13 апреля 2011 г. |
Дело N А55-19490/2010 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2011 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 апреля 2011 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Засыпкиной Т.С., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Хархавкиным А.А.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие "Ритаг-1" - Денисов В.В., доверенность от 03.09.2010 года;
от Министерства имущественных отношений Самарской области - Нескоромнов Н.Н., доверенность от 29.12.2010, N 344; Филюк Е.И., доверенность от 29.12.2010 года, N 339;
от ЗАО "Нефтефлот" - Белов М.И., доверенность от 25.10.2010 года, N 3;
от ООО "Охранное предприятие "РИТАГ" - извещен, не явился;
от Морозова Сергея Тимофеевича - Морозов С.Т., паспорт 3602 722482;
от ООО "ЭнергоБизнесРесурс" - извещен, не явился;
от Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара - Бабкин В.А., доверенность от 14.09.2010 года, N Д0501/4002;
рассмотрев в открытом судебном заседании 06 апреля 2011 г., в зале N 7, апелляционные жалобы
общества с ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие "Ритаг-1", г. Самара,
Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 января 2011 года по делу N А55-19490/2010, судья Бойко С.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие "Ритаг-1" (ИНН: 6318212840; ОГРН: 1026301529847),
к Министерству имущественных отношений Самарской области,
с участием третьих лиц:
ЗАО "Нефтефлот",
ООО "Охранное предприятие "РИТАГ",
Морозова Сергея Тимофеевича,
ООО "ЭнергоБизнесРесурс",
Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара,
о признании недействительным решения Министерства имущественных отношений Самарской области об отказе в предоставлении земельного участка, выраженного в письме от 30 июня 2010 года N 12-4/0606/10-а,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие "Ритаг-1" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - заинтересованное лицо, министерство) об отказе в предоставлении земельного участка, выраженного в письме от 30 июня 2010 года N 12-4/0606/10-а.
Определениями суда от 13 октября 2010 года и от 14 декабря 2010 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора были привлечены ЗАО "Нефтефлот", ООО "Охранное предприятие "РИ-ТАГ", Морозов Сергей Тимофеевич, ООО "ЭнергоБизнесРесурс" и Департамент строи-тельства и архитектуры городского округа Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27 января 2011 года по делу N А55-19490/2010 в удовлетворении требований отказано.
Принимая судебный акт, арбитражный суд исходил из того, что поскольку испрашиваемый земельный участок объективно не может быть предоставлен заявителю для целей предполагаемого им использования, оспариваемый отказ, хотя формально и не соответствует требованиям закона, однако, не может нарушать права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с выводами суда, общество с ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие "Ритаг-1", г. Самара и Министерство имущественных отношений Самарской области, г. Самара подали апелляционные жалобы, в которых заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт, которым признать недействительным решение Министерства имущественных отношений Самарской области об отказе в предоставлении земельного участка, выраженное в письме от 30 июня 2010 года N 12-4/0606/10-а. Министерство просит изменить мотивировочную часть решения суда первой инстанции, исключив выводы суда о том, что в нарушение требований статьи 65 и пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации министерством не было представлено доказательств того, что предполагаемое использование земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, левый берег реки Сухая Самарка, к югу от острова Коровий, площадью 19 600, 8 кв. м., под размещение временных объектов инфраструктуры для отдыха на природе, не предусматривающих наличие фундамента, требует сноса земельных насаждений.
Заявитель и заинтересованное лицо доводы своих апелляционных жалоб поддержали в полном объеме, свою позицию в отношении жалоб друг друга изложили в представленных отзывах на жалобы.
Закрытое акционерное общество "Нефтефлот" возражает против жалобы заявителя, поддерживает жалобу министерства. Третье лицо - Морозов Сергей Тимофеевич не согласен с решением суда первой инстанции, просит его отменить, апелляционную жалобу заявителя удовлетворить.
Представитель Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара письменный отзыв на жалобу не представил, оставил рассмотрение апелляционных жалоб на усмотрение суда.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители общества с ограниченной ответственностью "Охранное предприятие "РИТАГ", представители общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоБизнесРесурс" не явились, отзывы на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционные жалобы в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрены в их отсутствие.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 30 марта 2011 года до 12 час 00 мин. 06 апреля 2011 года. Информация об объявлении перерыва размещена на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда согласно Информационному письму Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.09.2006 г. N 113 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации". Судебное заседание было продолжено 06 апреля 2011 года в 12 час. 13 мин.
Апелляционные жалобы на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрены в соответствии с требованиями статей 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия апелляционной инстанции, исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционных жалоб, объяснений лиц, участвующих в деле, отзывов на жалобу, пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, при этом исходила из следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции общество с ограниченной ответственностью "ЧОП "РИТАГ-1" обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, левый берег реки Сухая Самарка к югу от острова Коровий под размещение временных объектов и инфраструктуры, предназначенных для отдыха на природе не предусматривающих наличие фундамента с дальнейшей эксплуатацией (том 1 л.д. 73).
Министерство письмом от 30 июня 2010 года N 12-4/0606/10-а отказало в предоставлении испрашиваемого земельного участка со ссылкой на нарушение требований пункта 2.11. СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", а также пункта 2 главы 24 и пункта 12 главы 25 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденных постановлением Главы городского округа Самара N 404 от 10.06.2008 года.
Отказ в предоставлении земельного участка мотивирован наличием на нем древесно-кустарниковой растительности, что, по мнению министерства, в силу пункта 2.11. СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", а также пункт 2 главы 24 и пункт 12 главы 25 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденных постановлением Главы городского округа Самара N 404 от 10.06.2008 г., является препятствием для размещения временных объектов на данном земельном участке
Заявитель, посчитав отказ министерства незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд Самарской области, судебным актом которого в удовлетворении требований суд отказал.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области. В соответствии с требованиями статьи 34 ЗК РФ постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 был утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок).
Согласно Порядку граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в министерство заявление о предоставлении земельного участка (п. 2.1).
Согласно пункту 2.4. Порядка, в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок. Указанные запросы министерством не направляются в случае, если документы, содержащие необходимую информацию о земельном участке, приложены к заявлению о предоставлении земельного участка.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В случае, если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также в случае, если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка министерством не направляется.
Отказывая заявителю в удовлетворении требований суд первой инстанции исходил из того, что ссылка министерства при отказе в предоставлении земельного участка на указанные выше нормы не содержит запрета для предоставления земельных участков, имеющих древесно-кустарниковую растительность для целей, не связанных со строительством, однако противоречит требованиям статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 2.4. Порядка.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее- ЗК РФ) предусмотрено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства определяется градостроительным регламентом (пункт 1 статьи 36 ГК Российской Федерации).
По смыслу положений подпункта 2 пункта 1 статьи 40, пункта 1 статьи 41, статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации арендаторы земельных участков имеют право осуществлять деятельность в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Статья 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определяет виды разрешенного использования земельных участков: основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования, и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями земельных участков выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Согласно сообщению Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 13.01.2010 г. N Д05-01-01/21811-0-1 в соответствии с Правилами застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденном постановлением Самарской городской Думы от 26.01.2001 г. N 61 испрашиваемый земельный участок расположен в зоне предприятий и складов ПК-1 (зона предприятий и складов 5-4 классов вредности (санитарно-защитные зоны - до 100 м).
В соответствии с Правилами застройки и землепользования в городе Самаре зона предприятий и складов V - IV классов вредности (ПК-1) имеет основные разрешенные виды использования земельных участков: промышленные предприятия и склады V - IV класса вредности, среди них: химические предприятия и производства, металлургические, машиностроительные и металлообрабатывающие предприятия и производства, производства строительной промышленности, производства по обработке древесины, текстильные производства и производства легкой промышленности, производства по обработке животных продуктов, производства по обработке пищевых продуктов и вкусовых веществ, сельскохозяйственные предприятия и объекты сельскохозяйственного назначения, коммерческие гаражи наземные и подземные, открытые стоянки краткосрочного хранения автомобилей, индивидуальные гаражи, гаражные сооружения, места долговременного хранения автомобилей, площадки транзитного транспорта с местами хранения автобусов, грузовиков, легковых автомобилей, трамвайные, автобусные, троллейбусные парки, парки грузового автомобильного транспорта, таксопарки, представление в аренду автомобилей, авторемонтные предприятия, автозаправочные станции.
Разрешенные виды использования, сопутствующие основным видам использования недвижимости: гостиницы, общежития, связанные с производством и образованием, заведения среднего специального образования, клубы (залы встреч и собраний) многоцелевого и специализированного назначения, библиотеки, архивы, информационные центры, музеи, выставочные залы, спортплощадки, аптеки, поликлиники, пункты первой медицинской помощи, киоски, лоточная торговля, временные павильоны розничной торговли и обслуживания населения, магазины товаров первой необходимости, предприятия бытового обслуживания, художественные мастерские, мастерские изделий народных промыслов, почтовые отделения, телефонные и телеграфные станции, банно-оздоровительные комплексы, кафе, закусочные, столовые (без или с ограниченным ассортиментом алкогольных напитков), административные организации, офисы, конторы различных организаций, фирм, компаний, научные, проектные и конструкторские организации за исключением лабораторий биологического профиля или индустриальных технологий, научные, проектные и конструкторские организации, включая лаборатории биологического профиля или индустриальных технологий, издательства и редакционные офисы с типографиями, компьютерные центры, объекты, связанные с отправлением культа, станции скорой помощи, ветеринарные приемные пункты, общественные туалеты, отделения милиции.
Виды использования недвижимости, которые требуют специального согласования: спортзалы, бассейны открытые и закрытые, универсальные спортивные и развлекательные комплексы, порты, причалы, портовые сооружения, крематории.
Таким образом, размещение на испрашиваемом земельном участке объектов, предназначенных для отдыха на природе, Правилам застройки и землепользования в городе Самаре не предполагается. Данный вид использования земельных участков является основным для зон Р-2 (зона парков, бульваров, набережных), Р-3 (зона природных ландшафтов), а также видом использования, требующего специального согласования для зоны Р-5 (зона садово-дачных участков и коллективных садов).
Поскольку изменения зонирования в отношении спорного земельного участка с ПК-1 на Р-2, Р-3 или Р-5 не производилось, использование испрашиваемого земельного участка в целях, противоречащих видам разрешенного использования, установленным Правилам застройки и землепользования противоречит пункту 2 статьи 7, подпункту 2 пункта 1 статьи 40, пункту 1 статьи 41 и статье 42 ЗК РФ и пункту 1 статьи 36, статье 37 ГК РФ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в том, что при данных обстоятельствах требование заявителя не подлежит удовлетворению.
Доводы, приведенные в апелляционных жалобах общества с ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие "Ритаг-1" и Министерства имущественных отношений Самарской области являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции, указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 27 января 2011 года по делу N А55-19490/2010 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-19490/2010
Истец: ООО "Частное охранное предприятие "Ритаг-1"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области
Третье лицо: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, ЗАО "Нефтефлот", Морозов С. Т., ООО "Охранное предприятие"РИТАГ", ООО "ЭнергоБизнесРесурс"