г. Санкт-Петербург
31 марта 2008 г. |
Дело N А26-6912/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 марта 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Згурской М.Л., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Севериной Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2030/2008) ГУ РК "Олонецкий лесхоз" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.01.2008 по делу N А26-6912/2007 (судья Мещерякова К.И.),
по иску (заявлению) Государственного учреждения Республики Карелия "Олонецкий лесхоз"
к Закрытому акционерному обществу "Комилесзаготпром"
о взыскании 101152 руб. 80 коп.
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен - уведомление N 669191)
от ответчика (должника): Дегтев А.Ю. (дов. от 21.02.2008)
установил:
Государственное учреждение Республики Карелия "Олонецкий лесхоз" (далее - истец, Лесхоз) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о взыскании с Закрытого акционерного общества "Комилесзаготпром" (далее - ответчик, Общество) неустойки в размере 101 152,80 руб. за нарушение лесохозяйственных требований при осуществлении лесопользования по лесорубочному билету N 533 от 29.12.2006.
Решением суда от 22.01.2008 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе, Лесхоз просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебных акт об удовлетворении заявленных истцом требований. Податель жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что первичные материалы дела (ведомость перечета деревьев) составлены в конторе без выезда на делянку. Проведение плановой промежуточной проверки соблюдения лесного законодательства проведено государственным лесным инспектором в соответствии с пунктом 8 Положения об осуществлении государственного лесного контроля (надзора). Лесхозом в одностороннем порядке был осуществлен выезд на делянку. По результатам плановой промежуточной проверки соблюдения лесного законодательства Лесхозом был составлен акт от 24.07.2008, на основании которого Обществу было направлено уведомление о необходимости явки в контору лесхоза для составления протокола. Представитель Общества на составление протокола не явился.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в связи с чем, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть жалобу в его отсутствии.
Представитель Общества апелляционную жалобу отклонил и просит оставить без изменения решение суда первой инстанции, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды участков лесного фонда N 4 от 20.11.2006 года, заключенного между ФГУ "Олнецкий лесхоз" и ЗАО "Комилесзаготпром", последнему выдан лесорубочный билет N 533 от 29.12.2006 года со сроком окончания заготовки и вывоза древесины до 29.12.2007 года. На основании выданного билета Общество производило промежуточную выборочную-проходную рубку по пням в квартале 140, делянка 2 Обжанского лесничества.
24.07.2007 года лесничим Обжанского лесничества проведена промежуточная проверка рубок, в ходе которой установлено, что "в результате разработки лесосеки выявлен факт рубки деревьев, не подлежащих рубке", о чем составлен акт от 24.07.2007 года, подписанный лесничим Андреевым И.Н., лесниками Андреевым А.В. и Емельяновым В.В.
01.08.2007 года в адрес Общества Лесхозом направлено извещение о выявленных нарушениях лесохозяйственных требований и необходимости явки для составления протокола на 17.08.2007 года к конторе Лесхоза.
Представитель Общества на составление протокола не явился, в связи с чем, Лесхозом в одностороннем порядке 17.08.2007 года составлены протокол о нарушении, ведомость материально-денежной оценки делянки, перечетная ведомость и расчет неустойки от нарушения лесохозяйственных требований. Руководствуясь пунктом 72 Правил отпуска древесины на корню в лесах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.06.1998 N 551 (далее -Правила), Лесхоз начислил Обществу неустойку в размере 101 152,80 руб.
Претензионное письмо от 29.08.2007 года о добровольной уплате неустойки в течение месяца со дня получения претензии, Обществом оставлено без удовлетворения, в связи с чем, Лесхоз обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что представленные Лесхозом акт промежуточной проверки от 24.07.2007, не содержащий сведений об объемах лесонарушений, протокол от 17.08.2007, ведомость материально-денежной оценки делянки, перечетная ведомость, составленные Лесхозом в одностороннем порядке без выезда на место проведения рубок, не являются доказательствами, подтверждающими факт допущенных Обществом лесонарушений и правомерности взыскания неустойки.
Выслушав мнение представителя Общества, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба Лесхоза не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 62 Правил Лесхозы осуществляют систематический контроль за соблюдением лесопользователями требований настоящих Правил. После окончания срока действия лесорубочного билета производится освидетельствование мест рубок и подсочки древостоев в порядке, установленном Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
Согласно пункту 64 правил о дне проведения освидетельствования количества заготовленной древесины, мест рубок и находящихся в подсочке древостоев лесопользователь извещается письменно лесхозом или лесничеством.
Если лесопользователь уклоняется от участия в проведении освидетельствования мест рубок и (или) находящихся в подсочке древостоев, освидетельствование может быть проведено лесхозом в одностороннем порядке с извещением лесопользователя о дне его проведения. Акт освидетельствования высылается лесопользователю, и требования этого акта являются для него обязательными.
По результатам освидетельствования мест рубок и подсочки древостоев составляется акт, который подписывается лесопользователем и лесхозом и в случае выявления нарушений служит основанием для начисления неустоек и является официальным документом при рассмотрении в судах дел о взыскании неустоек за нарушения требований настоящих Правил.
Из смысла приведенных норм следует, что освидетельствование может быть проведено в одностороннем порядке только в случае уклонения от участия в проведении освидетельствования. Как следует из материалов дела, Общество о проведении освидетельствования извещено не было.
Следовательно, акт, составленный Лесхозом в одностороннем порядке, не может являться доказательством совершения ответчиком вменяемого ему нарушения.
Ссылка подателя жалобы на то, что проведение в одностороннем порядке плановой промежуточной проверки соблюдения лесного законодательства осуществлено государственным лесным инспектором в соответствии с пунктом 8 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 N 394, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Согласно пункту 8 указанного Положения государственные лесные инспектора при осуществлении государственного лесного контроля и надзора имеют право: осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства; составлять по результатам проверок акты. В соответствии с пунктом 12 Положения проведение государственного лесного контроля и надзора осуществляется в форме проверок в соответствии с планами, утверждаемыми Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, ее территориальными органами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Лесхозом не представлены доказательства наличия плана, утвержденного Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, ее территориальными органами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для проведения данной проверки.
Кроме того, пунктом 16 Положения установлено, что мероприятия по государственному лесному контролю и надзору проводятся с соблюдением требований Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".
В соответствии со ст. 7 Закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица.
Из материалов дела также следует, что распоряжение (приказ) о проведении проверки руководителю Общества предъявлено не было, что также свидетельствует о нарушении Лесхозом процедуры проведения проверки соблюдения лесного законодательства.
Кроме того, ни Правилами отпуска древесины на корню в лесах РФ, ни Положением об осуществлении государственного лесного контроля и надзора не предусмотрено проведение промежуточной проверки.
Поскольку Общество надлежащим образом не было извещено о проведении проверки соблюдения лесохозяйственных требований, то составленный по результатам данной проверки акт не может являться доказательством нарушения Обществом лесохозяйственных требований и служить основанием для взыскания неустойки.
Судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что представленный акт промежуточной проверки не содержит сведений об объемах осуществленной Обществом незаконной рубки древесины, необходимых для определения размера неустойки.
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд считает, что решение принято судом первой инстанции с учетом всех обстоятельств дела, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем, оснований для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.01.2008 по делу N А26-6912/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Государственного учреждения Республики Карелия "Олонецкий лесхоз" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб. за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-6912/2007
Истец: Государственное учреждение Республики Карелия "Олонецкий лесхоз"
Ответчик: Закрытое акционерное общество "Комилесзаготпром"
Третье лицо: Межрайонная инспекция ФНС России N5 по Республике Карелия
Хронология рассмотрения дела:
31.03.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2030/2008