город Омск
14 апреля 2011 г. |
Дело N А75-10283/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 апреля 2011 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Моисеенко Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1416/2011) Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры в лице филиала N 2 (далее - ГУ ОРО ФСС по ХМАО - Югре в лице филиала N 2; заинтересованное лицо)
на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 29.12.2010 по делу N А75-10283/2010 (судья Дроздов А.Н.), принятое
по заявлению открытого акционерного общества "Системный оператор Единой энергетической системы" в лице филиала открытого акционерного общества "Региональное диспетчерское управление энергосистемы Тюменской области", ОГРН 1027700201352, ИНН 7705454461 (далее - Общество; заявитель)
к ГУ ОРО ФСС по ХМАО - Югре в лице филиала N 2
о признании недействительными решений от 06.08.2010 N 44, N 1,
при участии в судебном заседании представителей:
от ГУ ОРО ФСС по ХМАО - Югры в лице филиала N 2 ? представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от Общества - Дрожжина Т.В. по доверенности от 21.07.2009, действительной до 07.07.2012 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ); Мешкова Е.М. по доверенности от 16.03.2011, действительной до 21.02.2014 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ),
установил:
открытое акционерное общество "Системный оператор Единой энергетической системы" в лице филиала открытого акционерного общества "Региональное диспетчерское управление энергосистемы Тюменской области" обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к ГУ ОРО ФСС по ХМАО - Югры в лице филиала N 2 о признании недействительными:
- решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 06.08.2010 N 1;
- решения о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 06.08.2010 N 44.
Кроме того, Общество просило обязать заинтересованное лицо возвратить ему денежные средства, взысканные на основании инкассового поручения N 85789 от 16.11.2010 в размере 8465 рублей, а также на основании инкассового поручения N 00034 от 18.11.2010 в размере 6241 рубля.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.12.2010 заявленные Обществом требования удовлетворены.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на то, что оспариваемые ненормативные акты вынесены в отношении филиала Общества; заявитель не был извещен о времени и месте рассмотрения материалов камеральных проверок; в оспариваемых актах не определен размер недоимки, с которой подлежит исчислению размер штрафа.
Не согласившись с принятым решением, ГУ ОРО ФСС по ХМАО - Югры в лице филиала N 2 обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, вынести новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы считает, что суд не выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Заинтересованное лицо полагает, что размер недоимки не относится к существу спора.
ГУ ОРО ФСС по ХМАО - Югры в лице филиала N 2, надлежащим образом извещенное, явку своего представителя не обеспечило, ходатайствовало о рассмотрении дела в его отсутствие. Названное ходатайство судом апелляционной инстанции удовлетворено.
К апелляционной жалобе ГУ ОРО ФСС по ХМАО - Югры в лице филиала N 2 приложены: копия доверенности от 22.02.2008 на имя Бубнова В.И.; копия положения о филиале ОАО "СО ЕЭС" "Региональное диспетчерское управление энергосистемы Тюменской области"; копия изменений к упомянутому положению.
Рассмотрев указанные документы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для их приобщения к материалам дела, исходя из следующего.
Возможность предоставления в суд апелляционной инстанции дополнительных доказательств ограничена нормами статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, независящим от него, и суд признает эти причины уважительными (часть 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В ходе рассмотрения настоящего спора в порядке апелляционного производства Общество не указало, причин невозможности представления суду первой инстанции вышеуказанных документов.
Суд апелляционной инстанции также считает, что подателем апелляционной жалобы не подтверждено того обстоятельства, что у него отсутствовала возможность представления суду первой инстанции указанных выше документов.
Кроме того, названные документы не относятся к предмету спора.
Представители Общества в письменном отзыве на апелляционную жалобу и в устном выступлении в суде апелляционной инстанции просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на апелляционную жалобу, заслушав представителей Общества, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
16.07.2010 ГУ ОРО ФСС по ХМАО - Югры в лице филиала N 2 в отношении заявителя проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации и расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (Форма 4-ФСС РФ) за 2 квартал 2010.
По результатам камеральной проверки заинтересованным лицом составлены акты камеральных проверок:
- по нарушениям правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации составлен акт камеральной проверки от 16.07.2010 N 507573 (л.д. 14);
- по нарушениям отраженным в расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации - акт камеральной проверки от 16.07.2010 N 507573 (л.д. 13).
06.08.2010 заинтересованным лицом в отношении заявителя вынесены:
- решение N 1 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности в виде штрафа в размере 19 409 руб. за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах;
- решение N 44 о привлечении страхователя к ответственности в виде штрафа в размере 8 465 руб. за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному
социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (л.д. 18-19, 20).
Вышеуказанные решения заявителем в порядке досудебного урегулирования спора обжалованы в вышестоящем органе (л.д.21-24).
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящим органом перечисленные выше решения оставлены без изменения (л.д.25).
25.10.2010 заявителем получено решение от 21.10.2010 N 3718 о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пени и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей в принудительном порядке (далее - решение N 3718) (л.д.82) и решение от 21.10.2010 N 11009 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках (далее - решение N 11009) (л.д.83).
17.11.2010 инкассовым поручением от 16.11.2010 N 85789 взыскана в бесспорном порядке сумма в размере 8 465 руб. и инкассовым поручением от 18.11.2010 N 00034 взыскана сумма в размере 6 241 руб. (л.д. 84-87).
Общество, полагая, что перечисленные выше решения нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд первой инстанции с заявленными требованиями.
29.12.2010 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
а) организации;
б) индивидуальные предприниматели;
в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Ответственность за совершение правонарушений несут организации, индивидуальные предприниматели и физические лица в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом (статья 41 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Согласно статье 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ) страхователем является юридическое лицо любой организационно-правовой формы либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 данного Федерального закона.
При этом страховщик осуществляет регистрацию страхователей - юридических лиц по месту нахождения их обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 30 дней со дня создания такого обособленного подразделения (статья 6 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).
Согласно статье 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ страхователь несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него настоящим Федеральным законом обязанностей по своевременной регистрации в качестве страхователя у страховщика, своевременной и полной уплате страховых взносов, своевременному представлению страховщику установленной отчетности, а также за своевременную и полную уплату назначенных страховщиком страховых выплат застрахованным.
В силу пункта 3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации филиалы, представительства и иные обособленные подразделения не являются юридическими лицами, в связи с чем, не могут являться участниками правоотношений в области страхования.
Из указанного следует, что решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и решение о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний должно быть принято в отношении страхователя, то есть юридического лица.
Представленные в дело документы свидетельствуют о том, что оспариваемые ненормативные акты вынесены в отношении филиала.
Согласно приложению к уставу открытого акционерного общества "Системный оператор Единой энергетической системы", ОАО "СО ЕЭС" Тюменское РДУ является филиалом открытого акционерного общества "Системный оператор Единой энергетической системы" и не является юридическим лицом.
Такими образом, суд первой инстанции обоснованно признал решения от 06.08.2010 N 1 и N 44 о привлечении филиала к ответственности недействительными.
В апелляционной жалобе ГУ ОРО ФСС по ХМАО - Югры не согласно с выводом суда первой инстанции о том, что размер недоимки не определен ни в актах камеральных проверок, ни в оспариваемых решениях, поскольку размер недоимки не относится к существу спора.
Однако заинтересованным лицом не учтено следующего.
Из положений статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ и статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ следует, что сумма штрафа исчисляется в процентном соотношении от суммы недоимки.
Вместе с тем, из актов проверок следует, что ответчиком недоимка определена в размере 0 руб. 00 коп.
Материалы настоящего дела не содержат сведений о том, каким образом заинтересованным лицом установлен размер недоимки.
Ни в актах камеральных проверок, ни в оспариваемых решениях ее размер не определен.
Более того, Общество обращалось с просьбой о разъяснении размера суммы страховых взносов, от которых будет исчисляться размер штрафных санкций, однако сведения не были предоставлены.
В ответе от 10.08.2010 заинтересованным лицом указано об обращении в Центральный аппарат Фонда социального страхования для определения размера недоимки (л.д. 17), вместе с тем оспариваемые решения вынесены 06.08.2010, что свидетельствует об отсутствии оснований для их вынесения.
В апелляционной жалобе ее податель считает, что суд не дал надлежащей оценки письму заинтересованного лица от 08.09.2010 N 02-03-10/08-8247, при этом указанное письмо в материалах дела отсутствует.
Таким образом, учитывая изложенные выше обстоятельства в своей совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к заключению о том, что, суд первой инстанции, удовлетворив заявленные Обществом требования, принял законный и обоснованный судебный акт.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Поскольку ГУ ОРО ФСС по ХМАО - Югре в лице филиала N 2 является лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины, то уплаченная им пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы подлежит возврату.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.12.2010 по делу N А75-10283/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Государственному учреждению - региональному отделению Фонду социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры в лице филиала N 2 из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 руб., уплаченную по платежному поручению от 02.02.2011 N 219.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-10283/2010
Истец: ОАО "Системный оператор Единой энергетической системы", ОАО "СО ЕЭС" в лице филиала ОАО "СО ЕЭС" "Региональное диспетчерское управление энергосистемы Тюменкой области"
Ответчик: ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по ХМАО - Югре филиал N 2
Хронология рассмотрения дела:
14.04.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1416/11