г. Санкт-Петербург
12 марта 2008 г. |
Дело N А42-2964/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 марта 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей Н. И. Протас, Н. О. Третьяковой
при ведении протокола судебного заседания: О. В. Енисейской
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-507/2008) (заявление) Межрайонной ИФНС России N 2 по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 12.11.2007 по делу N А42-2964/2007 (судья Т. К. Сигаева),
по иску (заявлению) ФГУП "82 судоремонтный завод" МО РФ
к Межрайонной ИФНС России N 2 по Мурманской области
о признании недействительным постановления
при участии:
от заявителя: Павленко Е. В. (доверенность от 19.11.2007 б/н)
от ответчика: Быков А. А. (доверенность от 15.03.2007 N 14/4223)
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "82 судоремонтный завод" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным постановления от 14.11.2005 N 55.
Решением от 12.11.2007 суд признал недействительным постановление Инспекции от 14.11.2005 N 55 в части взыскания за счет имущества Предприятия налогов в сумме 1 423 341 руб., пеней в сумме 6 899 375 руб. 29 коп., в остальной части в удовлетворении заявления отказал.
В апелляционной жалобе Инспекция просит отменить решение в части взыскания с Инспекции пеней во внебюджетные фонды в сумме 6 899 375 руб. 29 коп., ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Предприятия против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией в адрес Предприятия были направлены требования об уплате налогов от 26.08.2005 N 28266, от 10.09.2005 N 28478, от 09.11.2005 N 29235.
Поскольку в установленный срок требования не были исполнены, Инспекцией вынесено решение от 29.09.2005 N 1180 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации на счетах в банках.
В связи с отсутствием денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, Инспекцией вынесено решение от 14.11.2005 N 55 о взыскании задолженности по уплате налога, сбора, пени за счет имущества организации и постановление от 14.11.2005 N 55 о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика - организации (налогового агента - организации).
Не согласившись с законностью вынесенного Инспекцией постановления от 14.11.2005 N 55, Предприятие обратилось с заявлением в суд.
Судом в ходе рассмотрение дела установлено, что Инспекцией нарушен срок принудительного взыскания по требованию от 26.08.2005 N 28266, в связи с чем, предъявленные указанным требованием к уплате пени не могут быть взысканы.
Указанный вывод суда апелляционная инстанция считает правильным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно статье 69 НК РФ требование об уплате налога (сбора) представляет собой письменное извещение, направленное налогоплательщику, о неуплаченной сумме налога (сбора), а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующих пени. Порядок направления требования установлен статьей 70 НК РФ.
Статьей 46 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Решение о взыскании налога и пеней за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках доводится до сведения налогоплательщика не позднее 5 дней после его вынесения.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика и налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со статьей 47 НК РФ.
Согласно статье 47 НК РФ в случае недостаточности или отсутствия денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствия информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа. Срок вынесения такого решения кодексом не установлен, поскольку в таком случае изменяется лишь способ исполнения решения о взыскании налогов и пеней в бесспорном порядке. Взыскание налога производится по решению руководителя налогового органа, путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Законом "Об исполнительном производстве". Это же положение применяется при взыскании сбора и пеней за несвоевременную уплату налогов и сборов.
В случае если решение о взыскании налогов и пеней в порядке статьи 46 кодекса не выносилось, то указанным в пункте 3 данной статьи сроком следует руководствоваться и при вынесении решения в порядке статьи 47 НК РФ.
Из смысла названных норм следует, что до вынесения решения об обращении взыскания на имущество налогоплательщика-организации налоговый орган должен принять меры по взысканию задолженности за счет денежных средств и лишь в случае невозможности взыскания за счет денежных средств обратить взыскание на имущество.
Как следует из материалов дела, у Предприятия по состоянию на 01.01.2001 имелась недоимка по взносам в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования РФ.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (далее - Закон N 118-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), с 1 января 2001 года осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.
Взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, образовавшихся на 1 января 2001 года, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
При этом нарушение налоговым органом установленного статьей 70 Налогового кодекса РФ срока направления требования налогоплательщику не является основанием для признания требования недействительным. Однако это нарушение не изменяет установленного пресекательного срока.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, акт сверки задолженности по взносам в Фонд обязательного медицинского страхования РФ подписан 23.02.2001, по взносам в Фонд социального страхования РФ подписан 22.01.2001, по взносам в Пенсионный Фонд РФ подписан 22.03.2001.
Таким образом, Инспекции стало известно о наличии задолженности Предприятия по уплате взносов в социальные внебюджетные фонды в 2001 году и она обязана была принять меры по своевременному взысканию задолженности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Принимая во внимание, что в данном случае сумма недоимки не может быть взыскана Инспекцией по причине пропуска совокупности сроков, установленных статьями 70 и 46 НК РФ, это обстоятельство является препятствием и для взыскания пеней, начисленных на указанную недоимку.
Таким образом, суд сделал правильный вывод о том, что пропуск Инспекций установленного срока взыскания недоимки по взносам в социальные внебюджетные фонды не позволяет осуществить принудительное взыскание пеней путем включения их в постановление от 14.11.2005 N 55.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно признал недействительным постановление от 14.11.2005 N 55 в части взыскания с Предприятия пеней в сумме 6 899 375 руб. 29 коп. и основания для его отмены в данной части и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269 п.1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 12.11.2007 по делу N А42-2964/2007 оставить в обжалуемой части без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-2964/2007
Истец: ФГУП "82 судоремонтный завод" МО РФ
Ответчик: Межрайонная инспекция ФНС России N2 по Мурманской области
Хронология рассмотрения дела:
12.03.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-507/2008