г. Санкт-Петербург
21 февраля 2008 г. |
Дело N А56-39165/2006 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей Г.В.Борисовой, Л.А.Шульги
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Денисюк М.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-766/2007) Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.11.2006 года по делу N А56-39165/2006 (судья Алешкевич О.А.),
по иску (заявлению) ООО "Феникс-М"
к Балтийской таможне
о признании недействительными требований
при участии:
от истца (заявителя): предст. Захарова З.В. - доверенность от 12.04.2007 года
от ответчика (должника): предст. Пилипенко А.В. (11.02.2008 года) - доверенность N 15-05/2353 от 08.02.2008 года, предст. Рождественская К.В. - доверенность N 04-19/1056 от 29.12.207 года, предст. Елистратова М.Ю. (14.02.2008 года) - доверенность N15-05/1600 от 30.01.2008 года
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Феникс-М" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными требований Балтийской таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 14.08.06 N 170, 172, от 15.08.06 NN 174, 175, 177, 179, 180, от 18.08.06 NN 201, 203, 224 об уплате таможенных платежей.
Решением суда от 22.11.2006 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе таможня просит решение суда от 22.11.2006 отменить, полагая, что судом первой инстанции при вынесении данного решения нарушены нормы материального права. По мнению подателя жалобы, таможенный орган обоснованно выставил в адрес общества оспариваемые требования об уплате таможенных платежей, поскольку заявитель ввез товар в Российскую Федерацию на основании лицензий, признанных в дальнейшем приказом Минэкономразвития РФ от 31.07.06 N 211 недействительными, что повлекло неполную уплату указанных платежей. Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 31.07.06 N 211 "О признании лицензий недействительными" (далее - Приказ Минэкономразвития РФ от 31.07.06 N 211) принят им в рамках своих полномочий, в соответствии с определенной нормативными правовыми актами компетенцией. Таможенный орган также считает, что отождествление в данном случае процедур аннулирования лицензии и признания ее недействительной не основано на правовых нормах и не соответствует природе данных процедур.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2007 года производство по апелляционной жалобе Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.11.2006 по настоящему делу было приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-57677/2006.
Определением суда апелляционной инстанции от 28.01.2008 года производство по делу N А56-39165/2006 возобновлено в связи с устранением обстоятельств, вызвавших приостановление производства по настоящему делу.
В судебном заседании представители таможни поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнении к ней.
Представитель Общества возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 11.02.2008 года до 14.02.2008 года для предоставления возможности Обществу ознакомиться с представленными Балтийской таможней расчетами начисленных таможенных платежей и пеней по оспариваемым требованиям.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как усматривается из материалов дела, в 2005 году ООО "Феникс-М" на основании контрактов N 1.24 от 02.03.05 г., N 1.25 от 15.07.05 г. с фирмой "Argentine Breeders&Packers" (Аргентина) и N 2.36 от 12.07.05 г. с фирмой "SEARA ALIMENTOS S.A." (Бразилия) ввезло на территорию Российской Федерации в таможенном режиме для внутреннего потребления товар (свинина и говядина мороженая).
При таможенном оформлении товара заявитель применил льготу в соответствии с лицензиями N 747505507847 от 18.05.05, NN 848505514072, 848505514073, 848505574078 от 21.09.05г., N74750514958 от 12.10.05г., NN 747505514963, 747505514964, 747505514965 от 18.10.05г., N 74750515476 от 19.10.05г., N 848505516542 от 14.11.05г., выданными территориальным органом Министерства экономического развития Российской Федерации на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 30.12.04 N 879 "О регулировании импорта свинины в 2005 году" и от 30.12.04 N 878 "О регулировании импорта говядины мороженной в 2005 году".
Приказом Минэкономразвития РФ от 31.07.06 N 211 "О признании лицензий недействительными" лицензии NN 747505507847, 848505514072, 848505514073, 848505574078, 74750514958, 747505514963, 747505514964, 747505514965, 74750515476, 848505516542 были признаны недействительными со дня их выдачи в полном объеме. Этим же приказом Департаменту государственного регулирования внешнеторговой деятельности вменялось в обязанность проинформировать Федеральную таможенную службу Российской Федерации об этом для принятия мер по взысканию неуплаченных сумм таможенных платежей.
Во исполнение Приказа Минэкономразвития РФ от 31.07.06 N 211 Балтийская таможня провела в соответствии со статьей 361 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) проверку представленных ранее заявителем документов и сведений после выпуска товаров. По результатам проверки таможенный орган составил акты проверки документов и сведений NN 565-570 от 14.08.2006г., N 573 от 14.08.2006г., N 600-601 от 17.08.2006г., 638 от 18.08.2006г. (том 2, листы дела 120 - 137), отразив в них номера ГТД, по которым был ввезен товар на основании лицензий, признанных в дальнейшем недействительными. На основании вышеперечисленных актов, а также Приказа Минэкономразвития РФ от 31.07.06 N 211, Балтийская таможня направила обществу требования: от 14.08.06 N 170 об уплате 908673,30 руб. таможенных платежей и 91961,74 руб. пени, N 172 об уплате 9968,09 руб. таможенных платежей и 1033,37 руб. пени, от 15.08.06 N 174 об уплате 11747141,33 руб. таможенных платежей и 1160350,44 руб. пени, N 175 об уплате 8934056,48 руб. таможенных платежей и 919134,27 руб. пени, N 177 об уплате 1361871,72 руб. таможенных платежей и 144063,34 руб. пени, N179 об уплате 1526328,40 руб. таможенных платежей и 141867,84 руб. пени, N 180 об уплате 407106,65 руб. таможенных платежей и 42359,45 руб. пени, от 18.08.06 N 201 об уплате 181574,36 руб. таможенных платежей и 16831,94 руб. пени, N 203 об уплате 299146,62 руб. таможенных платежей и 27745,43 руб. пени, N 224 об уплате 2492896,69 руб. таможенных платежей и 252678,25 руб. пени.
Не согласившись с законностью вышеперечисленных требований, ООО "Феникс-М" обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции исходил из того, что на момент таможенного оформления товаров лицензии на их ввоз являлись действующими, каких-либо нарушений законодательства Российской Федерации общество не допустило и правомерно исчислило таможенные платежи в соответствии с присвоенными товарам кодами Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД).
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, заслушав мнение сторон, считает решение суда подлежащим отмене, а апелляционную жалобу таможенного органа - удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Закона Российской федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе) при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается предоставление льгот (преференций) по Таможенному тарифу Российской Федерации, в том числе, в виде установления тарифных квот на преференциальный ввоз сельскохозяйственных товаров, аналоги которых производятся (добываются, выращиваются) в Российской Федерации.
В пункте 4 указанной нормы определено, что тарифные квоты на преференциальный ввоз сельскохозяйственных товаров устанавливаются Правительством Российской Федерации в целях стимулирования сельскохозяйственного производства, обеспечения необходимого объема потребления сельскохозяйственных товаров на территории Российской Федерации, а также в целях содействия развитию международной торговли.
При этом согласно пункту 2 статьи 36 Закона о таможенном тарифе для целей указанной статьи под тарифной квотой понимается установление пониженных по сравнению со ставками ввозных таможенных пошлин, применяемыми в соответствии с Таможенным тарифом Российской Федерации, ставок ввозных таможенных пошлин на определенное количество товара, ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации в течение определенного периода.
Одновременно под сельскохозяйственными товарами понимаются товары, которые, в том числе, классифицируются в 1 - 24 группах ТН ВЭД.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Закона о таможенном тарифе ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации в рамках тарифных квот осуществляется в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления на основании лицензий на ввоз таких товаров, выдаваемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование внешнеторговой деятельности. Выдача указанных лицензий осуществляется на основании заявлений участников внешнеторговой деятельности. Доли тарифной квоты распределяются между заявителями по результатам конкурсов (аукционов) или пропорционально объему ввоза на таможенную территорию Российской Федерации заявителем товара, происходящего из иностранного государства и поименованного в пункте 3 настоящей статьи, в предыдущем календарном году.
При принятии решения об установлении тарифной квоты Правительство Российской Федерации определяет метод и порядок распределения долей тарифной квоты. Порядок и сроки выдачи указанных в пунктах 7 и 8 настоящей статьи лицензий и проведения конкурсов (аукционов) устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 9 статьи 36 Закона о таможенном тарифе).
Согласно Таможенному тарифу Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.01 N 830 "О Таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности" говядина мороженая (код по ТН ВЭД 0202) и свинина (код по ТН ВЭД 0203) классифицируются во 2-й группе ТН ВЭД, а следовательно, на их ввоз распространяется действие статьи 36 Закона о таможенном тарифе.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.12.04 N 879 "О регулировании импорта свинины в 2005 году" и N 878 "О регулировании импорта говядины мороженой в 2005 году" утверждены ставки ввозных таможенных пошлин со сроком действия с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2005 г., а также определены порядок и срок выдачи лицензий в 2005 году.
Расчет объема ввоза мяса для участников внешнеэкономической деятельности в 2005 году с разбивкой по государствам-поставщикам (союзу государств) осуществлялся Минэкономразвития России в установленном порядке в соответствии с Методикой расчета 100% объема мяса домашней птицы и 85% объемов свежей, охлажденной и мороженой говядины и свинины, утвержденной Приказом Минэкономразвития от 29.01.05 N 15 "О мерах по выполнению Постановлений Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2004 г. N 877 "О регулировании импорта свежей и охлажденной говядины в 2005 году", от 30 декабря 2004 г. N 878 "О регулировании импорта мороженой говядины в 2005 году", от 30 декабря 2004 г. N 879 "О регулировании импорта свинины в 2005 году", от 30 декабря 2004 г. N 880 "Об особенностях применения специальной защитной меры в отношении мяса домашней птицы в 2005 году".
Тарифная квота, предоставленная заявителю, определена в соответствии с действовавшим порядком распределения, установленным Правительством РФ. Количество товара (код по ТН ВЭД 0202, 0203), которое лицо вправе импортировать по пониженной ставке таможенной пошлины, обусловлено только размером выделенной в установленном порядке доли тарифной квоты, и при наличии лицензии, выданной компетентным органом. Иного порядка изменения доли тарифной квоты законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Общая квота заявителя в 2005 году составляла 2485990 кг по говядине мороженной и 423103 кг по свинине, однако на основании указанных выше разовых лицензий заявителем ввезено мясо говядины мороженной и свинины мороженной сверх выбранной квоты. Данное обстоятельство подтверждается судебными актами по делу N А40-57677/06-79-352 (л.д. 105-114, том 3).
В ходе проверки, проведенной Минэкономразвития РФ, установлено, что отдельным импортерам, в том числе и заявителю, лицензии были выданы с превышением предусмотренных постановлениями Правительства Российской Федерации объемов тарифных квот, в связи с чем, указанные лицензии признаны Приказом Минэкономразвития РФ от 31.07.06 N 211 недействительными (полностью или в соответствующих частях) с момента их выдачи.
Исходя из положений таможенного законодательства, пониженные ставки таможенных пошлин применяются только к товарам, ввозимым в рамках тарифной квоты. Наличие у лица лицензий Минэкономразвития России на ввоз свинины и говядины мороженной само по себе не может рассматриваться как основание для применения пониженной ставки таможенной пошлины, если соответствующие партии были ввезены на таможенную территорию Российской Федерации вне рамок имеющейся у такого лица доли тарифной квоты.
Поскольку применение пониженных ставок таможенной пошлины связывается законодателем с фактом ввоза товаров в объеме, не превышающем тарифную квоту, которая была превышена заявителем, то общество не имело права на тарифные преференции в соответствии с лицензиями, выданными сверх выбранного объема свинины и говядины.
Апелляционный суд считает несостоятельным и вывод суда первой инстанции об отсутствии предусмотренных пунктом 13 Положения о порядке лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации, (утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.1996 N 1299), и пунктом 11 Положения о лицензировании в сфере внешней торговли товарами (утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.05 N 364) правовых оснований для приостановления или аннулирования выданных лицензий.
Указанные нормы устанавливают основания для приостановления и аннулирования лицензий, выданных с соблюдением закона, в связи с обстоятельствами, возникшими после выдачи лицензий.
Между тем, по делу N А40-57677/06-79-352 судами установлено, что часть лицензий заявителю выданы с превышением тарифной квоты, что свидетельствует об отсутствии у них юридической силы с момента их выдачи, в связи с чем, заявителю было отказано в удовлетворении требований о признании недействительным Приказа Министерства экономического развития и торговли России от 31.07.06 N 211 в части, касающейся лицензий, выданных ООО "Феникс-М".
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 ТК РФ при ввозе товаров таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия.
В силу пункта 1 статьи 348 ТК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно в порядке, определенном настоящей главой.
Согласно пункту 1 статьи 350 ТК РФ требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) проценты.
Пунктом 3 приведенной нормы права предусмотрено, что требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику не позднее 10 дней со дня обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей.
В настоящем споре, установив факт неуплаты заявителем таможенных платежей в определенном законодательством Российской Федерации порядке, таможня обоснованно направила в адрес общества оспоренные требования. Начисление таможенных платежей осуществлено таможней исходя сведений, содержащихся в представленных заявителем грузовых таможенных декларациях и факта признания недействительными спорных лицензий со дня их выдачи. Балтийской таможней представлены подробные расчеты таможенных платежей и пеней по каждой ГТД. Данные расчеты обществом не опровергнуты. Апелляционным судом установлено, что требования таможни об уплате таможенных платежей выставлены с соблюдением положений статей 329, 348, 349 и 350 ТК РФ.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 12 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1000 руб. подлежит взысканию в федеральный бюджет с ООО "Феникс-М".
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.11.2006 года по делу N А56-39165/2006 отменить.
В удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью "Феникс-М" отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Феникс-М" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-39165/2006
Истец: ООО "Феникс-М"
Ответчик: Балтийская таможня
Третье лицо: ИФНС России N 24 по г. Москве