г. Санкт-Петербург
09 января 2008 г. |
Дело N А42-5297/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2007 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 января 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.А.Шульга
судей Т.С.Гафиатуллиной, Е.А.Фокиной
при ведении протокола судебного заседания: И.С.Калининой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17140/2007) Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет" на определение Арбитражного суда Мурманской области от 11 октября 2007 года по делу N А42-5297/2007 (судья Н.В.Быкова),
по заявлению Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет"
к Инспекции ФНС России по г. Мурманску
о признании недействительным решения от 26.06.2007 N 15483 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
при участии:
от заявителя: представитель П.Б.Баулин доверенность б/н от 7.02.2006 года
от заинтересованного лица: представитель Н.А.Иванникова доверенность N 80-14-30-11105 от 09.01.2007 года
установил:
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет" (далее - Университет, СПбГИЭУ) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по г. Мурманску N 15483 от 26.06.2007 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Определением от 14 сентября 2007 года суд оставил заявление без движения по следующим обстоятельствам:
- в представленном платежном поручении об уплате государственной пошлины отсутствует отметка о списании суммы со счета плательщика, т.е. отсутствуют доказательства зачисления суммы налога в бюджет;
- не изложены в полном объеме обстоятельства, на которых основаны исковые требования, и не приложены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых Университет основывает свои требования;
- не указаны права и законные интересы, которые нарушаются оспариваемым актом.
Определением от 11 октября 2007 года суд возвратил заявление в связи с неустранением СПбГИЭУ обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без движения.
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет" заявило апелляционную жалобу, в которой просит определение Арбитражного суда Мурманской области от 11 октября 2007 года по делу N А42-5297/2007 о возвращении искового заявления отменить и возбудить производство по делу.
В обоснование апелляционной жалобы СПбГИЭУ заявило о неправильном применении судом первой инстанции норм процессуального права.
По мнению Университета, платежные поручения с отметкой банка об их исполнении не могут быть представлены, так как Университет не имеет своего расчетного счета в учреждении банка. Имеется лицевой счет в Федеральном казначействе. При уплате государственной пошлины в бюджет денежные средства списываются с лицевого счета, а не счета в банке. Казначейство отметок о списании денежных средств в бюджет не ставит, так как денежные средства на момент оплаты уже являются средствами бюджета. В соответствии с Положением ЦБ РФ N 2-П от 03.10.2002 "О безналичных расчетах в Российской Федерации", поле "Списано со счета плательщика" заполнено быть не может. Затребованные судом документы, на основании которых осуществляется пользование зданием по адресу: г. Мурманск, ул. Полярной Правды, д.8, не могут быть представлены, поскольку вид права, в соответствии с которым используется земельный участок, никем не определен.
В судебном заседании представитель СПбГИЭУ поддержал доводы апелляционной жалобы.
Инспекция ФНС России по г. Мурманску возражала против апелляционной жалобы и просила определение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет" без удовлетворения.
Законность и обоснованность определения суда проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя Университета, апелляционный суд признал жалобу Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет" подлежащей удовлетворению по следующим основаниям:
Суд первой инстанции, возвращая заявление Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет", указал на непредставление документа, подтверждающего уплату государственной пошлины в установленном размере и порядке.
Данный вывод суда первой инстанции, по мнению апелляционной инстанции, является ошибочным.
Из материалов дела видно, что Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет" представило в суд платежное поручение N 3953 от 24.08.2007 года с отметкой Управления федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу.
Статьей 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении. В информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 мая 2005 года N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" арбитражным судам Российской Федерации рекомендовано обращать внимание на то, что доказательством уплаты государственной пошлины в безналичной форме является платежное поручение, на котором проставлены в поле "Списано со счета плательщика" дата списания денежных средств со счета плательщика (при частичной оплате - дата последнего платежа), в поле "Отметки банка" - штамп банка и подпись ответственного исполнителя (пункт 3.8 части 1 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденного указанием Центрального банка Российской Федерации от 3 октября 2002 года N 2-П (с последующими изменениями).
Инструкцией о порядке открытия и ведения органами Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, утвержденной приказом Министерства финансов России от 31.12.2002 года N 142н (далее - Инструкция N 142н), не предусматривается представление органами Федерального казначейства обслуживаемым клиентам платежных поручений о перечислении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации с отметкой банка об их исполнении. Инструкция N 142н предусмотрела выдачу клиентам платежных документов только с отметкой органа Федерального казначейства.
В соответствии со статьей 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством. Для осуществления кассового обслуживания исполнения бюджетов Федеральное казначейство открывает счета в Центральном банке Российской Федерации, на которых осуществляются все кассовые операции по исполнению бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации федеральное учреждение не вправе иметь счета в Банке России или кредитной организации (далее - банк) для учета операций со средствами в валюте Российской Федерации (за исключением тех учреждений, которые имеют разрешение Министра финансов Российской Федерации на открытие таких счетов) и ему могут быть открыты только лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства. Соответственно клиентами учреждений Банка России являются не федеральные учреждения, а территориальные органы Федерального казначейства, которые ведут лицевые счета этих учреждений.
Особенности расчетно-кассового обслуживания банками счетов территориальных органов Федерального казначейства в условиях открытия в органах Федерального казначейства лицевых счетов главным распорядителям, распорядителям и получателям бюджетных средств определены Положением Центрального Банка России N 298-П и Министерства финансов Российской Федерации N 173 -П от 13.12.2006г.
При этом территориальные органы Федерального казначейства осуществляют кассовые операции с бюджетными средствами и средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в соответствии с нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации и Банка России.
В соответствии с положениями указанных нормативных правовых актов платежные поручения по перечислению налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, плательщиками по которым являются бюджетополучатели, чьи лицевые счета открыты в органах Федерального казначейства, заполняются в соответствии с правилами, установленными Положением Банка России от 3 октября 2002 года N 2-П.
Согласно пунктам 63 и 69 Инструкции N 142н, орган Федерального казначейства уполномочен на всех платежных документах, поступивших в орган Федерального казначейства, ставить штамп органа Федерального казначейства с указанием даты дня, которым они должны быть исполнены, и не позднее следующего рабочего дня после подтверждения учреждением банка совершения операции обязан выдать клиенту выписки из лицевых счетов по установленной форме и необходимые приложения к ним с отметкой органа Федерального казначейства об исполнении на каждом приложенном к выписке документе.
Учитывая вышеизложенные нормы, территориальные органы Федерального казначейства, проставляя на платежных поручениях штамп органа Федерального казначейства, являются уполномоченными органами на осуществление указанных действий, при этом они не имеют возможности осуществлять проставление штампа и подписи ответственного исполнителя банка на платежном поручении бюджетного учреждения, не являющегося владельцем счета, открытого в банке.
Оценка полноты изложения обстоятельств и представленных доказательств осуществляется судом в порядке, предусмотренном главой 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Отсутствие какого-либо из доказательств, либо не полное изложение обстоятельств дела, на что указал суд первой инстанции, не является основанием для оставления заявления без движения и возвращения заявления в силу статей 125, 126, 128, 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах определение суда подлежит отмене.
Уплата государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не предусмотрена. Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в порядке, предусмотренном статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 2 части 4 статьи 272, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Мурманской области от 11 октября 2007 года по делу N А42-5297/2007 отменить и направить вопрос на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
Т.С. Гафиатуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-5297/2007
Истец: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет" (СПбГИЭУ)
Ответчик: Инспекция ФНС России по г. Мурманску
Хронология рассмотрения дела:
09.01.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-17140/2007