г. Санкт-Петербург
27 февраля 2008 г. |
Дело N А56-23600/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Е.А.Фокиной
судей Г.В.Борисовой, Л.В.Зотеевой
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Н.Ю.Шандаровой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1026/2008) Управления уполномоченного Минэкономразвития России по Северо-Западному району на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2007 года по делу N А56-23600/2007 (судья А.Н.Саргин),
по заявлению ООО "ПродИмпорт"
к Управлению уполномоченного Минэкономразвития России по Северо-Западному району
3-е лицо: Министерство экономического развития и торговли РФ
о признании незаконным бездействий (действий)
при участии:
от заявителя: Жилинскй Е.С., доверенность б/н от 20.07.2007 года; Чупрыгин С.В., доверенность б/н от 18.09.2007 года; Ткач Д.А., доверенность б/н от 04.10.2007 года
от ответчика: Жук А.В., доверенность б/н от 15.01.2008 года
от 3-го лица: не явился (извещен)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ПродИмпорт" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия и действия Управления уполномоченного Минэкономразвития России по Северо-Западному району (далее - Управление), выразившегося в отказе в переоформлении лицензий на импорт мяса домашней птицы общим весом 21 941 935 кг и обязании Управления переоформить лицензии на импорт мяса домашней птицы общим весом 21 941 935 кг на категорию "Другие страны", в том числе: лицензию N ЛР 2460701001191 от 19.04.2007 на 7 000 000 кг, лицензию N ЛР 2460701001192 от 19.04.2007 на 4 186 300 кг, лицензию N ЛР 2460701001193 от 19.04.2007 на 10 000 000 кг, лицензию N ЛР 2460701000639 от 07.03.0007 на 755 635 кг.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, к участию в деле привлечено Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.
Решением суда от 20.12.2007 года заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме: действия Управления уполномоченного Минэкономразвития России по Северо-Западному району, выразившиеся в отказе в переоформлении лицензий на импорт мяса домашней птицы признан незаконным, Управление обязано переоформить ООО "ПродИмпорт" указанные выше лицензии на импорт мяса домашней птицы общим весом 21 941 935 кг на категорию "Другие страны".
В апелляционной жалобе Управление уполномоченного Минэкономразвития России по Северо-Западному району просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований заявителя. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции неправильно применил положения пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 N 733 "О дополнительных мерах по регулированию импорта говядины, свинины и мяса домашней птицы" (далее - Постановление N 733).
Управление полагает, что у суда не имелось формальных оснований для применения Постановления N 733, так как никаких запретов в отношении ввоза мяса птицы с территории Европейского союза не вводилось.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, толкование судом пункта 1 Постановления N 733 как допускающего перераспределение квот на ввоз мясопродуктов без проведения предварительных переговоров с ЕС неправомерно и противоречит международным соглашениям Российской Федерации и ЕС. Суд необоснованно применил при рассмотрении спора по аналогии Федеральный закон N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров", поскольку данный закон содержит нормы права, регулирующие иные, не сходные отношения. Кроме того, суд не применил норму, подлежащую применению - Положение о лицензировании в сфере внешней торговли товарами, утвержденное постановлением Правительства N 364 от 09.06.2005.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представители Общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, поддержали доводы, изложенные в письменном отзыве на апелляционную жалобу.
Министерство экономического развития и торговли РФ (далее - Министерство, МЭРТ РФ), извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, представило письменные объяснения по апелляционной жалобе, в которых выражает свое несогласие с решением арбитражного суда, которое просит отменить.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Министерства.
Законность и обоснованность решения суда проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании распределения квот на импорт мяса птицы из стран Европейского союза на 2007 год Обществу были оформлены лицензии: N ЛР 2460701001191 от 19.04.2007 на 7 000 000 кг, N ЛР 2460701001192 от 19.04.2007 на 4 186 300 кг, N ЛР 2460701001193 от 19.04.2007 на 10 000 000 кг, N ЛР 2460701000639 от 07.03.0007 на 755 635 кг, а всего общим весом 21 941 935 кг (все - квота ЕС).
В связи с введением Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору частичных запретов на ввоз мяса птицы из некоторых государств - членов Европейского союза Общество обратилось к Уполномоченному Минэкономразвития России по Северо-Западному району с заявлением от 09.07.2007 N 01/09/07/07 о переоформлении лицензий на импорт свинины на категорию "Другие страны".
Управление письмом от 19.07.2007 сообщило об отсутствии у него полномочий разрешать переоформление лицензий на импорт квотируемой мясопродукции с одной страновой категории на другую, ссылаясь на постановление Правительства РФ от 05.12.2005 N 733. Управление разъяснило, что данный вопрос находится в компетенции Департамента государственного регулирования внешнеторговой деятельности (ДГРВ) Минэкономразвития РФ (л.д.30).
Посчитав действия и бездействие Управления незаконным, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей заявителя и Уполномоченного, апелляционный суд считает решение суда подлежащим отмене, исходя из следующего.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ от 05.12.2005 N 732 "Об импорте говядины, свинины и мяса домашней птицы" выдачу лицензий на ввоз мясопродуктов, в том числе мяса птицы, осуществляет Минэкономразвития РФ.
В соответствии с пунктами 3, 8 Положения о лицензировании в сфере внешней торговли товарами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.06.2005 N 364 переоформление лицензий осуществляется Минэкономразвития РФ через свои территориальные органы.
Управления уполномоченных Минэкономразвития РФ в регионах и субъектах Российской Федерации являются полномочными представителями Минэкономразвития РФ на территории Российской Федерации и осуществляют свою деятельность под руководством Министерства во взаимодействии с подразделениями его центрального аппарата в силу пунктов 1, 6 Положения об управлениях уполномоченных Минэкономразвития РФ в регионах и субъектах Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства от 22.11.2001 N 466.
Согласно подпункту 18 пункта 13 указанного Положения Управления оформляют и выдают лицензии на осуществление операций по экспорту и/или импорту в случаях, предусмотренных законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными актами Министерства.
Таким образом, непосредственное оформление и переоформление лицензий Управление осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, однако под непосредственным руководством и с учетом положений, закрепленных в нормативных актах Минэкономразвития РФ.
В силу пункта 1 Постановления Правительства РФ от 05.12.2005 N 733 "О дополнительных мерах по регулированию импорта говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2006-2009 годах" в случае введения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору полного или частичного запрета на ввоз свинины свежей, охлажденной или мороженой) из какого-либо государства-поставщика (союза государств) по причине неблагоприятной эпизоотической обстановки, а также в случае продолжения действия более 3 месяцев в году ранее введенных государством-поставщиком (союзом государств) ограничений на экспорт и (или) отсутствия необходимого количества товара на рынках государства-поставщика (союза государств) участник внешнеэкономической деятельности, имеющий лицензию на ввоз указанного товара из этого государства-поставщика (союза государств), имеет право после проведения консультаций с этим государством-поставщиком (союзом государств) переоформить ее на лицензию на ввоз этого же товара из любого другого государства-поставщика (союза государств) в том же количестве вне зависимости от общего объема квоты, установленной для этого государства-поставщика (союза государств).
Исходя из смысла положений, закрепленных в пункте 3 этого же постановления, полномочия по проведению консультаций с государствами-поставщиками с целью определения возможности поставки квотируемых объемов мясопродукции или переоформления квот на другие государства - поставщики предоставлены исключительно Минэкономразвития РФ и Россельхознадзору РФ. Управления уполномоченных в регионах такими полномочиями не наделены.
Минэкономразвития РФ, как орган, осуществляющий переоформление лицензий через свои территориальные органы (на основании пунктов 3, 8 Положения о лицензировании _), своим внутренним распоряжением от 09.02.2006 N 3Р-ВС установил порядок переоформления лицензий Управлениями, то есть указанное распоряжение принято в целях организации выполнения постановления Правительства РФ от 05.12.2005 N 733.
Пунктом 2 распоряжения Минэкономразвития РФ от 09.02.2006 N 3Р-ВС установлено, что Уполномоченные Минэкономразвития РФ в регионах должны осуществлять переоформление лицензий участникам внешнеэкономической деятельности после получения информации Департамента государственного регулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела о порядке переоформления в случае введения полного или частичного запрета на ввоз говядины, свинины и мяса домашней птицы из какого-либо государства-поставщика (союза государств) по причине неблагоприятной эпизоотической обстановки, также не противоречит положениям постановления Правительства N 733.
Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что обязанность Управления по переоформлению лицензий на ввоз мясопродуктов, также как и право Общества на такое переоформление, возникают исключительно после проведения Минэкономразвития РФ консультаций с государствами-поставщиками (союзами государств) по определению возможности поставок квотируемых объемов мясопродуктов или переоформления квот на другие государства-поставщики (союзы государств). Без проведения таких консультаций и получения соответствующих указаний от Минэкономразвития переоформление лицензий невозможно.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что обязанность переоформления лицензии лежит на Управлении, апелляционная инстанция признает ошибочным.
Также нельзя признать обоснованным применение судом аналогии закона, регулирующего сходные правоотношения, а именно, положения пункта 3 статьи 9 Федерального закона N 165-ФЗ от 08.12.2003 "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров", так как указанная правовая норма регулирует отношения по распределению квоты между иностранными государствами, а не между российскими участниками ВЭД.
Федеральный закон N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", во исполнение которого Правительством РФ были приняты постановления N 732 и N 733, определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также зашиты экономических и политических интересов Российской Федерации. В то же время, ФЗ N 165-ФЗ устанавливает порядок введения и применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров, и регулирует иные правоотношения, возникающие в связи с расследованиями, которые предшествуют введению перечисленных специальных мер.
Требования заявителя об обязании Управления переоформить лицензии на импорт мяса птицы общим весом 21 941 935 кг на категорию "Другие страны" также противоречат положениям и нормам действующего законодательства. В силу подпункта "а" пункта 3 Положения о лицензировании в сфере внешнеторговой деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.06.2005 N 364 срок действия разовых лицензий не может превышать 1 год со дня ее выдачи. В случае если в отношении товара введены временные количественные ограничения, срок действия такой лицензии заканчивается 1 января следующего года. Из анализа данной правовой нормы следует вывод о том, что выделенная на конкретный календарный год квота на импорт товара не может быть перенесена на следующий год, даже в случае невозможности ее реализации по независящим от лицензиата причинам.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции необоснованно удовлетворил заявленное Обществом требование.
Государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции подлежит отнесению на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 декабря 2007 года по делу N А56-23600/2007 отменить.
В удовлетворении заявленного ООО "ПродИмпорт" требования отказать.
Взыскать с ООО "ПродИмпорт" в пользу Управления уполномоченного Минэкономразвития России по Северо-Западному району расходы по госпошлине в сумме 1000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-23600/2007
Истец: ООО "ПродИмпорт"
Ответчик: Управление уполномоченного Минэкономразвития России по Северо-Западному району
Третье лицо: Министерство экономического развития и торговли РФ