Каков порядок отнесения затрат на наклейки на машины, листовки, буклеты на расходы в рекламных целях?
Расходы на рекламу, учитываемые в размере фактических расходов, предусмотрены абз. 2-4 п. 4 ст. 264 НК РФ, и расширению этот перечень не подлежит.
Остальные расходы на рекламу, относящиеся к таковым согласно Федеральному закону от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе" и отвечающие требованиям ст. 252 НК РФ, учитываются для целей налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, которая определяется в соответствии со ст. 249 НК РФ (письма МНС России от 24 марта 2003 г. N 02-5-11/73-К342, УМНС России по г. Москве от 11 июля 2003 г. N 26-08/38889 "О налоге на прибыль организаций").
Наклейки на машины, листовки, буклеты не поименованы в абз. 2-4 п. 4 ст. 264 НК РФ. Если бы налогоплательщик доказал, что листовки и буклеты подпадают под определение каталога или брошюры, то расходы на их изготовление можно было бы полностью списать на уменьшение доходов. Однако сделать это сложно хотя бы потому, что по Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. N 301, эти виды изделий имеют разные коды: 95 4020 8 (рекламные материалы и каталоги), 95 3002 7 (брошюры), 95 4130 6 (каталоги), 95 4260 3 (листовки), 95 4430 7 (плакаты рекламные) и т.д.
Вместе с тем, если во всех документах, подтверждающих понесенные расходы на рекламу (договор, счет, накладная, счет-фактура), фигурируют поименованные в п. 4 ст. 264 НК РФ термины ("рекламные брошюры", "рекламные каталоги, содержащие информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации"), рекламные расходы не нормируются.
Подчеркнем, что рекламные материалы должны предназначаться для неопределенного круга лиц (это следует из определения рекламы). Иными словами, если материалы выдаются заранее определенному списку лиц, соответствующие расходы могут быть не признаны рекламными.
По нашему мнению, для документального подтверждения рекламных расходов целесообразно обеспечить наличие следующих документов:
приказа руководителя организации о проведении рекламной акции;
первичных документов (если на стороне приобретаются какие-либо товары, сувениры или оплачиваются услуги сторонних организаций);
актов, подтверждающих рекламные расходы и подписанных руководителем организации с указанием сумм фактически понесенных расходов.
Приказ руководителя об осуществлении расходов может быть разовым, т.е. издаваемым руководителем организации непосредственно для проведения конкретного мероприятия. В приказе можно определить:
порядок выдачи средств на проведение рекламной акции;
смету расходов на указанные цели;
порядок проведения контроля над расходованием и списанием средств;
ответственного за проведение рекламной акции;
периодичность представления руководству отчетов о проведении рекламной акции (например, ежемесячно).
Д.С. Гуренков,
консультант Правового центра "Мариллион"
1 марта 2005 г.
"Новое в бухгалтерском учете и отчетности", N 5, март 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru