г. Саратов |
Дело N А12-11472/2009 |
резолютивная часть постановления оглашена 23 сентября 2009 года.
в полном объеме постановление изготовлено 24 сентября 2009 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего - судьи Клочковой Н.А., судей - Никитина А.Ю., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Николаевым Д. В.,
при участии в судебном заседании представителей сторон:
от прокуратуры - не явились, извещены,
от ответчиков - не явились, извещены,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области (п.г.т. Иловля Волгоградской области)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 14 июля 2009 года
по делу N А12-11472/2009, судья Пильник С.Г.,
по иску Первого заместителя прокуратуры Волгоградской области (г. Волгоград)
к Администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области (п.г.т. Иловля Волгоградской области)
ОАО "Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации" в лице Иловлинского отделения N 3953
Третье лицо:
Центральный банк Российской Федерации в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Волгоградской области
о признании недействительным (ничтожным) муниципального контракта,
УСТАНОВИЛ
Первый заместитель прокурора Волгоградской области обратился в арбитражный суд Волгоградской области с иском к Администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области и открытому акционерному обществу "Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ" в лице Иловлинского отделения N 3953 о признании недействительным (ничтожным) муниципального контракта б/н, заключенного 28.01.2009 между ОАО "Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации" в лице Иловлинского отделения N 3953 и администрацией Иловлинского муниципального района Волгоградской области.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 14 июля 2009 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик, Администрация Иловлинского муниципального района Волгоградской области, обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение арбитражного суда Волгоградской области от 14 июля 2009 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в исковых требованиях, в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между ОАО "Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации" в лице Иловлинского отделения N 3953 - "поставщик" и Администрацией Иловлинского муниципального района Волгоградской области -"муниципальный заказчик" заключен муниципальный контракт на осуществление операций по обслуживанию счетов бюджетных организаций Иловлинского муниципального района Волгоградской области. (л.д.17-19).
Предметом данного муниципального контракта является осуществление операций по обслуживанию счетов бюджетных организаций Иловлинского муниципального района Волгоградской области.
Иск мотивирован тем, что в нарушение требований Бюджетного Кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 17.06.04 N 12-П, оспариваемый муниципальный контракт заключен не в Банке России.
В соответствии со статьей 75 Конституции Российской Федерации и положениями Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" на Банк России возложены функции обслуживания счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и все операции со средствами бюджетов осуществляются им без комиссионного вознаграждения.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ под бюджетом понимается форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Единый счет бюджета - счет (совокупность счетов для федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), открытый (открытых) Федеральному казначейству в учреждении Центрального банка Российской Федерации отдельно по каждому бюджету бюджетной системы Российской Федерации для учета средств бюджета и осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам.
Согласно части 2 статьи 155 Бюджетного кодекса Российской Федерации счета бюджета обслуживает Банк России. В случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций, функции Банка России выполняют кредитные организации (часть 2 статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 151 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Банк России как орган денежно-кредитного регулирования входит в систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, и является участником бюджетного процесса.
Конституционность положений части 2 статьи 155 Бюджетного кодекса Российской Федерации подтверждена Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.06.2004 N 12-П, в котором указано, что обслуживание счетов бюджетов Банком России, как требуют того статьи 155, 156 Кодекса, является механизмом защиты бюджетных средств.
Кроме того, согласно данному Постановлению под "соответствующей территорией" в части 2 статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимается как территория одного субъекта Российской Федерации или территория муниципального образования (если в них действуют территориальное учреждение Банка России по данному субъекту Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети на территории муниципального образования), так и территория нескольких субъектов Российской Федерации или территория определенного числа муниципальных образований (если в соответствующих территориальных границах действуют территориальное учреждение Банка России по нескольким субъектам Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети, деятельность которых распространяется на территорию определенного числа муниципальных образований).
По информации главного управления Центрального банка Российской Федерации по Волгоградской области от 27.05.2009, от 01.07.2009 возможность открытия счета и обслуживания счетов бюджетополучателей Иловлинского муниципального района имелась и имеется в настоящее время в структурных подразделениях (л.д.42,81).
Таким образом, муниципальный контракт б\н от 28.01.2009 заключен администрацией Иловлинского муниципального района Волгоградской области и ОАО "Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации" в лице Иловлинского отделения N 3953 в нарушение части 2 статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции закономерно, в соответствии со статьями 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации признал муниципальный контракт от 28.01.2009 недействительной сделкой.
Оснований для отмены либо изменения принятого по делу решения судебная коллегия не находит.
Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 14 июля 2009 года по делу N А12-11472/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Направить копии постановления арбитражного суда апелляционной инстанции лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.А. Клочкова |
Судьи |
А.Ю. Никитин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-11472/09
Истец: Прокуратура Волгоградской области
Ответчик: ОАО "АКБ в лице Иловлинского отделения N 3953 Сбербанка России, ОАО "АК "Сберегательный банк РФ" в лице Иловлинского отделения N 3953", Администрация Иловлинского муниципального района
Третье лицо: ЦБ РФ в лице Главного управления ЦРБ РФ по Волгоградской области, ЦБ РФ
Хронология рассмотрения дела:
24.09.2009 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6955/2009