г. Санкт-Петербург
17 марта 2008 г. |
Дело N А56-46706/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семиглазова В.А.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Лущаевым С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1218/2008) Межрайонной инспекции ФНС N 16 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.12.2007 года по делу N А56-46706/2007 (судья Спецакова Т.Е.),
по заявлению ООО "МегаАльянс"
к Межрайонной инспекции ФНС N 16 по Санкт-Петербургу
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: Ковалева Е.Б. - доверенность от 01.11.2007 года;
от ответчика: Кузьминская Т.В. - доверенность от 28.08.2007 года N 17-01/30220;
установил:
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.12.2007 года удовлетворены требования ООО "МегаАльянс" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС N 16 по Санкт-Петербургу от 07.11.2007г. N 06-05/39121 об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость.
В апелляционной жалобе Инспекция просит решение отменить, полагает, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Общества просил оставить решение без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил:
Заявитель представил в налоговый орган декларацию по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов за май 2007 года и документы, предусмотренные ст. 165 Налогового кодекса РФ.
Межрайонной инспекцией ФНС России N 16 по Санкт-Петербургу проведена камеральная проверка налоговой декларации ООО "Мега-Альянс" по вопросу обоснованности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость и налоговых вычетов за май 2007 года.
По результатам проверки принято решение N 06-05/39121 от 07.11.2007 г., которым Обществу отказано в возмещении НДС из бюджета в сумме 123 167 руб. и признано необоснованным применение ставки 0 процентов при реализации товаров в сумме 73 284 148 руб.
В обоснование решения Инспекция сослалась на то, что товары вывозились с территории РФ в таможенном режиме "реэкспорта" (ЭК11), в связи с этим применение ставки 0 процентов неправомерно, поскольку реализация на экспорт в мае не осуществлялась.
В апелляционной жалобе налоговый орган также ссылается на то, что п. 1 ст. 164 НК РФ содержит закрытый перечень операций, подлежащих обложению по ставке "0" процентов. По реэкспорту товаров применение ставки 0 процентов неправомерно.
Апелляционная инстанция отклоняет данную позицию налогового органа по следующим основаниям.
Согласно пп. 1 п.1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.
Налоговый орган не оспаривает факт представления заявителем необходимого пакета документов, предусмотренного вышеуказанной нормой, указав при этом на необоснованность применения ставки 0 процентов при исчислении НДС.
Заявитель, в соответствии с Дистрибьюторским договором б/н от 10.03.2006 г. приобретает телефонные аппараты Samsung для целей дальнейшей перепродажи розничным и оптовым покупателям. Право собственности на товар переходит к покупателю в момент передачи ему товара перевозчиком, при этом условие поставки товара, предусмотренные вышеуказанным договором, - CIP Санкт-Петербург (ИНКОТЕРМС 2000). Часть ввозимой партии товара оформлялась заявителем в таможенном режиме реэкспорта.
В налоговом законодательстве отсутствует определение понятия "реэкспорт", поэтому согласно п.1 ст.11 НК РФ следует обратиться к нормативным актам иных отраслей законодательства, в которых оно содержится. В силу ст. 239 Таможенного кодекса РФ под реэкспортом товаров понимается вывоз, ранее ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации товаров, за ее пределы.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что вывоз товаров в таможенном режиме реэкспорта не предполагает их обратного ввоза и является разновидностью экспорта.
В соответствии с пп. 3 п.1 ст. 151 НК РФ при помещении товаров при их ввозе на таможенную территорию Российской Федерации под таможенный режим реэкспорта НДС не уплачивается.
Статья 151 НК РФ является специальной нормой, регламентирующей особенности и порядок налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации. В силу подпункта 1 пункта 2 ст. 151 НК РФ при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта налог не уплачивается. В соотношении со ст. 151 НК РФ, статья 164 НК РФ "Налоговые ставки" является нормой, устанавливающей общий порядок налогообложения при осуществлении различных операций.
Следовательно, в соответствии с вышеприведенными нормами закона заявитель, оформляя товар при его ввозе в таможенном режиме "реэкспорт" НДС не уплачивал в силу закона.
В соответствии с пп.2 п.2 ст. 151 НК РФ при вывозе товаров за пределы таможенной территории РФ в таможенном режиме реэкспорта уплаченные при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации суммы налога возвращаются налогоплательщику в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ.
Как правильно указал суд первой инстанции, положения приведенной нормы закона предусматривают возврат сумм налога в случае, когда таможенный режим реэкспорта заявляется как завершающий. То есть, при ввозе товара на таможенную территорию РФ налогоплательщик заявляет иной таможенный режим, нежели реэкспорт и, соответственно, уплачивает НДС в соответствии с другим таможенным режимом. Заявитель не менял таможенный режим ни при ввозе товара на таможенную территорию РФ ни при вывозе товара с таможенной территории РФ. То есть, таможенный режим реэкспорт были единственным заявленным заявителем и разрешенным таможенными органами в соответствии со ст. 157 Таможенного кодекса РФ. Следовательно, пп.2 п.2 ст. 151 НК РФ в настоящей ситуации применяться не может, так как в силу закона НДС не уплачивается изначально.
Кроме того, в силу ст. 146 объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров. В налоговом законодательстве отсутствуют определения понятий "экспорт" и "реэкспорт", поэтому согласно п.1 ст. 11 НК РФ следует обратиться к нормативным актам иных отраслей законодательства, в которых оно содержится. В силу п.29 ст. 2 Федерального закона N 164-ФЗ от 08.12.2003 г. "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" под экспортом товара понимается "вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе".
Следовательно, основной признак экспортной операции - факт вывоза товаров за пределы территории РФ. Таким образом, налогом на добавленную стоимость облагается экспортная операция, а не таможенный режим, то есть операция по реализации товаров за пределы таможенной территории РФ.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного суда от 04.04.2006 г. N 98-О, при реализации товаров на экспорт право налогоплательщика на применение ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость возникает в силу заключения сделки с иностранным контрагентом, обязанность по уплате налога на добавленную стоимость у которого отсутствует. Следовательно, сумма налога, уплаченная контрагентам налогоплательщика на территории Российской Федерации, не включается в стоимость товара, отправленного на экспорт, и должна быть возмещена налогоплательщику из бюджета. Данные положения Налогового кодекса Российской Федерации направлены на стимулирование развития внешнеторгового оборота и создание наиболее выгодных и благоприятных условий для совершения экспортных сделок.
Факт вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации подтвержден представленными в налоговый орган и в материалы дела грузовыми таможенными декларациями с соответствующими отметками таможенных органов.
Материалами дела подтверждается, что все условия, предусмотренные главой 21 НК РФ для применения ставки 0 процентов при исчислении НДС, налогоплательщиком выполнены.
При таком положении судом первой инстанции полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, решение арбитражного суда принято без нарушения норм материального и процессуального права.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции подлежат оставлению на ответчике.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.12.2007 года по делу N А56-46706/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
В.А. Семиглазов |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-46706/2007
Истец: ООО "МегаАльянс"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N16 по Санкт-Петербургу