г. Санкт-Петербург
18 февраля 2008 г. |
Дело N А42-4461/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б. Семеновой
судей И.Б. Лопато, И.Г. Савицкой
при ведении протокола судебного заседания: Т.Н. Светловой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17304/2007) ТУ ФС финансово-бюджетного надзора в Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 25.10.2007 по делу N А42-4461/2007 (судья К.А. Востряков),
по иску (заявлению) МУЗ "Родильный дом N 3" г. Мурманска
к ТУ ФС финансово-бюджетного надзора в Мурманской области
3-е лицо ГУ Мурманское РО Фонда социального страхования РФ
о признании частично недействительным представления N 96 от 03.07.2007
при участии:
от истца (заявителя): не явился (уведомлен - почтовое уведомление N 62726)
от ответчика (должника): не явился (уведомлен - почтовое уведомление N 62727)
от 3-го лица: не явился (уведомлен - почтовое уведомление N 62729)
установил:
Муниципальное учреждение здравоохранения "Родильный дом N 3" города Мурманска (Далее - заявитель, МУЗ "Родильный дом N 3", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта - Представления N 96 от 03.07.2007 Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области (Далее - Управление, государственный орган) в части признания неправомерным использования средств Фонда социального страхования Российской Федерации (Далее - ФСС РФ) на оплату труда младшего медицинского персонала, принятия мер по восстановлению в установленном порядке средств ФСС РФ, использованных неправомерно в 2007 году в сумме 170578,33 рубля.
В судебном заседании 18.10.2007 заявитель уточнил заявленное требование. Просил суд признать Представление N 96 от 03.07.2007 недействительным в части выплат санитаркам, санитаркам-буфетчицам и сестрам-хозяйкам в течение 2007 года денежных средств из средств, полученных по родовым сертификатам (т.2 л.д.24).
В обоснование заявленного требования заявитель указал на то, что к медицинским работникам, оказывающим помощь женщинам в период беременности, родов и послеродовой период, относится, в том числе и младший медицинский персонал, что допускает выплату санитаркам, санитаркам-буфетчицам и сестрам-хозяйкам заработной платы из средств, полученных по родовым сертификатам.
Решением от 25.10.2007 суд первой инстанции удовлетворил заявленное Учреждением требование в уточненном варианте, признал недействительным, противоречащим Постановлению Правительства Российской Федерации N 869 от 30.12.2006 оспариваемое Представление N 96, вынесенное Управлением, в части восстановления в установленном порядке средств Фонда социального страхования РФ, использованных неправомерно в 2007 году в сумме 140732,74 рубля.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обжаловало его в апелляционном порядке. По мнению подателя жалобы, введение во всех регионах родовых сертификатов, является обеспечением доступности и высокого качества медицинской помощи, оказываемой женщинам в период беременности и родов, а также в послеродовой период. Младший медицинский персонал Учреждения, а именно, санитарки, санитарки-буфетчицы и сестры-хозяйки, не являются непосредственным исполнителем оказания медицинских услуг, а обеспечивают условия для их оказания. Таким образом, направление средств бюджета, предназначенных для оплаты труда медицинского персонала (врачей, медсестер), непосредственно оказывающих медицинскую помощь женщинам в период беременности и родов, на оплату труда санитарок, санитарок-буфетчиц и сестер-хозяек не является правомерным.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Далее - МРО ФСС РФ, третье лицо), извещенное надлежащим образом о времени рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направило. МРО ФСС РФ представило в суд отзыв на апелляционную жалобу, а также ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, которое было удовлетворено судом апелляционной инстанции, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие третьего лица в порядке статьи 156 АПК РФ.
Законность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что принятый по делу судебный акт является законным и обоснованным, отмене не подлежит.
Из материалов дела следует, что МУЗ "Родильный дом N 3" осуществляет медицинскую деятельность в соответствии с Лицензией, выданной Комитетом по здравоохранению Мурманской области в 2003 году серии А N 582554.
18.01.2007 между МРО ФСС РФ и Учреждением заключен договор N 006 , которым установлены размеры оплаты услуг по медицинской помощи, оказанной МУЗ "Родильный дом N 3" на основании талонов родовых сертификатов (т.1 л.д.12-13).
Распоряжением Управления от 13.06.2007 N 213 было назначено проведение внеплановой проверки в рамках плана региональной контрольной группы Мурманской области на 2007 год по вопросу реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" на 2006 год и январь-май 2007 года в МУЗ "Родильный дом N 3", в ходе которой проверялось использование Учреждением средств за первичную медико-санитарную помощь, оказанную работающим гражданам в Учреждении за период с 01.01.2006 по 31.12.2006, организация учета и хранения родовых сертификатов в Учреждении, обоснованность выдачи родовых сертификатов и предъявления их к оплате в МРО ФСС РФ за период с 11.01.2007 по 30.04.2007.
В результате проверки Управление выявило, что средства, полученные от МРО ФСС РФ на оплату услуг, которые должны расходоваться на оплату труда медицинского персонала, непосредственно оказывающего амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период, за декабрь 2006 года и январь-апрель 2007 года были использованы на оплату труда санитарок, санитарки-буфетчицы, сестры-хозяйки в сумме 170578,33 рублей. Такое использование средств расценено Управлением как неправомерное, что отражено в акте от 19.06.2007 (т.1 л.д.14-21).
По результатам проверки Управление вынесло представление N 96 от 03.07.2007, в котором, обязало Учреждение принять меры по восстановлению в установленном порядке неправомерно использованных в 2007 году средств ФСС РФ в сумме 170 578,33 руб. (т.1 л.д.31).
Не согласившись с принятым представлением, Учреждение оспорило его в арбитражном суде.
В силу п. 2 договора, заключенного между МРО ФСС РФ и МУЗ "Родильный дом N 3" третье лицо приняло на себя обязательство по оплате МУЗ "Родильный дом N 3" услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период родов и в послеродовой период на основании талонов родовых сертификатов, исходя из расчета 6 тысяч рублей за каждую женщину, получившую соответствующие услуги в учреждениях здравоохранения, оказывающих стационарную помощь женщинам в период родов и в послеродовой период. Оплата услуг по медицинской помощи родильным домам производится региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по месту нахождения родильного дома, в котором проходили роды, на основании талона N 2 родового сертификата, заполненного родильным домом после родов и предоставленного к оплате. Медицинское учреждение, оказавшее услуги в период родов и в послеродовой период, имеет право распорядиться перечисленными МРО ФСС РФ средствами в порядке и на условиях, предусмотренных Приказом Минздравсоцразвития России от 19.01.2007 г. N 50, которым утвержден Порядок и условия расходования средств, связанных с оплатой государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов и в послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни (далее - Приказ N50).
Согласно Договора, оплата услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период оплачивается на основании представленных документов: счета, талонов родовых сертификатов, реестра талонов. Все документы были представлены МУЗ "Родильный дом N 3" без нарушения условий договора, поэтому третьим лицом оказанные услуги были оплачены в полном объеме. Таким образом, обязательства по договору исполнены обеими сторонами надлежащим образом и в полном объеме.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 869 утверждены Правила финансирования в 2007 году расходов, связанных с оплатой государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых в установленном законодательством РФ порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни.
Постановлением N 869 определено, что от 40 до 55 % средств на оплату услуг, перечисленных региональными отделениями Фонда социального страхования, расходуются на оплату труда медицинского персонала, оказавшего помощь женщинам в период родов и в послеродовой период. Остальные деньги расходуются на оснащение медицинским оборудованием, инструментарием и мягким инвентарем, обеспечение медикаментами и изделиями медицинского назначения, дополнительным питанием беременных и кормящих. Порядок и условия расходования указанных средств утвержден приказом от 19.01.2007 N50 Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Далее - Порядок).
Пунктом 7 Порядка установлено, что Средства на оплату услуг, направляемые на оплату труда, распределяются между медицинским персоналом, непосредственно оказывающим амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период, в зависимости от качества оказанной медицинской помощи, оцениваемого по критериям в соответствии с приложением N 2, а также осуществляющим диспансерное наблюдение за ребенком в течение первого года жизни, в соответствии с положением об оплате труда.
В обоснование апелляционной жалобы Управление ссылается на то, что в круг должностных обязанностей работников младшего медицинского персонала (санитарки, сестры-хозяйки, санитарки-буфетчицы) непосредственное оказание стационарной помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовой период не входит и в соответствии с Номенклатурой работ и услуг по оказанию медицинской помощи, утвержденной Приказом Минздрава России от 26.07.2002 N 238, оказываться не могут.
Данный довод не может быть принят во внимание судом апелляционной инстанции.
Согласно Приказу Министерства труда и социального развития РФ N 43 от 27.08.1997 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения РФ" к медицинскому персоналу относятся, в том числе и младший медицинский персонал, к числу которого относится младшая медицинская сестра по уходу за больными, санитарка, сестра-хозяйка.
Критерии качества медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период, перечисленные в приказе N 50, служат основанием для определения размера средств на оплату труда конкретного учреждения здравоохранения. При этом решающим фактором является непосредственное оказание персоналом амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи женщинам в период родов и послеродовой период.
Исходя из организации деятельности родильного дома (отделения), утвержденного приказом N 197 от 27.03.2006 Министерства здравоохранения и социального развития РФ, родильный дом осуществляет функции, в том числе по организации и обеспечению санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима в целях предупреждения и снижения заболеваемости внутрибольничными инфекциями женщин, новорожденных детей и персонала; по организации питания женщин и новорожденных детей в период их пребывания в родильном доме.
Выполнение данных функций в соответствии с постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 27.08.1997 N 43 и должностными инструкциями МУЗ "Родильный дом N 3" возложено на санитарок, сестер-хозяек и санитарок-буфетчиц, и напрямую связано с обслуживанием женщин, находящихся в Учреждении, с оказанием им амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи, направленной на охрану их здоровья, что позволяет производить оплату труда обслуживающего младшего медицинского персонала из средств, полученных от МРО ФСС РФ на оплату талонов родовых сертификатов.
Постановлением Министерства труда РФ от 27.08.1997 N 42 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения" определено, что должностной обязанностью санитарки является уборка помещений в учреждении в соответствии с санитарными нормами. Санитарные нормы согласно Приказу Министерства здравоохранения от 26.11.1997 N 345 "О совершенствовании мероприятий по профилактике внутриутробных инфекций в акушерских стационарах", предписывают комплекс мероприятий в рамках оказания амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи, направленных на предупреждение распространения внутриутробных инфекций. В рамках этих мероприятий на младший медицинский персонал возложен ряд обязанностей по поддержанию санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов.
Поддержание санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов, согласно пункта 6 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской федерации от 30.03.2006 N 223 "О мерах по совершенствованию акушерско-гинекологической помощи населению Российской Федерации", действовавшего в период до 23.09.2007, является одной из функций родильных домов и женских консультаций по оказанию медицинской помощи, в том числе при беременности, родах и послеродовом периоде.
Довод апелляционной жалобы о ненадлежащем соблюдении и поддержании санитарно-эпидемиологического состояния Учреждения, применения в отношении медицинского персонала понижающего коэффициента за нарушение санитарно-эпидемиологического режима, без учета младшего медицинского персонала, не может быть принят во внимание судом апелляционной инстанции как не относящийся к существу спора.
Кроме того, пунктом 9 Приказа N 50 определено, что в 2007 году расходование средств на оплату услуг, направляемых учреждениями здравоохранения, оказывающими амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период, на обеспечение медицинским оборудованием, инструментарием, мягким инвентарем и изделиями медицинского назначения, медикаментами (за исключением медикаментов, обеспечение которыми осуществляется при оказании амбулаторно-поликлинической помощи) и дополнительным питанием беременных и кормящих женщин, осуществляется в зависимости от их потребности.
Таким образом, денежные средства, полученные МУЗ "Родильный дом N 3" от МРО ФСС РФ с соблюдением требований договора и Постановления N 869, должны быть израсходованы строго по целевому назначению. При выявлении контролирующими органами факта нецелевого расходования денежных средств, перечисленных на оплату услуг, медицинское учреждение обязано устранить нарушения и перераспределить такие денежные средства в соответствии с требованиями нормативных правовых актов. В пункте 6 Приказа N 50 установлено, что распределение средств на оплату услуг осуществляется руководителем учреждения здравоохранения на основании приказа по учреждению здравоохранения. Возврат денежных средств на счет Фонда социального страхования РФ в случае их нецелевого использования действующим законодательством не предусмотрен.
В оспариваемом представлении Управления N 96, вынесенного по результатам проверки по вопросу реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" за 2006 и январь-май 2007 года, Учреждению предложено принять меры по восстановлению в установленном средств МРО ФСС РФ, использованных неправомерно в 2007 году. Однако порядок восстановления средств Фонда социального страхования РФ действующим законодательством на сегодняшний день не определен.
Также, в соответствии с п.33 Рекомендаций по проведению проверок государственными учреждениями региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации (их филиалами) государственных и муниципальных учреждений здравоохранения с целью осуществления контроля за организацией учета, хранения и правильностью выдачи родовых сертификатов (письмо ФСС РФ от 05.04.2006 г. N 02-18/04-3167 "Об организации контроля за правильностью выдачи родовых сертификатов учреждениями здравоохранения"), только по необоснованно выданным сертификатам израсходованные нецелевым образом средства засчитываются в счет последующих платежей ФСС РФ либо подлежат возврату. Другие причины возврата средств не предусмотрены.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о незаконности Представления N 96 от 03.07.2007 в оспариваемой части на том основании, что порядок восстановления денежных средств ФСС РФ в настоящий момент законодательно не определен, кроме того, младший медицинский персонал принимает непосредственное участие в оказании стационарной медицинской помощи беременным женщинам и женщинам в период родов, результаты работы младшего медицинского персонала непосредственно сказываются на качестве оказанной медицинской помощи.
Письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 20.04.2006 N 2007-ВС "О разъяснении порядка расходования средств" содержит запрет на направление денежных средств на оплату труда иных работников учреждения (административно-управленческого аппарата, планово-экономической и эксплуатационно-технической служб).
Размер денежных средств, израсходованных в 2007 году на оплату услуг младшего медицинского персонала, не является предметом спора, подтверждается представленными в материалы дела бухгалтерскими документами (т.1 л.д.110-113).
Принятый по делу судебный акт является законным и обоснованным, отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 25 октября 2007 года по делу N А42-4461/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-4461/2007
Истец: Муниципальное учреждение здравоохранения "Родильный дом N 3" г. Мурманска
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области
Третье лицо: ГУ Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Хронология рассмотрения дела:
18.02.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-17304/2007