г. Санкт-Петербург
04 апреля 2008 г. |
Дело N А21-6270/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей Н. И. Протас, Н. О. Третьяковой
при ведении протокола судебного заседания: О. В. Енисейской
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-257/2008) (заявление) МУП МО "Знаменское сельское поселение" ЖКХ на решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.11.2007 по делу N А21-6270/2007 (судья И. С. Сергеева),
по иску (заявлению) Управления по технологическому и Экологическаому надзору Ростехнадзора по Калининградской области
к МУП МО "Знаменское сельское поселение "ЖКХ"
о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 731 529,88 руб.
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен).
от ответчика (должника): не явился (извещен).
установил:
Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Калининградской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о взыскании с муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Муниципального образования "Знаменское сельское поселение "Жилищно-коммунальное хозяйство" (далее - Предприятие) платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2 кварталы 2007 года в размере 731 529,88 руб.
Решением от 14.11.2007 суд удовлетворил заявление.
В апелляционной жалобе Предприятие просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального права. По мнению подателя жалобы, судом не учтено, что предприятие несет обязанности по исчислению и перечислению платы за загрязнение окружающей среды только в объеме, приходящемся непосредственно на его деятельность.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явились. Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, поскольку они извещены надлежащим образом, а материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть дело без их участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Управление обратилось к Предприятию с требованием от 24.08.2007 N 4071 об уплате в добровольном порядке платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 1 и 2 кварталы 2007 в сумме 731 529,88 руб. (за 1 квартал 2007 год - 556 461 руб. 09 коп., за 2 квартал 2007 года - 270 047 руб. 27 коп.), расчет которых произведен Федеральным государственным учреждением "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу" - "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Калининградской области". Требованием Предприятию предложено уплатить вышеуказанные платежи в течение пяти дней с момента его получения.
В связи с тем, что Предприятие в указанный в требовании от 24.08.2007 срок не перечислило платежи за негативное воздействие на окружающую среду, Управление обратилось с заявлением в суд.
Суд, удовлетворяя заявление, указал, что поскольку исходя из осуществляемых Предприятием видов деятельности, оно оказывает вредное воздействие на природную среду, ответчик в соответствии положениями Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N7-ФЗ) обязан осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ размещение отходов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, является платным.
Взимание платы с природопользователей за загрязнение окружающей природной среды также предусмотрено статьей 28 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" и статьей 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
По смыслу пункта 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т.д.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду согласно пункту 3 статьи 16 Закона N 7-ФЗ устанавливается законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок), который в соответствии с пунктом 1 Порядка распространяется на организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стандартных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия.
Пунктом 2 Порядка устанавливаются два вида базовых нормативов платы: за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов; за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). При этом базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), ввиду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения.
В соответствии с пунктом 5 Порядка плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
Пунктом 6 Порядка определено, что при отсутствии у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная и плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 Порядка.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О подтверждена юридическая сила постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, которое сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как не противоречащее Конституции Российской Федерации.
Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344.
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду производится природопользователями в соответствии с Порядком по утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23.05.2006 N 459 форме расчета платы и Порядку заполнения и представления такой формы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с уставом Предприятия основными видами его деятельности является эксплуатация центральных систем питьевого водоснабжения и систем водоотведения округа; сбор, вывоз мусора, утилизация отходов производства и потребления; содержание жилого и нежилого фонда и прочее.
Поскольку в процессе осуществления указанных видов деятельности Предприятие оказывает вредное воздействие на природную среду посредством осуществления выбросов в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов, Предприятие в соответствии с требованиями Закон N 7-ФЗ обязано согласовывать лимиты предельно допустимых выбросов в окружающую среду и производить плату за указанные виды воздействия на природную среду.
В соответствии с Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов России от 26.01.1993, природопользователи, осуществляющие размещение бытовых отходов от населения, вправе получить освобождение от платы за размещение отходов от населения только при условии, что они имеют оформленные разрешения на размещение отходов и не превышают установленные допустимые нормативы (пункт 7.6) и при размещении этих отходов на полигонах обеспечивают обустройство и эксплуатацию последних на основе действующих правил (пункт 7.5.2).
Названные условия Предприятием не соблюдены, а потому отсутствуют основания для освобождения его от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
При этом, о разногласиях по порядку расчетов суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, представленных Управлением, Предприятием не заявлено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно взыскал с Предприятия плату за негативное воздействие на окружающую среду и оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269 п.1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.11.2007 по делу N А21-6270/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-6270/2007
Истец: Управление по технологическому и Экологическаому надзору Ростехнадзора по Калинингардской области
Ответчик: МУП МО "Знаменское сельское поселение "ЖКХ"
Хронология рассмотрения дела:
04.04.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-257/2008