г. Санкт-Петербург
03 марта 2008 г. |
Дело N А26-7016/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Петренко Т.И.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Соловьевой Т.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-360/2008) Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.12.2007 по делу N А26-7016/2007 (судья Мещерякова К.И.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Товары для Вас"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
при участии:
от заявителя: не явился, извещен, уведомление N 690182
от ответчика: Вислянский В.В., доверенность N 1.4-23 от 29.12.2007
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Товары для Вас" (далее - заявитель, ООО "Товары для Вас", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением об оспаривании постановления N 14.5-13/153 от 13.11.2007 года Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску (далее - ответчик, административный орган, Инспекция ФНС по городу Петрозаводску) о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 11.12.2007 суд удовлетворил заявленные требования, признав незаконным и отменив постановление Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску N 4.4-13/153 от 13.11.2007 года о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью "Товары для Вас" по ст.14.5 КоАП РФ в виде штрафа 30 000 рублей.
На указанное решение Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску подана апелляционная жалоба, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права. По мнению подателя жалобы, факт неприменения продавцом ККМ при реализации товара населению за наличный расчет в ходе проведения проверочных мероприятий установлен и доказан, поэтому суд неправомерно признал незаконным и отменил постановление о привлечении к административной ответственности.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы.
ООО "Товары для Вас" надлежащим образом уведомлено о дате, месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, однако представитель в судебное заседание не явился.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционный суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия представителя ООО "Товары для Вас".
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Из материалов административного дела усматривается, что актом проверки N 4513/3989 от 08.10.2007 должностными лицами административного органа установлен факт реализации товара с тонара на сельскохозяйственной ярмарке, расположенной в городе Петрозаводске, пл.Кирова, с нарушением Федерального закона N 54-ФЗ от 22.05.2003 года "О применении контрольно - кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ).
Постановлением N 4.5-13/153 от 13.11.2007 года общество привлечено к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 рублей за ведение денежных расчетов с населением без применения контрольно - кассовой техники (далее - ККТ).
Не согласившись с выводами административного органа, указанное постановление ООО "Товары для Вас" было обжаловано, при этом заявитель ссылается на то, что требования Закона о применении ККТ не были нарушены, поскольку Закон позволяет не применять ККТ при торговле с необорудованных мест и во время ярмарок.
Согласно статье 2 Федерального закона N 54-ФЗ от 22.05.2003 "О применении контрольно - кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и пункту 21 Постановления Правительства РФ N 55 от 09.01.1998 (с последующими изменениями) "Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров" контрольно - кассовая техника применяется в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона N 54-ФЗ контроль за применением ККТ осуществляют налоговые органы, которые вправе принимать меры административного воздействия к нарушителям по статье 14.5 КоАП РФ на основании части 2 статьи 23.1 и ст. 23 КоАП РФ.
Следовательно, Инспекция ФНС по городу Петрозаводску 08.10.2007 года вправе была провести проверку по факту применения ККТ обществом при осуществлении торговли на проводимой в городе Петрозаводске сельскохозяйственной ярмарке, а также составить протокол об административном правонарушении от 31.10.2007 года и принять постановление от 13.11.2007 года о привлечении общества к ответственности за неприменение ККТ по статье 14.5 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что право на торговлю без применения контрольно - кассовой техники законодатель ставит в зависимость от места торговли, его обустроенности и способа реализации товара. Суд сделал вывод об отсутствии оснований для привлечения общества к административной ответственности на том основании, что административный орган обязан был в процессе составления протокола произвести полное описание торгового места с целью установления приспособленности торгового места к применению ККТ.
Обжалуя решение суда первой инстанции, Инспекция ФНС по городу Петрозаводску ссылается, что факт неприменения ККТ при реализации товара населению за наличный расчет в ходе проведения проверочных мероприятий установлен и является доказанным, подтверждается актом проверки, объяснениями продавца.
Апелляционный суд считает жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы или оказывающих услуги, а равно индивидуальными предпринимателями без применения в установленных законом случаях контрольно - кассовых машин влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда. Под неприменением контрольно - кассовых машин следует понимать, в том числе, фактическое не использование контрольно - кассового аппарата, что подтверждается Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно - кассовых машин".
Пунктом 3 статьи 2 Закона N 54-ФЗ предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при осуществлении торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе, прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутрикрытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами; разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе, защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом).
Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю на расположенных на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, торговых местах, не обеспечивающих показ и сохранность товара, могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно - кассовой техники.
Следовательно, право на осуществление торговли без применения ККТ поставлено в зависимость от места осуществления торговли, его обустроенности и способа реализации товара.
Как следует из акта N 45-13/3989 от 08.10.2007 года (л.д.8), протокола N 4.5-13/153 об административном правонарушении от 31.10.2007 года (л.д.11), реализация товара осуществлялась с тонара.
Тонар представляет собой киоск, смонтированный на шасси автомобильного прицепа (ГОСТ Р52281-2004. "Прицепы и полуприцепы", буксируемый), то есть,
предполагает наличие торгового оборудования, обеспечивающего показ и сохранность товара.
Поэтому должностное лицо административного органа не обязано было произвести полное описание торгового места в процессе проведения проверки и составления протокола.
ООО "Товары для Вас" не относится к организации, осуществляющей торговлю на ярмарке (торговом месте, не обеспечивающем показ и сохранность товара), и соответственно имеющей право производить наличные денежные расчеты без применения ККТ.
Использование должностными лицами Инспекции термина "тонар" (без описания технических характеристик и имеющегося торгового оборудования) не может служить основанием для признания протокола об административном правонарушении ненадлежащим доказательством в силу статьи 26.2 КоАП РФ для подтверждения события административного правонарушения.
Материалами дела об административном правонарушении подтверждается событие административного правонарушения и вина в его совершении, поэтому суд первой инстанции неправомерно признал его незаконным и отменил по основанию недоказанности.
При таких обстоятельствах заявленные требования ООО "Товары для Вас" подлежат отклонению, а решение суда - отмене.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.12.2007 по делу N А26-7016/2007 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.И. Петренко |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-7016/2007
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Товары для Вас"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску