г. Санкт-Петербург
07 марта 2008 г. |
Дело N А21-8446/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 марта 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Петренко Т.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Е.А. Немшановой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1725/2008) Калининградской таможне на решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.01.2008 по делу N А21-8446/2007 (судья С.В. Генина),
по заявлению ЗАО "Автотор"
к Калининградской таможне
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: А.С. Лопусова, дов. N 148 от 21.01.2008
от ответчика: Д.В. Волков, дов. N 45 от 19.11.2007; А.В. Князева, дов. N 8 от 05.02.2008
установил:
Закрытое акционерное общество "Автотор" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлениями о признании незаконными и отмене постановлений Калининградской таможни (далее - Таможня, таможенный орган) от 30.11.2007 N 10205000-956/2007, от 05.12.2007 NN 10205000-935/2007, 10205000-949/2007, 10205000-972/2007 и 10205000-1009/2007, от 07.12.2007 N 10205000-947/2007, которыми Общество привлечено к административной ответственности,, предусмотренной частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением суда первой инстанции от 10.01.2008 арбитражные дела N N А21-8446/2007, А21-8447/2007, А21-8448/2007, А21-8449/2007, А21-8450/2007 и А21-8451/2007 объединены в одно производство под N А21-8446/2007.
Решением суда от 10.01.2007 требования Общества удовлетворены.
В апелляционной жалобе Таможня просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, считая, что у Общества имелась правовая и реальная возможность для соблюдения правил и норм, установленных законодательством, за нарушение которых частью 2 статьи 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Общества просил решение суда оставить без изменения по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 02, 06, 09, 10 и 19 декабря 2006 на таможенный пост "Космодемьяеский" Калининградской таможни для помещения под таможенный режим свободной таможенной зоны поданы грузовые таможенные декларации (далее - ГТД) N N 10205020/021206/0009152, 10205020/061206/0009270, 10205020/091206/0009379, 10205020/091206/0009350, 10205020/101206/0009393 и 10205020/191206/0009648 на товары различных наименований для сборки автомобилей марки "KIA MAGENTIS", "CHEVROLET KLAS", "CHEVROLET KLAN", "KIA CARVIVAL", "CHEVROLET KLAL". Товар по вышеозначенным ГТД был выпущен.
По результатам проведенного таможенного контроля после выпуска товаров, Таможней вынесены следующие решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД: N 10205000-36-16/215 от 06.09.2007, N10205000-36-16/203 и N 10205000-36-16/199 от 06.09.2007, N10205000-36-16/161 от 04.09.2007, N 10205000-36-16/230 от 07.09.2007, N 10205000-36-16/162 от 05.09.2007 и N 10205000-36-16/191 от 05.09.2007 соответственно, согласно которым было определено, что ввезенные товары представляют собой автомобили марок "KIA MAGENTIS", "CHEVROLET KLAS", "CHEVROLET KLAN", "KIA CARVIVAL", "CHEVROLET KLAL" в несобранном виде, которые на момент подачи ГТД подлежали классификации в соответствии с кодами ТН ВЭД 8703231921, 8703221099, 8703231910,8703331990, 8703231922.
На основании данных классификационных решений Обществу были направлены требования об уплате исчисленных таможенных платежей от 09.09.2007г., 10.09.2007, 06.09.2007, 11.09.2007, 07.09.2007 и 08.09.2007, и возбуждены дела об административных правонарушениях N N 10205000-956/2007, 10205000-972/2007, 10205000-935/2007, 10205000-1009/2007, N 10205000-947/2007, N10205000-949/2007 соответственно.
22.11.2007, 26.11.2007, 30.11.2007 и 03.12.2007 таможенным органом составлены протоколы об административном правонарушении.
Постановлениям по делам об административных правонарушениях от 30.11.2007 N 10205000-956/2007, от 05.12.2007 NN 10205000-972/2007, 10205000-935/2007 и 10205000-1009/2007, от 07.12.2007 N 10205000-947/2007, от 05.12.2007 N10205000-949/2007, Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ за недостоверные сведения о кодах ТН ВЭД РФ декларируемых товаров, послужившие основанием для освобождения от уплаты таможенных платежей, в виде штрафа в размере _ суммы неуплаченных таможенных платежей.
По мнению таможенного органа, Обществом в заявленных декларациях были указаны коды на ввезенные товары без применения Основных правил интерпретации ТН ВЭД - 2а. Согласно указанному Правилу комплектные или готовые изделия, представленные в несобранном виде, классифицируются в тех же товарных позициях, что и собранные изделия. Таможня считает, что совокупность одновременно представленных к таможенному оформлению автокомплектующих обладает основными свойствами готового автомобиля, а именно, однозначно идентифицируются: марка автомобиля, модель, тип и объем двигателя, комплектация салона и т.д., а, следовательно, ввезенные Обществом комплектующие для сборки автомобилей детали являются готовыми автомобилями в несобранном виде, для выпуска которых требуются простые сборочные операции.
Общество не согласилось с вынесенными постановлениями и обратилось в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, выслушав мнения лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суда первой инстанции о правомерности заявленных требований Общества в связи с отсутствием в материалах дел об административных правонарушениях достаточных данных, свидетельствующих о виновности Общества в совершении вмененных правонарушений.
Частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Статьей 168 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) предусмотрено, что товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, товары и транспортные средства, таможенный режим которых изменяется, а также другие товары и транспортные средства в случаях, определяемых актами законодательства Российской Федерации, подлежат декларированию таможенному органу Российской Федерации.
В соответствии со статьей 169 ТК РФ декларирование производится путем заявления по установленной форме (письменной, устной, путем электронной передачи данных или иной) точных сведений о товарах и транспортных средствах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 40 ТК РФ товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации, в отношении товаров определяется классификационный код по ТН ВЭД России. В случае, установления нарушения правил классификации товаров при их декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров.
Для юридических целей классификация товара по ТН ВЭД в силу Основных правил интерпретации 1 и 6 ТН ВЭД России осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам и группам.
Основными правилами интерпретации ТН ВЭД (Правило 2а) установлено, что любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного Правила), представленный в несобранном или разобранном виде.
Согласно пояснениям ГТК РФ, данным относительно применения Правила 2а, термин "товары, представленные в несобранном или разобранном виде, означает изделия, компоненты которых должны собираться при помощи крепежного материала (винтов, гаек, болтов и др.) или же, например, клепкой или сваркой, при условии, что для этого требуются лишь сборочные операции. Не следует принимать во внимание в этом случае сложность способа сборки. Несмотря на это, компоненты не будут подвергаться дальнейшим рабочим операциям для приведения в завершенный вид".
Из материалов дела следует, что Общество осуществляло ввоз комплектующих (узлов, деталей) для изготовления автомобилей различных моделей на заводе в г.Калининграде. При заявлении классификационных кодов товаров Общество руководствовалось полученными предварительными решениями ФТС России о классификации, содержащими отдельные классификационные коды для каждой из комплектующих. При этом таможенный орган не отрицает, что Обществом в грузовых таможенных декларациях заявлены на товары коды ТН ВЭД, которые соответствуют кодам, указанным в предварительных решениях ФТС России.
Порядок принятия таких решений предусмотрен статьями 41-44 ТК РФ и состоит в том, что Федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, и иные таможенные органы, определяемые этой службой, по запросу заинтересованного лица принимают предварительное решение о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД в отношении конкретного товара, о происхождении товара из конкретной страны (стране происхождения товара). Предварительное решение является обязательным для всех таможенных органов и действует в течение пяти лет со дня его принятия, если оно не изменено или не отозвано либо его действие не прекращено в соответствии со статьей 44 настоящего Кодекса.
Статьей 44 ТК РФ установлен порядок прекращения действия, изменения или отзыва предварительных решений. При этом изменение предварительного решения действует только на будущий период и не имеет обратной силы.
Таможенным органом не представлены ненормативные акты, подтверждающие отмену вышеназванных предварительных решений ФТС России о классификации товаров.
Таким образом, на момент рассмотрения дела в суде предварительные решения действовали, а, следовательно, суд пришел к правильному выводу о том, что оснований для применения Обществом Правил 2а ТН ВЭД при декларировании ввозимых товаров не имелось.
В соответствии со статьей 34 Закона РФ N 5003-1 от 21.05.93г. "О таможенном тарифе" в отношении ряда товаров, перемещаемых через таможенную границу, могут устанавливаться тарифные льготы (тарифные преференции). Под тарифной льготой (тарифной преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.
Вступившим в силу с 01.04.06г. Федеральным законом N 16-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области" установлено, что юридические лица, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области и которые на день вступления в силу настоящего Федерального закона осуществляют свою деятельность на основании Федерального закона от 22 января 1996 года N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", могут применять таможенный режим свободной таможенной зоны в порядке, определяемом главой 3 настоящего Федерального закона, с особенностями, установленными настоящей главой. Таким образом, новым Федеральным законом, также как и ранее действовавшим, предусмотрена возможность применения тарифных преференций при соблюдении ряда условий.
В соответствии с частью 3 статьи 23 Закона при вывозе с территории Особой экономической зоны продуктов переработки товаров, ввезенных в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, вывозные таможенные пошлины не уплачиваются, если выполняются условия, установленные статьей 24 настоящего Федерального закона.
Статьей 24 означенного Закона определены критерии достаточной переработки товара. В соответствии с частью 1 данной статьи товары считаются подвергнутыми достаточной переработке, если выполнено одно из следующих условий: в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товаров произошло изменение классификационного кода товаров по ТН ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков; в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товаров произошло изменение стоимости товаров при достижении процентной доли добавленной стоимости тридцати процентов.
Суд первой инстанции, проанализировав законодательство об особой экономической зоне в Калининградской области сделал правильный вывод, что сертификат происхождения товара мог выдаваться Обществу лишь при условии изменения классификационного кода ввезенных комплектующих на единый код готового автомобиля в результате изготовления автомобиля из комплектующих на заводе, то есть после переработки.
В пунктах 5 и 6 Порядка определения происхождения товаров из особой экономической зоны в Калининградской области, утвержденного распоряжением ГТК РФ N 01-14/1365, Администрации Калининградской области N 296-р от 31.12.1998, указано, что документом, подтверждающим происхождение товара из особой экономической зоны, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый Калининградской Торгово-Промышленной палатой по установленной форме. Товар не считается происходящим из особой экономической зоны до тех пор, пока не будет представлен сертификат, заверенный надлежащим образом.
Экспертными заключениями ООО "Соэкс-Балтия", на основании которых обществу выданы сертификаты, подтверждено происхождение вывозимого товара из ОЭЗ в Калининградской области по признакам смены кода ТН ВЭД на уровне первых четырех знаков.
Подлинность представленных Обществом на экспертизу в ООО "Соэкс-Балтия" документов, а также достоверность выводов эксперта, сделанных на основании представленных документов, Таможней под сомнение не поставлена, сертификаты происхождения товара, выданные Калининградской ТПП, таможней не оспорены.
Возложение таможней на Общество обязанности по проверке достоверности сведений, на основании которых был выдан сертификат происхождения товара, неправомерно, поскольку этот документ выдается ТПП Калининградской области, ответственность за действия которой на декларанта не возложена.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения лица к административной ответственности, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.
Суд первой инстанции правомерно посчитал, что Таможня не доказала события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ. Кроме того, достаточные данные, свидетельствующие о виновности Общества, в материалах административного дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции находит, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, изложенные в решении суда, обоснованы, дело рассмотрено судом полно и всесторонне, в связи с чем оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.01.2007 по делу N А21-8446/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Калининградской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Т.И. Петренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-8446/2007
Истец: ЗАО "Автотор"
Ответчик: Калининградская таможня