г. Саратов |
|
24 сентября 2009 г. |
Дело N А06-2129/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2009 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Дубровиной О.А., Комнатной Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поморовой Н.М.,
без участия в судебном заседании сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Астраханского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования (г. Астрахань)
на решение арбитражного суда Астраханской области от "20" июля 2009 года по делу N А06-2129/2009, принятое судьей Смирновой Н.В.,
по заявлению Астраханского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования (г. Астрахань)
к Муниципальному учреждению здравоохранения "Городская поликлиника N 5" (г. Астрахань)
о взыскании с ответчика суммы неосновательного обогащения в размере 21428 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Решением арбитражного суда Астраханской области от 20.07.2009г. отказано в иске Астраханского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее - истец) к Муниципальному учреждению здравоохранения "Городская поликлиника N 5" (далее - МУЗ "Городская поликлиника N5", ответчик) о взыскании денежных средств в сумме 21 428 руб. в качестве неосновательного обогащения. С Астраханского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования в доход бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 857, 12 руб.
Астраханский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе. В апелляционной жалобе истец указал на незаконное взыскание с него государственной пошлины в сумме 857, 12 руб., поскольку Астраханский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования освобожден от ее уплаты в силу закона.
МУЗ "Городская поликлиника N 5" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению в части государственной пошлины по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 24.12.2007г. Правительством Российской Федерации вынесено Постановление N 921 ""О порядке предоставления в 2008-2009 годах из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан", которым утверждены Правила предоставления в 2008-2009 годах из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан (далее по тексту: Правила).
Утверждена типовая форма договора о финансировании территориальным фондом обязательного медицинского страхования расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан.
15.04.2008г. во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года N 921 между Астраханским областным территориальным фондом обязательного медицинского страхования и МУЗ "Городская поликлиника N 5" заключен договор N11 о финансировании территориальным фондом обязательного медицинского страхования расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан.
Предметом настоящего договора является финансовое обеспечение Фондом осуществляемых Учреждением расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан в порядке и на условиях, которые определены Правилами предоставления в 2008-2009 годах из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 921.
Фонд принял на себя обязательство по осуществлению медико-экономической экспертизы, представленных Учреждением счетов на оплату проведенной дополнительной диспансеризации работающих граждан и оплате ежемесячно, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, осуществляемых Учреждением расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан по представленным счетам.
В соответствии с пунктом 4 Правил объем и порядок проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан, а также указанный норматив определяются Министерством здравоохранения социального развития Российской Федерации.
В письме от 07.10.2008г. за N 7694-ВС "О дополнительной диспансеризации" Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации было дано разъяснение, заключающееся в том, что граждане, прошедшие диспансеризацию в 2006 и 2007 годах, повторной диспансеризации в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" - не подлежат.
Письмом от 13.11.2008г. N 8810-ВС Министерство здравоохранения социального развития Российской Федерации сообщило, что указанное разъяснение вступает в силу и подлежит применению с 7 октября 2008 года.
Как следует из объяснений истца, Фондом проведена экспертиза предъявленных случаев на предмет повторной диспансеризации работающих граждан, проведенной в период с 07 октября по 31 октября 2008 года.
В результате экспертизы выявлено, что 22 случая, оказанных после 07 октября 2008 года, предъявленных в Астраханский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования за граждан, прошедших диспансеризацию в 2006-2007 годах, о чем был составлен Акт от 05.12.2008г. N 19 "дополнительной медико-экономической экспертизы реестров счетов по дополнительной диспансеризации работающих граждан за октябрь 2008 года, проведенной МУЗ "Городская поликлиника N 5" с приложением к акту дефектной ведомости, который сопроводительным письмом от 05.12.2008 N08-17/3934 был направлен МУЗ "Городская поликлиника N 5".
В связи с тем, что норматив затрат на проведение дополнительной диспансеризации на одного работающего гражданина установленный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20.02.2008г. N 80 в 2008 году составлял 974 рубля, фонд обратился в арбитражный суд Астраханской области с заявлением о взыскании 21 428 руб. (22 х 974руб.).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на то, что взыскиваемая сумма не может быть квалифицирована как неосновательное обогащение.
Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия по апелляционным делам считает обоснованным по следующим основаниям.
Пунктами 1 и 2 ст. 19 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичная норма закреплена в ст. 147 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в РФ" обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
В соответствии со ст. 4 названного Закона медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Субъекты медицинского страхования, каковым является и ответчик по настоящему спору, выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Настоящий спор подлежит рассмотрению исходя из заключенного сторонами договора по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан с применением норм законодательства, регулирующего обязательное медицинское страхование.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Таким образом, оснований для заявления требований в порядке статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеется.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Суд первой инстанции рассмотрел данный спор исходя из заключенного сторонами договора от 15.04.2008 N 11, из которого следует, что учреждение обеспечивает проведение в течение 2008 -2009 годов дополнительной диспансеризации работающих граждан.
Из акта экспертизы реестров счетов и ведомости следует, что средства, выделенные из фонда медицинского страхования были потрачены учреждением на диспансеризацию работающих граждан.
Довод фонда о том, что учреждением были потрачены средства фонда по нецелевому использованию в связи с проведением повторной диспансеризацией граждан прошедших диспансеризацию в 2006-2007гг. не может быть принят во внимание. Договор, регулирующий взаимоотношения сторон не предусматривает такого условия, а кроме того расходования средств на иные цели не было.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворении заявленных требований.
Вместе с тем судебная коллегия считает, что в части взыскания с истца государственной пошлины в доход федерального бюджета подлежит отмене.
На основании статьи 14 Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской федерации дополнен пп. 1.1, устанавливающим, что от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
В рассматриваемом случае истцом по делу является Астраханский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование является частью государственной системы защиты населения и представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 28.06.1991г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ) обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
В п. 2 ст. 6 Закона N 165-ФЗ указано, что субъектами обязательного социального страхования (участниками отношений по обязательному социальному страхованию) являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Как следует из ст. 12 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования создаются Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. На Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования возложена функция по обеспечению государственной политики в области обязательного медицинского страхования, в рамках которой они осуществляют деятельность, направленную на реализацию гарантированных ст. 41 Конституции Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь. Фонды обязательного медицинского страхования предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение. Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993г. N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год" утверждены Положение о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, Положение о территориальном фонде обязательного медицинского страхования и Положение о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 1 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования (в редакции Федерального закона от 05.08.2000г. N 118-ФЗ) территориальный фонд обязательного медицинского страхования создается для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования, является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением - юридическим лицом, осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.
В соответствии с пунктом 3 названного Положения территориальный фонд обязательного медицинского страхования наряду с другими функциями: аккумулирует финансовые средства территориального фонда на обязательное медицинское страхование граждан; осуществляет финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии (далее - страховщиками), заключившими договоры обязательного медицинского страхования по дифференцированным подушевым нормативам, устанавливаемым правлением территориального фонда; осуществляет финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования; совместно с органами Государственной налоговой службы Российской Федерации осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением в территориальный фонд страховых взносов, а также осуществляет контроль за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на обязательное медицинское страхование граждан.
По мнению судебной коллегии, такие полномочия относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.
Таким образом, территориальный фонд обязательного медицинского страхования, являясь государственным учреждением по обеспечению системы обязательного медицинского страхования, выполняют функции органа государственной власти, следовательно, освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
При таких обстоятельствах принятый судебный акт подлежит отмене в части взыскания в доход федерального бюджета государственной пошлины в сумме 857, 12 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 268-271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Астраханской области от 20 июля 2009 г. по делу N А06-2129/2009 отменить в части взыскания с Астраханского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования в доход федерального бюджета государственной пошлины в сумме 857,12 руб.
В остальной части решение арбитражного суда Астраханской области от 20 июля 2009 года по делу N А06-2129/2009 оставить без изменения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке ст. 273 АПК РФ.
Председательствующий |
Н.В. Луговской |
Судьи |
О.А.Дубровина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-2129/2009
Истец: Астраханский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования
Ответчик: МУЗ "Городская поликлиника N 5"