г. Санкт-Петербург
11 марта 2008 г. |
Дело N А56-25057/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Медведевой И.Г.
судей Слобожаниной В.Б., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Кобзевой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Петербургская сбытовая компания" (регистрационный номер 13АП-1556/2008) на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2007 г. по делу N А56-25057/2007 (судья Томпакова Г.Н.),
по иску Заместитель прокурора города
к 1. ОАО "Петербургская сбытовая компания", 2. Государственному дошкольному образовательному учреждению детский сад N 70 Центрального административного района Санкт-Петербурга
о признании сделки недействительной
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: 1. не явился, извещен, 2. не явился, извещен
установил:
Заместитель прокурора города обратился с иском о признании недействительными пунктов 4.1 и 6.1 договора энергоснабжения N 31298 от 18.01.2007 г., заключенного между открытым акционерным обществом "Петербургская сбытовая компания" (далее - ОАО "ПСК") и Государственным дошкольным образовательным учреждением детский сад N 70 Центрального административного района Санкт-Петербурга (далее - Учреждение детский сад N 70, Учреждение). Пункт 4.1 договора просит признать недействительным в части предоставления ОАО "ПСК" права устанавливать тарифы на электрическую энергию.
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2007 г. исковые требования удовлетворены в части исковых требований о признании недействительными положений пункта 4.1 договора. В остальной части иска отказано.
ОАО "ПСК" обратилось с апелляционной жалобой на решение суда в части удовлетворения исковых требований, в которой указывает на неправильное применение норм материального права, что привело к принятию неправильного решения. В обоснование своих доводов податель жалобы ссылается на следующие обстоятельства.
Возможность применения в договоре энергоснабжения нерегулируемых и свободных цен предусмотрена Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ (далее - Закон N 41-ФЗ) и Постановлением Правительства Российской Федерации N 109 от 26.02.2004 г.
Установленный договором порядок определения тарифов соответствует Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Жалоба рассматривается без участия сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела в порядке, установленном 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд установил несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, что привело к принятию неправильного решения.
Пункт 4.1 договора энергоснабжения N 31298 от 18.01.2007 г., заключенный между ОАО "ПСК" и Учреждением детский сад N 70 устанавливает обязанность Учреждения оплачивать потребленную энергию по регулируемым ценам (тарифам) и свободным (нерегулируемым) ценам. По тарифу оплачивается объем энергии, рассчитанный Гарантирующим поставщиком в соответствии с правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) и правилами розничных рынков электрической энергии, исходя из объемов покупки электрической энергии по регулируемой цене на оптовом рынке.
Остальной объем электроэнергии (мощности) оплачивается потребителем по свободной цене в рамках предельного уровня нерегулируемой цены на розничных рынках, рассчитываемой за расчетный период Гарантирующим поставщиком.
Таким образом, оспариваемый прокурором пункт договора не предоставляет ОАО "ПСК" права устанавливать тарифы на электрическую энергию, но предусматривает порядок определения объемов электрической энергии, оплачиваемой по регулируемым и свободным ценам.
Установление в договоре порядка определения объема энергии, оплачиваемой по свободным ценам, необоснованно квалифицировано прокурором как установление тарифов. Кроме того, прокурор неправомерно именно собственную оценку положения договора указал в просительной части иска с требованием о признании положений договора в редакции собственной оценки недействительными.
Иск прокурора не содержит требований о признании недействительными положений договора в редакции текста договора.
Пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 названного Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Согласно статье 2 Закон N 41-ФЗ государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и (или) тепловую энергию и (или) их предельных уровней. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам (статья 6 Закона).
Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по утверждению основных положений функционирования оптового рынка и основных положений функционирования розничных рынков; по утверждению основ ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике. В пределах своей компетенции Правительство Российской Федерации постановлением от 31.08.2006 N 530 утвердило Правила.
В пункте 106 Правил определено, что на розничных рынках электрическая энергия (мощность) поставляется потребителям (обслуживающим их покупателям) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, к числу покупателей которых относятся граждане-потребители и (или) приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей (покупателей), в объеме, приобретаемом соответствующими организациями по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом и розничных рынках.
В соответствии с пунктом 108 Правил поставка электрической энергии гражданам-потребителям и приравненным к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группам (категориям) потребителей (покупателей) в объеме всего фактического потребления осуществляется по регулируемым ценам (тарифам).
Электрическая энергия (мощность) сверх объемов, поставляемых покупателям по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с пунктом 106 настоящих Правил, оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках (пункт 109).
Приказом Федеральной службы по тарифам N 20-э/2 от 06.08.2004 г. утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (далее - Методические указания).
Пунктом 27 Методических указаний установлены следующие тарифные группы потребителей электрической энергии (мощности):
1 группа - базовые потребители;
2 группа - население;
3 группа - прочие потребители.
Аналогично 2 группе "население" рекомендуется производить расчет тарифов для населенных пунктов, рассчитывающихся по общему счетчику на вводе; жилищных организаций, потребляющих электроэнергию на технические цели жилых домов; садоводческих товариществ, дачно-строительных, гаражно-строительных и гаражных кооперативов, автостоянок, общежитий, жилых зон при воинских частях и исправительно-трудовых учреждениях, объединенных хозяйственных построек граждан (погреба, сараи), рассчитывающихся по общему счетчику на вводе, а также содержащихся за счет прихожан религиозных организаций.
Учреждение не входит в число потребителей, приравненных к населению (гражданам-потребителям).
На основании изложенного расчеты между Учреждением и ОАО "ПСК" за отпущенную сверх установленных нормативов электроэнергию должны производиться исходя из регулируемых цен, а также свободных (нерегулируемых) цен в соответствии с пунктом 109 Правил.
Пунктами 109 - 111 Правил установлен механизм расчета нерегулируемых цен, что в системном толковании со статьей 2 Закона N 41-ФЗ указывает на их императивный характер.
Таким образом, законодателем установлена возможность ограничения свободного определения сторонами некоторых условий договора путем установления императивных норм, в том числе в отношении цены договора энергоснабжения. Согласно статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами. Поскольку положения пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации о применении цен, устанавливаемых или регулируемых уполномоченными на то государственными органами, являются императивными, оплата Учреждением стоимости поставленной истцом сверх предусмотренных объемов электроэнергии должна производиться по ценам, определенным с учетом пункта 109 Правил.
В связи с этим апелляционный суд не может согласиться с доводом прокурора о том, что применение нерегулируемых тарифов при исполнении договора энергоснабжения невозможно.
Пункты 106 - 109 Правил находятся в разделе VII Правил, который вступил в силу с 01.09.2006 г. и подлежали применению к взаимоотношениям сторон на дату заключения договора.
С учетом перечисленных обстоятельств апелляционный суд не установил наличия в договоре оспариваемых прокурором положений и несоответствия пункта 4.1 договора положениям нормативных актов, регулирующих вопросы энергоснабжения.
Исковые требования прокурора о признании недействительными положений договора, содержащиеся в пункте 4.1, удовлетворению не подлежат.
В остальной части решение суда не является предметом апелляционного обжалования и отмене либо изменению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, частью 1 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2007 г. отменить в части удовлетворения исковых требований и взыскания с ответчиков в доход Федерального бюджета РФ государственной пошлины. Принять новый судебный акт. В иске отказать. Возвратить ОАО "Петербургская сбытовая компания" из Федерального бюджета РФ 1000 руб. госпошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.Г. Медведева |
Судьи |
В.Б. Слобожанина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-25057/2007
Истец: Заместитель прокурора города
Ответчик: ОАО "Петербургская сбытовая компания", Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 70 Центрального административного района Санкт-Петербурга
Кредитор: УФНС России по Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
11.03.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1556/2008