрирующий орган проводить проверки достоверности указанных юридическим лицом сведений. Данные сведения носят заявительный характер и ответственность за их достоверность в силу пункта 1 статьи 25 Закона N 129-ФЗ возложена на заявителей, юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей.
Как следует из материалов дела, для оспариваемой регистрации были представлены необходимые документы, предусмотренные ст. 17 названного Закона. С соответствующим заявлением в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области обратилось лицо, уполномоченное осуществлять все действия, связанные с внесением и регистрацией соответствующих изменений учредительных документов, что соответствует положениям Федерального закона N 129-ФЗ. Следовательно, установленные ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ основания для отказа в государственной регистрации у налогового органа отсутствовали.
Поскольку действующее законодательство не предусматривает признание судом недействительной государственной регистрации изменений в учредительных документах в качестве правовых оснований последствий представления недостоверных сведений о юридическом лице, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и, как следствие, удовлетворения заявленных требований.
Представление юридическим лицом недостоверных сведений в регистрирующий орган в соответствии с п.п. 1 2 ст. 25 Федерального закона N 129-ФЗ является основанием для привлечения его к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации, для обращения регистрирующего органа в суд с требованием о ликвидации этого юридического лица, но само по себе не влечет недействительность решения о регистрации изменений и записи в ЕГРЮЛ.
Кроме того, сам факт осмотра помещений по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Бограда, 45, зафиксированный актом обследования от 13 марта 2009 г. не подтверждает того обстоятельства, что ООО "Лидер" не находилось по указанному адресу на момент внесения изменений в учредительные документы и принятия оспариваемого решения регистрирующего органа, т.е. на 13 февраля и 17 марта 2009 г.
Кроме того, в материалы дела представлен договор аренды офиса от 24 февраля 2009 г., заключенных между ООО "Амир" и ООО "Лидер", в соответствии с которым ООО "Амир" предоставляет ООО "Лидер" во временное пользование под офис встроенное нежилое помещение, состоящее из 1 комнаты площадью 15 кв. м., расположенное по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Бограда, 45, сроком на период с 24 февраля 2009 г. по 31 декабря 2009 г. Сведений о том, что указанный договор расторгнут, оспорен в установленном порядке кем-либо не имеется.
Доводам, изложенным в апелляционной жалобе, дана полная и объективная оценка в соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ. Нарушений норм материального права и процессуального права при принятии решения судом первой инстанции не допущенною. Оснований для отмены состоявшегося по делу решения суда не имеется.
Апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 09 июля 2009 года по делу N А12-9430/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Бурятия (г. Улан-Удэ) - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273-277 АПК РФ, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд Волгоградской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Л.Б. Александрова |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-9430/09
Истец: МИ ФНС N 9 по Республике Бурятия
Ответчик: ИФНС России по г. Волжскому
Кредитор: Фомин В.Л., Рвач И.А.
Третье лицо: ООО "ЛИДЕР"
Хронология рассмотрения дела:
14.09.2009 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6745/2009