г. Санкт-Петербург
06 марта 2008 г. |
Дело N А56-35107/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Семиглазова В.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Литвинасом А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21/2008) Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Петроградском районе Санкт-Петербурга
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 ноября 2007 года по делу N А56-35107/2007 (судья Спецакова Т.Е.), принятое
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Петроградском районе Санкт-Петербурга
к Индивидуальному предпринимателю Артемову Федору Дмитриевичу
о взыскании 120 руб. штрафа
при участии:
от заявителя: не явились, извещены
от ответчика: Артемов Ф.Д. - паспорт 40 04 913810, выдан 43 отделом милиции Петроградского района Санкт-Петербурга
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Петроградском районе Санкт-Петербурга (далее Управление) обратилось в арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Индивидуальному предпринимателю Артёмову Фёдору Дмитриевичу (далее - предприниматель, заявитель) о взыскании 120 руб. штрафа за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением от 15.11.2007г. в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Управление фонда просит отменить решение суда и удовлетворить заявленное требование в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
По мнению подателя жалобы, вывод суда, что поскольку Артемов Ф.Д. достиг пенсионного возраста, предпринимательская деятельность им не осуществлялась с 07.05.1999г., то обязательные платежи в Пенсионный фонд он платить не обязан и соответственно представлять какие-либо сведения, предусмотренные пенсионным законодательством, не должен был, ошибочны.
В судебное заседание представитель Управления не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Артемов Ф.Д. в судебном заседании возражал по доводам апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная инстанция, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает выводы суда ошибочными по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, предприниматель Артемов Ф.Д. зарегистрирован 26.01.1996г. в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица. В 2005 году он как предприниматель прошел перерегистрацию в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" и ему был присвоен регистрационный номер 305781301400294 (л.д.12-14, 20).
Предприниматель был зарегистрирован в качестве страхователя- физического лица, в Управлении Пенсионного Фонда РФ по Петроградскому району г. Санкт-Петербурга 24.01.2005г., регистрационный номер 088-012-060530 (л.д.19).
Артемов Ф.Д. не представил в Управление фонда индивидуальные сведения за 2006 г., необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений является в соответствии со статьей 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации" основанием для применения к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, финансовых санкций в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Учитывая, что Предприниматель, в нарушение требований ст.ст.9, 11, 15 Федерального закона N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", не представил сведения за 2006 г. в установленный срок, Пенсионным фондом принято решение от 02.05.2007г. N 671 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в размере 120 руб. (л.д.8).
В адрес предпринимателя направлено требование N 671 от 02.05.2007г. об уплате штрафных санкций в срок до 22.05.2007г.
Поскольку Артемовым Ф.Д. в добровольном порядке штрафные санкции не уплачены, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании указанного штрафа в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что Артемов Ф.Д. достиг пенсионного возраста, предпринимательская деятельность им не осуществлялась с 07.05.1999г., следовательно, обязательные платежи в Пенсионный фонд он платить не обязан и соответственно представлять какие-либо сведения, предусмотренные пенсионным законодательством, не должен был.
Апелляционная инстанция, считает выводы суда ошибочными по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Артемов Ф.Д., как имеющий статус индивидуального предпринимателя, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 указанного закона является страхователем по обязательному пенсионному страхованию. В соответствии с указанным законом, каких- либо льгот по полному освобождению от уплаты страховых взносов отдельной категории плательщиков не предусмотрено.
В соответствии со статьей 28 Закона N 167-ФЗ предприниматели уплачивают страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа. Минимальный размер фиксированного платежа является обязательным для уплаты и составляет 150 руб. в месяц, из которых 100 руб. направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии, а 50 руб. - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
По смыслу названной нормы, фиксированный платеж в указанном размере на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии должен уплачиваться всеми без исключения индивидуальными предпринимателями, в том числе и лицами, достигшими пенсионного возраста.
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 3 определения от 12.04.2005 N 164-О указал, что конституционно-правовой смысл этой нормы не может быть выявлен без учета ее взаимосвязи со всеми положениями Закона N 167-ФЗ и места в системе действующего пенсионного законодательства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон о трудовых пенсиях) установление накопительной части трудовой пенсии осуществляется при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Такие средства формируются за счет поступивших страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и дохода, полученного от их инвестирования. При этом возникновение у застрахованного лица права на получение накопительной части трудовой пенсии законодатель связывает с достижением им общеустановленного пенсионного возраста, за исключением случаев, указанных в пункте 5 статьи 8 названного Закона.
Правила, в соответствии с которыми при назначении застрахованному лицу трудовой пенсии определяется размер ее накопительной части, установлены статьями 14 и 15 Закона о трудовых пенсиях.
В силу статей 22 и 33 Закона N 167-ФЗ страхователи, производящие выплаты физическим лицам, не должны уплачивать страховые взносы по установленным данными статьями тарифам на финансирование накопительной части трудовой пенсии за лиц определенной возрастной группы, а именно 1966 года рождения и старше (в 2002 - 2004 годах страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии не подлежали уплате за мужчин 1952 года рождения и старше и женщин 1956 года рождения и старше). Соответственно, эти лица право на накопительную часть трудовой пенсии не приобретают.
Нормативные положения пунктов 1 - 3 статьи 28 Закона N 167-ФЗ, рассматриваемые в системной связи с положениями статей 22 и 33 этого Закона, а также пункта 3 статьи 6, статьи 7, пункта 5 статьи 8, пункта 9 статьи 14 и пунктов 5 и 6 статьи 15 Закона о трудовых пенсиях, не могут истолковываться как возлагающие на всех индивидуальных предпринимателей - независимо от того, к какой возрастной группе они относятся, - обязанность уплачивать направляемую на финансирование накопительной части трудовой пенсии часть страхового взноса в виде фиксированного платежа.
Таким образом, индивидуальные предприниматели 1966 года рождения и старше (а в 2002 - 2004 годах - мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше) для приобретения пенсионных прав должны уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в размере, установленном статьей 28 Закона N 167-ФЗ, лишь в части, направляемой на финансирование страховой части трудовой пенсии.
Следовательно, Артемов Ф.Д. 1943 года рождения, должен уплачивать в 2006 году страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на финансирование страховой части пенсии, что составляет - 1200руб.
Доводы Артемова Ф.Д., что имея статус предпринимателя, он не осуществлял предпринимательскую деятельность и поэтому не должен платить фиксированный платежи соответственно представлять в пенсионный фонд какую- либо отчетность, судом не принимаются по следующим основаниям.
Определяя в Федеральном законе "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), законодатель включил в их число граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе индивидуальных предпринимателей, и закрепил, что они одновременно являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы (подпункт 2 пункта 1 статьи 6, пункт 1 статьи 7, пункт 2 статьи 14).
Согласно статье 2 ГК Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Предпринимательский доход граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в силу рискового характера этой деятельности не является постоянным и гарантированным, что значительно затрудняет контроль со стороны государственных органов.
Признав индивидуальных предпринимателей участниками системы обязательного пенсионного страхования и предоставляя им возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права, федеральный законодатель с учетом специфики предпринимательского дохода ввел правило об уплате ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, т.е. в твердой сумме, и определил его минимальный размер, обязательный для уплаты. Такое регулирование взимания с индивидуальных предпринимателей страховых взносов позволяет не ставить приобретение ими права на трудовую пенсию в зависимость от получения дохода.
Предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, т.е. не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.
Данная позиция изложена в Определении Конституционного суда РФ от 12.04.05г. N 165-О. Аналогичный подход к данному вопросу был изложен в п.4 Информационного письма ВАС РФ N 79 от 11.08.04г.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Федеральный закон от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Закон N 27-ФЗ устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
В соответствии со ст.5 Федерального Закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 года "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее Закона) Пенсионный фонд Российской Федерации является органом, осуществляющим индивидуальный учет в системе государственного пенсионного страхования.
При этом под индивидуальным (персонифицированным) учетом в силу статьи 1 Закона N 27-ФЗ понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 24 Закона N 167-ФЗ предусмотрено, что страхователи представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования. Такая же обязанность страхователей установлена Законом N 27-ФЗ.
В соответствии со ст. 8 Закона сведения о застрахованных лицах представляются страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи обязаны представлять один раз в год, но не позднее первого марта следующего года в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, в том числе сведения о страховом стаже, сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, сумме начисленных страховых взносов и другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
Статьей 15 Закона предусмотрена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда сведения о застрахованных лицах, определенные указанным Законом.
За непредставление данных сведений в установленные сроки либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям на основании статьи 17 Закона N 27-ФЗ применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Указанная сумма взыскивается органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что заявитель правомерно привлек Предпринимателя к ответственности за не представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, т.к. материалами дела подтверждается указанное нарушение. Расчет суммы штрафа проверен судом и соответствует нормам ст. 17 Закона.
Взыскание указанных санкций осуществляется органами Пенсионного фонда в судебном порядке.
При названных обстоятельствах апелляционная жалоба Управления фонда подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции отмене.
Руководствуясь п. 2 ст. 269, ст. 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 ноября 2007 г. по делу N А56-35107/2007 отменить.
Взыскать с предпринимателя без образования юридического лица Артемова Федора Дмитриевича, зарегистрированного за ОГРН 305781301400294, в доход бюджета Пенсионного фонда РФ штраф в сумме 120 рублей, и в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанции 20 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
М.В. Будылева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-35107/2007
Истец: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Петроградском районе Санкт-Петербурга
Ответчик: Индивидуальный предприниматель Артемов Федор Дмитриевич
Кредитор: Управление ФНС России по Санкт-Петербургу