г. Санкт-Петербург
11 марта 2008 г. |
Дело N А26-4903/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семиглазов В.А.
судей Будылева М.В., Загараева Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Лущаевым С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1180/2008) Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.12.2007 года по делу N А26-4903/2007 (судья Курчакова В.М.),
по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску
к Государственному учреждению Республики Карелия "Централизованная бухгалтерия при Министерстве образования Республики Карелия"
3-е лицо: Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия
о взыскании 1039 руб. 99 коп.
при участии:
от заявителя: Волкова Е.В. - доверенность от 28.01.2008 года N 1.4-23/12;
от ответчика: Егоров С.В. - доверенность от 29.02.2008 года;
Матвеева Н.С. - руководитель - приказ от 01.10.2003 года;
от 3-го лица: не явился, извещен;
установил:
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 14.12.2007 года отказано в удовлетворении требований Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску о взыскании с государственного учреждения Республики Карелия "Централизованная бухгалтерия при Министерстве образования Республики Карелия" (далее - ответчик, учреждение, Централизованная бухгалтерия, налогоплательщик) 1039 руб. 99 коп. пеней, начисленных за несвоевременную уплату единого социального налога (далее - налог, ЕСН), зачисляемого в Фонд социального страхования (далее - ФСС).
В апелляционной жалобе Инспекция просит решение отменить, полагает, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Третье лицо надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, представитель не явился. Материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя третьего лица.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель ответчика просил оставить решение без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей заявителя и ответчика, суд апелляционной инстанции установил:
Учреждение в соответствии со статьей 235 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) является плательщиком единого социального налога. Налогоплательщиком в инспекцию представлена налоговая декларация по единому социальному налогу за 2006 год.
Поскольку в установленный срок налог учреждением не уплачен, инспекция направила учреждению требование N 2390 от 30.03.2007 об уплате недоимки по ЕСН, зачисляемому в ФСС, по состоянию на 15.01.2007, в сумме 26614 руб. 09 коп и пеней в сумме 1039 руб.99 коп. в срок до 07.05.2007.
Частичное исполнение налогоплательщиком указанного требования явилось основанием для обращения инспекции в суд с заявлением о принудительном взыскании пеней.
Государственное учреждение Республики Карелия "Централизованная бухгалтерия при Министерстве образования" создана на основании распоряжения Правительства Республики Карелия от 14.04.2003 N 140-р-П. Ранее бухгалтерия входила в структуру Министерства, которое являлось плательщиком единого социального налога и предоставляло в налоговый орган декларации по ЕСН, а в ФСС расчетные ведомости по средствам Фонда социального страхования (далее - расчетная ведомость).
Согласно расчетной ведомости за девять месяцев 2003 года, представленной Министерством, задолженность по расходам на цели обязательного социального страхования на начало 2003 года составляла 124570 руб., а на конец отчетного периода (9 месяцев) - 177492 руб., на 01.01.2004 года - 187611 руб.
С 2004 года расчетные ведомости предоставлялись Централизованной бухгалтерией. Как следует из расчетной ведомости за 1 квартал 2004 года, на начало отчетного периода задолженность ФСС перед учреждением согласно распределению между Министерством и Централизованной бухгалтерией составляла 42007 руб.
В апелляционной жалобе налоговый орган ссылается на то, что Централизованная бухгалтерия при Министерстве образования Республики Карелия не создана путем реорганизации (выделения) из Министерства образования Республики Карелия. А является вновь созданным Государственным учреждением. Таким образом, по мнению заявителя, имеющаяся задолженность должна остаться у прежнего юридического лица, то есть у Министерства. Произведенное распределение задолженности неправомерно. Сообщение третьего лица об отсутствии задолженности у ответчика по ЕСН, зачисляемому в ФСС, не может быть принято во внимание, так как ГУ "Фонд социального страхования" РФ не является органом, контролирующим начисление и уплату единого социального налога, данная обязанность возложена на Федеральную налоговую службу России.
Апелляционная инстанция отклоняет данную позицию налогового органа по следующим основаниям.
Из представленного в материалы дела Устава Централизованной бухгалтерии следует, что учреждение является некоммерческой организацией, находящейся в собственности Республики Карелия. Полномочия учредителя от имени Республики Карелия осуществляет Министерство образования Республики Карелия в пределах предоставленных полномочий.
Целью создания учреждения является организация бухгалтерского учета исполнения смет расходов обслуживаемых учреждений, учет операций, связанных с финансированием подведомственных Министерству учреждений. Для зачисления и расходования бюджетных средств используются лицевые счета обслуживаемых учреждений, лицевой и распорядительные счета Министерства в Управлении казначейства и бухгалтерского учета Министерства финансов Республики Карелия. Право подписи банковских документов закрепляется за Министром образования Республики Карелия, его заместителями и руководителем Централизованной бухгалтерии.
Таким образом, выводы налогового органа о том, что Централизованная бухгалтерия не является правопреемником Министерства и у нее отсутствует право учитывать имеющуюся задолженность исполнительного органа ФСС при исчислении ЕСН, были обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Кроме того, как правильно указал суд, расходы Фонда на цели социального страхования, то есть выплаты по больничным листам, в силу статьи 238 НК РФ не образуют базу для начисления единого социального налога, а в силу пункта 3 статьи 236 НК РФ не признаются объектом налогообложения. Следовательно, у налогового органа не было законных оснований решать вопросы, касающиеся перераспределения данных расходов.
Согласно представленным в материалы дела расчетным ведомостям по средствам Фонда социального страхования с 2003 по 2006 год имелась задолженность за исполнительным органом ФСС, и, следовательно, занижения сумм ЕСН, зачисляемого в ФСС, не произошло.
Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования РФ располагает данными о расчетах страхователя по ЕСН в соответствии с информацией, содержащейся в форме 4-ФСС, которые и представлены в материалы дела.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что направленное учреждению требование N 2390 об уплате налога и пеней не соответствует требованиям статьи 69 НК РФ.
При таком положении судом первой инстанции полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, решение арбитражного суда принято без нарушения норм материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 269, ст. 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14 декабря 2007 года по делу N А26-4903/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
В.А. Семиглазов |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-4903/2007
Истец: Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску
Ответчик: Государственное учреждение Республики Карелия "Централизованная бухгалтерия при Министерстве образования Республики Карелия"
Третье лицо: Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия
Хронология рассмотрения дела:
11.03.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1180/2008