г. Санкт-Петербург
23 января 2008 г. |
Дело N А56-12544/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей О. В. Горбачевой, Н. О. Третьяковой
при ведении протокола судебного заседания: О. В. Енисейской
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16178/2007 ) (заявление) Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 8 на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.09.2007 по делу N А56-12544/2007 (судья Ю. Н. Звонарева),
по иску (заявлению) ОАО "КАМАЗ"
к Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 8
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: Лебедев Ю. П. (доверенность от 29.12.2007 N 01/07-314)
от ответчика: Кононова Е. Н. (доверенность от 20.11.2007 б/н)
Огородникова И. В. (доверенность от 24.05.2007 N 59-05-15/7878)
установил:
Открытое акционерное общество "КАМАЗ" (далее - Общество), уточнив предмет требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными пунктов 2 и 3 резолютивной части решения Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 8 (далее - Инспекция) от 19.01.2007 N 59-20-12/157 и обязании Инспекции устранить допущенные нарушения прав и охраняемых законом интересов Общества, возместив ему в порядке статьи 176 НК РФ налог на добавленную стоимость (далее - НДС) за сентябрь 2006 года в размере 851 379 руб.
Решением от 28.09.2007 суд удовлетворил заявление.
В апелляционной жалобе Инспекция просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. При этом налоговый орган не дает оценки решению суда первой инстанции, а лишь полностью повторяет в апелляционной жалобе доводы, изложенные в отзыве на заявление Общества.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество экспортирует автомобили собственного производства и запасные части к ним как собственного производства, так и приобретенные у контрагентов. Реализация товара осуществляется через комиссионера - ЗАО "Внешнеторговая компания "Камаз" (Комиссионер) по договору комиссии от 14.02.2002 N 493/01/07-02.
В свою очередь, ЗАО "ВТК "Камаз" заключило договор консигнации от 31.01.2005 N 860/40096783-50075 с фирмой "Skyeastof Ltd" (Консигнатор). В соответствии с условиями указанного договора Консигнатор обязуется по поручению Консигнанта реализовывать на территории республики Узбекистан от своего имени и за свой счет товар, поставляемый на консигнацию. Согласно пункту 2.5.1 договора поставленный товар находится в режиме временного вывоза до момента его реализации третьему лицу.
В связи с реализацией товара на экспорт Общество 20.10.2006 представило в Инспекцию налоговую декларацию по НДС по налоговой ставке "0" процентов за сентябрь 2006 года с пакетом документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. Согласно указанной декларации реализация составила 1 103 449 450 руб., к возмещению из бюджета заявлено 163 338 724 руб.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по НДС по налоговой ставке "0" процентов за сентябрь 2006 года, по результатам которой вынесено решение 19.01.2007 N 59-20-12/157 об отказе (полностью или частично) в возмещении сумм НДС. Указанным решением применение Обществом налоговой ставки "0" процентов по операциям при реализации товаров (работ, услуг) в сумме 1 098 315 811 признано обоснованным, признано необоснованным применение налоговой ставки "0" процентов по операциям реализации товаров (работ, услуг) в сумме 5 133 639 руб., Обществу отказано в возмещении 851 379 руб. НДС и возмещен НДС в сумме 162 487 345 руб.
Основанием для признания неправомерным применения ставки "0" процентов и налоговых вычетов послужил вывод Инспекции том, что местом реализации товара согласно договору консигнации от 31.01.2005 N 860/40096783-50075, контракту от 27.07.2004 N860/40096783-40471 с дополнениями и ГТД N 10404080/040406/0001572 не является территория Российской Федерации, а следовательно, налоговая ставка "0" процентов в силу статей 164, 147 НК РФ не может быть применена. Инспекция указывает на то, что товар был ввезен по ГТД N 10404080/040406/0001572 в режиме временного вывоза как товар, поставляемый в рамках консигнационных соглашений; в соответствии с пунктом 2.5.1 договора консигнации переведен в таможенный режим свободного обращения, о чем свидетельствует грузовая таможенная декларация N 10404080/150706/0003884.
Не согласившись с законностью вынесенного Инспекцией решения в части, Общество обратилось с заявлением в суд.
Суд, удовлетворяя заявление, указал на соблюдение Обществом условий, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации для применения ставки "0" процентов.
Апелляционная инстанция не находит основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 165 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) экспорт - это таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе, то есть предполагается, что товар, помещенный под таможенный режим экспорта, в момент начала отгрузки или начала транспортировки находится на территории РФ.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ обложение НДС по налоговой ставке "0" процентов производится при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Согласно подпунктам 1 - 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки "0" процентов и налоговых вычетов при реализации указанных товаров налогоплательщик должен представить в налоговые органы контракт (копию контракта) с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации; выписку банка, подтверждающую фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке; грузовую таможенную декларацию (ее копию) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации, а также копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающими вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (подпункт 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Общество выполнило все условия, с которыми законодатель связывает возникновение у налогоплательщика права на применение ставки "0" процентов при экспорте товара.
Грузовые таможенные декларации N 10404080/150706/0003884 и N 10404080/040406/0001572 оформлены таможенными органами Российской Федерации. На ГТД 10404080/040406/0001572 имеется отметка таможенного органа "Выпуск разрешен". В связи с изменением таможенного режима временного вывоза на таможенный режим экспорта оформлена ГТД N 10404080/150706/0003884, в строке 40 которой имеется отметка "общая декларация/предшествующий документ". При таких обстоятельствах, вторично проставлять штамп "товар вывезен" не требовалось. Автомобили КАМАЗ, реализованные по контракту от 27.07.2004 N 860/40096783-40471 (помещенные под таможенный режим экспорта) в момент начала отгрузки или транспортировки находились на территории Российской Федерации, что соответствует положениям статьи 147 НК.
Факт поступления валютной выручки на расчетный счет Общества в российском банке налоговым органом не оспаривается.
В решении и апелляционной жалобе Инспекция указывает, что Обществом необоснованно предъявлен к возмещению НДС в размере 58 638 руб. Указанный вывод сделан налоговым органом в связи с тем, что по декларации за сентябрь налоговая ставка "0" процентов заявлена по реализации на экспорт 878 автомобилей, тогда как НДС предъявлен по манометрам и ремням безопасности, которые приходятся на большее количество автомашин.
Исходя из положений пункта 10 статьи 165 НК РФ порядок определения суммы налога, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретаемым для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции, по реализации которых облагаются по налоговой ставки "0" процентов, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.
В соответствии с положением об учетной политике Общества на 2006 год, утвержденной приказом генерального директора от 30.12.2005 N 332, при осуществлении операций подлежащих налогообложению по налоговой ставке "0" процентов раздельный учет затрат на производство и реализацию продукции, товаров (работ, услуг) на экспорт ведется на основании Методики, утвержденной приказом от 16.11.2001 N 390.
Согласно указанной методике Общество ведет раздельный учет реализации продукции на экспорт и на внутреннем рынке; определяет долю затрат, величины товаров, работ, услуг, использованных при изготовлении экспортной продукции, при приобретении которых общество заплатило НДС поставщикам в стоимости реализуемой на экспорт продукции; определяет сумму НДС, подлежащую "восстановлению" в бюджет по экспортируемой продукции; рассчитывает сумму НДС, по реализованной на экспорт продукции, подлежащую вычету и возмещению после наступления даты реализации продукции, определенной в соответствии со статьей 167 НК РФ (после предъявления налоговой декларации по ставке "0" процентов и пакета документов, определенных статьей 165 НК РФ).
Исходя из особенностей производства отдельные изделия, отраженные в основном реестре применяемости как одна единица, в свою очередь включают в себя десятки других деталей и материалов.
На момент поступления тех или иных деталей или узлов от контрагентов, неизвестно на какие автомобили они будут установлены.
В силу положений статей 171, 172 НК РФ суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) подлежат вычетам при выполнении следующих условий: товары (работы, услуги) приобретаются для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения или для перепродажи; товары (работы, услуги) приняты налогоплательщиком на учет; величина налоговых вычетов установлена на основании счетов-фактур, выставленных продавцами.
При выполнении всех указанных условий Общество производит налоговые вычеты по всем полученным товарам, так как неизвестно будут они использоваться для производства товаров, облагаемых НДС по ставке "18" процентов или по ставке "0" процентов.
При этом сумма налоговых вычетов определяется исключительно на основании счетов-фактур, выставленных продавцами. В дальнейшем при выделении суммы НДС, относящейся к экспортным поставкам, счета-фактуры не применяются, а сумма НДС определяется согласно утвержденной заявителем методики.
Для определения стоимости экспортируемой продукции Общество ежемесячно составляются реестры отгрузки экспортных автомобилей. Такие реестры составляются отдельно по странам Дальнего зарубежья, СНГ, Белоруссии. Реестры за апрель-сентябрь 2006 года и сводный реестр представлены в материалы дела.
В соответствии с утвержденной Методикой, Общество ежемесячно определяет долю (коэффициент) материальных затрат (стоимости товаров, работ, услуг), облагаемых НДС, в стоимости (цене) отгруженных на экспорт товаров и путем последовательного умножения стоимости отгруженных товаров на установленный коэффициент и ставку налогообложения (18%) определяет сумму НДС.
Так как указанные суммы НДС ранее были предъявлены к вычету из бюджета, а в силу положений статьи 165 НК РФ при осуществлении экспортных операций право на вычет наступает только после представления налоговой декларации по ставке "0" процентов и пакета документов, определенных статьей 165 НК РФ, Общество "восстанавливает" указанные суммы НДС в бюджет.
Для определения сумм НДС, подлежащих "восстановлению" Общество ежемесячно составляет свод затрат на производство экспортной продукции. Для определения коэффициента составляется справка о доле материальных затрат в продукции, отгруженной на экспорт.
При формировании пакета документов за определенный налоговый период заявителем составляются бухгалтерские справки отдельно по строкам: Ближнее и Дальнее зарубежья, страны СНГ, Белоруссия, и на их основе сводная таблица по расчету сумм налога по операциям при реализации товаров (работ, услуг) применение налоговой ставки "0" процентов по которым подтверждено.
Правомерность применяемой Обществом методики расчета предъявляемого к возмещению по налоговой декларации по ставке "0" процентов налога на добавленную стоимость Инспекцией не оспаривается.
При таких обстоятельствах, у Инспекции не было законных оснований для отказа Обществу в применении налоговой ставки "0" процентов и налоговых вычетов и суд первой инстанции обоснованно признал недействительным решение от 19.01.2007 N 59-20-12/157.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные заявителем и налоговым органом доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269 п.1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.09.2007 по делу N А56-12544/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-12544/2007
Истец: ОАО "КАМАЗ"
Ответчик: Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N8