г. Санкт-Петербург
29 февраля 2008 г. |
Дело N А56-2041/2006 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 февраля 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шестаковой М.А.
судей Кашиной Т.А., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Агеевой В.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП- 15529/2007) Министерства финансов РФ от имени РФ, на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.10.2007 года по делу N А56-2041/2006 (судья Жбанов В.Б.),
по иску ЗАО "Петербургрегионгаз"
к Комитету финансов Ленинградской области от имени казны субъекта федерации; Министерству финансов РФ от имени казны РФ;
3-е лица: Комитет социальной защиты населения Администрации МО "Тосненский район ЛО",
о взыскании убытков
при участии:
от истца : Н.В.Полоскова по дов.от 01.01.08 г. N 168-2008,
от ответчиков: Комитета финансов - Т.А. Новикова по дов.от 01.02.08 г., МФ РФ - Н.А.Куликова по дов.от 27.12.07 г.,
от 3-го лица: Р.Н.Поляков по дов. от 29.11.07 г., Л.Н.Прокопенко по дов.от 06.02.08 г.
установил:
Закрытое акционерное общество "Петербургрегионгаз" обратилось в арбитражный суд с иском к Комитету финансов Ленинградской области, Министерству финансов РФ, о взыскании 57344,25 руб. убытков, возникших в результате предоставления льгот гражданам, проживающим на территории МО "Тосненский район", при оплате услуг газоснабжения в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12.01.99г.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Комитет социальной защиты населения Администрации МО "Тосненский район", Управление социальной защиты населения МО "Тосненский район".
Решением арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.10.2007г. иск удовлетворен частично. С казны РФ в лице Министерства финансов РФ взыскана сумма 14302,50 руб., в связи с наступлением у истца убытков, в результате предоставления льгот по исполнению положений ФЗ "О ветеранах".
МФ РФ, не согласившись с данным решением, в апелляционной жалобе просит его отменить. Податель жалобы полагает необоснованным вывод суда первой инстанции о недопустимости возлагать данные расходы на казну РФ, и о недоказанности первичными документами суммы убытков, предъявленных ко взысканию.
Комитет финансов Ленинградской области и органы соц.защиты возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, считают решение суда не подлежащим отмене, полагают необоснованным включение в сумму заявленных требований НДС и суммы льгот, не связанных с исполнением положений ФЗ "О ветеранах", по основанию причинения убытков от выполнения которого заявлен иск, частично присутствующие в списках граждан.
Определением арбитражного суда апелляционной инстанции от 18.02.2008 г. в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по ходатайству лица, Управление соцзащиты населения Администрации МО "Тосненский район" заменено на Комитет по социальной защите населения Администрации МО "Тосненский район", на основании Решения Совета депутатов МО "Тосненский район Ленинградской области первого созыва" от 23.12.05 г. N 16. Третье лицо - Управление соцзащиты населения Администрации МО "Тосненский район" исключено из состава третьих лиц, в связи с ошибочным указанием о нем в иске, ввиду его реорганизации до начала рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 18.03.2004г. между ЗАО "Петербургрегионгаз" (далее - Общество) и Управлением социальной защиты населения Администрации МО "Тосненский район" был заключен договор N 48/1, в соответствии с которым ЗАО "Петербургрегионгаз" приняло на себя обязательства предоставлять гражданам, подпадающим под действие положений ФЗ "О ветеранах", проживающим на территории муниципального образования, услуги по газоснабжению, с учетом применения льгот, установленных законом, а Управление обязалось возмещать расходы истца в пределах полученных на эти цели средств.
Управление социальной защиты населения Администрации МО "Тосненский район" возмещало расходы по предоставлению льгот не в полном объеме в период апреля - декабря 2004 года. Между ЗАО "Петербургрегионгаз" и органом социальной защиты населения был подписан акт сверки по состоянию на 04.12.2006г., согласно которому, с учетом частичной оплаты понесенных истцом расходов по предоставлению льгот, у ЗАО "Петербургрегионгаз" имеется остаток невозмещенных денежных средств, в размере 57 344,25 руб.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ЗАО "Петербургрегионгаз" понесло расходы частично и определил сумму убытков, подлежащую компенсации, за счет казны РФ, как конечного определенного законом источника их возмещения, размере 14 562,60 руб.
Апелляционный суд полагает выводы о взыскании понесенных расходов за счет федерального бюджета правильными, в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона "О ветеранах" (в редакции, действовавшей в спорный период) расходы на реализацию установленных для ветеранов льгот по оплате жилья в домах независимо от вида жилищного фонда и оплате коммунальных услуг возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" установлено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков, в связи с осуществлением до 01.01.2005 предоставления потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам надлежит учитывать следующее.
Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Из материалов дела усматривается, что судом установлен был в ходе судебного исследования факт полного использования средств, выделенных на цели реализации положений ФЗ "О ветеранах" бюджетом субъекта федерации. Так в Законе Ленинградской области N 85-ОЗ "Об исполнении областного бюджета Ленинградской области за 2004 год" установлено, что денежные средства субъекту федерации для осуществления обязанности по возмещению организациям убытков не выделялись. Частично выделенные на эти цели средства областного бюджета использованы по назначению.
Таким образом, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что возмещение убытков за 2004 г. связанных с предоставлением льгот, установленных Законом Российской Федерации от 12.01.95г. N 5-ФЗ "О ветеранах" относится за счет казны Российской Федерации.
Однако заявленное истцом требование, как следует из основания исковых требований, относится к факту возникновения у заявителя убытков (не возмещенных расходов) в связи с исполнением положений ФЗ "О ветеранах", в то время как суммы о которых указано частично в списках льготной категории граждан включают в себя также иные льготные категории лиц, не подпадающих под действие данного закона.
В этой связи подлежат взысканию суммы израсходованные предприятием на предоставление заявленных в иске льгот.
Кроме того суд полагает, что заявитель частично не подтвердил размер задолженности документально. Так, к числу документов, подтверждающих предоставление льгот, относится следующая информация: о количестве и персональном составе льготников с указанием фамилии, имени и отчества льготника; основания предоставления льготы; сведения о тарифах на оказываемые услуги; договоры; квитанции.
Кроме того, компенсация расходов на предоставление услуг по газоснабжению не подлежит налогообложению, таким образом, из всей суммы исчисленных истцом расходов должна быть исключена сумма НДС.
В соответствии со статьей 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Статьей 154 НК РФ установлен порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг). Согласно абзацу 2 пункта 2 названной статьи при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Законом Ленинградской области от 31.12.2003 N 105-ОЗ "Об областном бюджете Ленинградской области на 2004 год" предусмотрены субсидии бюджетам муниципальных образований на покрытие убытков предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства от предоставления льгот населению в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии со статьями 14 - 23 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" гражданам льготных категорий предусмотрено обязательное предоставление скидок в размере 50 процентов по оплате коммунальных услуг.
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции органы соц.защиты и заявитель провели повторную сверку сумм начисленных льгот, с указанием категории льготы с изучением первичных документов и т.д.
В результате сверки сумма выпадающих доходов предприятия по ФЗ "О ветеранах" составила 21607,69 руб.
Из этой суммы ( определенной судом без учета иных категорий "льготников") следует вычесть сумму налога на добавленную стоимость.
Поскольку судом иск удовлетворен в размере 14562,60 руб. и в части неудовлетворенных требований оно не обжаловано сторонами, решение суда следует оставить без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.10.2007 года по делу А56-2041/2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
М.А. Шестакова |
Судьи |
Т.А. Кашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-2041/2006
Истец: ЗАО "Петербургрегионгаз"
Ответчик: Управление Феедрального казначейства по Ленинградской области, Министерство финансов РФ, Комитет финансов Ленинградской области
Третье лицо: Управление социальной защиты населения Администрации МО "Тосненский район ЛО", Министерство Финансов, Комитет социальной защиты населения Администрации МО "Тосненский район ЛО"
Хронология рассмотрения дела:
29.02.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-15529/2007