г. Санкт-Петербург
01 февраля 2008 г. |
Дело N А56-19442/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей Н. И. Протас, Н. О. Третьяковой
при ведении протокола судебного заседания: О. В. Енисейской
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-240/2008) (заявление) Межрайонной ИФНС России N 16 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.12.2007 по делу N А56-19442/2007 (судья Г. Е. Бурматова),
по иску (заявлению) ООО "Торг-Мастер"
к Межрайонной ИФНС России N 16 по Санкт-Петербургу
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: Абакумова Е. Е. (доверенность от 01.11.2007 б/н)
Ковалева Е. Б. (доверенность от 01.11.2007 б/н)
Прокопенко Е. А. (доверенность от 01.11.2007 б/н)
от ответчика: Кузьмина Т. В. (доверенность от 28.08.2007 N 17-01/30220)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Торг-Мастер" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 28.06.2007 N 06-05/22244.
Решением от 04.12.2007 суд удовлетворил заявление.
В апелляционной жалобе Инспекция просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. По мнению Инспекции, налогоплательщик не имеет права на применение ставки "0" процентов, так как в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) таможенный режим реэкспорта для таких товаров не предусмотрен. Податель жалобы полагает, что местом реализации товара, помещенного под таможенный режим "реэкспорт" и вывезенного с таможенной территории Российской Федерации, является территория Российской Федерации. Инспекция считает, что вывод суда о том, что реэкспорт - разновидность экспорта, не соответствует нормам действующего законодательства.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, представители Общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за январь 2007 года, представленной Общество в налоговый орган 20.02.2007 с пакетом документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
По результатам проверки Инспекцией вынесено решение от 28.06.2007 N 06-05/22244 о привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату НДС в виде штрафа в размере 2 456 245,9 руб. Обществу начислены пени за несвоевременную уплату налога в размере 548 234 руб. и предложено уплатить недоимку по НДС в размере 12 281 229,5 руб.
Основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод налогового органа о необоснованном применении ставки "0" процентов к реализации товаров в сумме 150 236 620 руб., которая была оформлена в таможенном режиме реэкспорта.
Не согласившись с законностью вынесенного Инспекцией решения, Общество обратилось с заявлением в суд.
Суд, посчитав, что Обществом правомерно применена налоговая ставка "0" процентов, удовлетворил заявление.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в соответствии с дистрибьюторским договором от 31.03.2006 N 012-МD/06, заключенным Обществом с компанией "МОТОРОЛА ГмБХ" (Германия), заявитель является покупателем сотовых телефонов и аксессуаров к ним компании Motorola, которому предоставлено не эксклюзивное право нахождения рынка сбыта, продвижения и продажи товара. Право собственности на товар переходит к покупателю в момент отгрузки дистрибьютору, поставка товара осуществляется на условиях CIP - Санкт-Петербург.
Заявитель приобретает мобильные телефоны также на основании генерального договора поставки мобильных телефонов от 06.03.2006, заключенного с Компанией Sony Ericsson Mobile Communications AB) (Швеция). Часть ввозимых товаров, в соответствии с пунктом 2 статьи 156 Таможенного Кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) оформляется Обществом в таможенном режиме реэкспорт.
Между заявителем и фирмой "ASTOR ALLIANS LLP" (Великобритания) заключен контракт от 15.03.2006 N 03-06 на реализацию товара.
В целях минимизации расходов товар, ввезенный на таможенную территорию Российской Федерации и затем реализованный по внешнеторговому контракту с фирмой "ASTOR ALLIANS LLP" (Великобритания), оформлен Обществом в режиме реэкспорта. К указанной реализации заявителем применена налоговая ставка "0" процентов.
Согласно пункту 1 статьи 156 ТК РФ ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов, предусмотренных подразделом "Таможенные режимы" Таможенного кодекса Российской Федерации, и соблюдать этот таможенный режим.
В подпункте 22 пункта 1 статьи 11 ТК РФ таможенный режим определен как таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами.
При этом согласно статье 16 ТК РФ обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товара несет российское лицо, заключившее внешнеэкономическую сделку, на основании которой товар ввезен на территорию Российской Федерации.
Таким образом, у Общества в силу прямого указания закона при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации возникла обязанность задекларировать его и выбрать определенный таможенный режим (статья 155 ТК РФ) независимо от наличия либо отсутствия тех целей, в соответствии с которыми товар оказался на таможенной территории Российской Федерации.
Судом установлено, что Обществом часть ввезенного по контракту товара была помещена под таможенный режим реэкспорта.
В налоговом законодательстве отсутствуют определения понятий "экспорт" и "реэкспорт", поэтому согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ следует обратиться к нормативным актам иных отраслей законодательства.
В силу статьи 165 ТК РФ и пункта 28 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" под экспортом товара понимается вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе. Таким образом, основной признак экспортной операции - факт вывоза товара за пределы территории Российской Федерации.
В силу статьи 239 ТК РФ под реэкспортом товаров понимается вывоз ранее ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации товаров за ее пределы. Суд обоснованно сделал вывод о том, что вывоз товаров в таможенном режиме реэкспорта не предполагает их обратного ввоза и является разновидностью экспорта (статья 155 ТК РФ).
Законодательство о налогах и сборах не предусматривает ни ставку налогов, ни порядок уплаты налогов в случае заявленного режима реэкспорта как единственного таможенного режима.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке "0" процентов при реализации товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета и порядок реализации этого права при экспорте товаров (работ, услуг) установлены статьями 165, 171, пунктами 1 и 3 статьи 172, пунктом 4 статьи 176 НК РФ.
В соответствии с названными нормами налогоплательщик в подтверждение права на возмещение сумм НДС путем зачета или возврата из бюджета обязан представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке "0" процентов с предусмотренными статьей 165 НК РФ документами. В пункте 1 статьи 165 НК РФ приведен перечень таких документов.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные этой статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи. Налоговые вычеты согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику, после принятия товаров (работ, услуг) на учет и при наличии соответствующих первичных документов.
Налогоплательщиком представлены все необходимые в соответствии со статьями 165 и 172 НК РФ документы для подтверждения применения ставки" "0" процентов и налоговых вычетов.
В грузовых таможенных декларациях (далее - ГТД) имеются отметки таможенных органов о разрешении выпуска товара и о вывозе товара за пределы таможенной территории Российской Федерации, в графе 44 ГТД указаны реквизиты контракта с фирмой "ASTOR ALLIANS LLP" (Великобритания). Обществом представлены выписки по счету с приложением SWIFT-сообщений о поступлении валютной выручки, авианакладные с отметками таможни.
Таким образом, положения пункта 1 статьи 164 НК РФ распространяются на вывоз товаров, помещенных под таможенный режим реэкспорта на таможенной территории, для передачи иностранному лицу на основании контракта, и налогообложение подобных операций должно производиться по ставке "0" процентов при условии представления в налоговый орган документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, независимо от того, какой таможенный режим указан налогоплательщиком в соответствующей ГТД (экспорт или реэкспорт).
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 04.04.2006 N 98-О при реализации товаров на экспорт право налогоплательщика на применение ставки "0" процентов по НДС возникает в силу заключения сделки с иностранным контрагентом, обязанность по уплате НДС у которого отсутствует.
Поскольку реальность осуществления Обществом хозяйственных операций налоговым органом не ставится под сомнение, факты реализации товаров иностранному лицу (экспорта) и получения оплаты поставленного товара Инспекцией не оспариваются, то есть товары фактически были вывезены с таможенной территории Российской Федерации, налогоплательщику не может быть отказано в подтверждении обоснованности применения ставки "0" процентов по НДС лишь по причине того, что вывоз осуществлялся в таможенном режиме реэкспорта, а не экспорта, в отсутствие сведений о нарушении им таможенного режима.
Названный вывод согласуется и с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 16.11.2004 N 2796/04, от 30.01.2007 N 11393/06.
При таких обстоятельствах, у Инспекции не было законных оснований для отказа Обществу в применении налоговой ставки "0" процентов и налоговых вычетов.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные заявителем и налоговым органом доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269 п.1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.12.2007 по делу N А56-19442/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-19442/2007
Истец: ООО "Торг-Мастер"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N16 по Санкт-Петербургу