г. Санкт-Петербург
04 апреля 2008 г. |
Дело N А42-5755/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Баркановой Я.В.
судей Сериковой И.А., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Марченковой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2169/2008) ООО "Региональное страхование"
на решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.01.2008 по делу N А42-5755/2007 (судья М.В. Торба), принятое
по иску ООО "Региональное страхование"
к ООО "Норд-Кап"
о взыскании 1 281 656 руб.,
при участии:
от истца: Милютин С.Ю., доверенность от 10.09.2007
от ответчика: не явился, извещен
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Региональное страхование" (далее - Истец, Страховщик) обратилось с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Норд-Кап" (далее - Ответчик, Общество) о взыскании в порядке суброгации 1 281 656 руб., выплаченных Истцом в качестве страхового возмещения Компании "Maskall Trading Inc." (далее - Компания).
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 14.01.2008 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Истец просит решение арбитражного суда отменить, иск удовлетворить, ссылаясь на то, что ответственность Общества основана на заключенном с Компанией договоре. Факт повреждения груза подтвержден сюрвейерским отчетом, не исключившим вину Общества в повреждении груза. По условиям заключенного между Ответчиком и Компанией договора Истец считает Общество ответственным за несоответствие состояния судна требованиям, обеспечивающим сохранность груза при перевозке.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Истца доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Ответчика в судебное заседание апелляционного суда не явился, дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и заслушав мнение представителя Истца, апелляционный суд установил следующее.
01 февраля 2005 года между Обществом в качестве судовладельца и Компанией в качестве фрахтователя заключен договор N 1 субтайм - чартер, согласно которому судовладелец сдает, а фрахтователь арендует судно М-1031 "Свирь" на период с 01.03.2005 до 05.02.2007г.
В ноябре 2006 года в рефрижераторные трюмы судна была погружена рыба с условием перевозки по маршруту Баренцево море - порт Марин (Испания).
14 декабря 2006 года по прибытии в порт Марин (Испания) после вскрытия трюмов было обнаружено, что часть груза, перевозимого в трюме N 2, была повреждена в результате подмочки водой нижних штабельных рядов упаковок с рыбой, с дефростацией последней. Представителями сюрвейерской компании "Sircai Vigo, S.L." было произведено обследование состояния груза, по результатам которого было составлено заключение о размере ущерба и возможных причин его возникновения. Как следует из заключения, общее количество поврежденной рыбы составило 19470 кг (из них треска замороженная 2+ - 1110 кг, треска замороженная 1+ - 18360 кг). По мнению сюрвейера, попадание воды происходило со стороны правового борта корпуса судна, так как в кормовой части у правого борта все ящики имели вкрапления прессованной пробки, используемой в качестве изоляционного материала.
В обоснование иска Истец ссылается на то, что 27.11.2006 заключил с Компанией договор N 10DV/0260011 страхования грузов. По указанному договору была застрахована, принадлежащая Компании замороженная рыба в упаковке. Страховая сумма составила 1 234 255,57 долларов США. В результате повреждения груза в процессе перевозки Истец 28.02.2007 платежным поручением N 1 выплатил Компании страховое возмещение в размере 50230,67 долларов США. Настоящий иск заявлен Истцом в соответствии со статьями 965 Гражданского кодекса Российской Федерации в порядке суброгации.
По мнению апелляционного суда, арбитражный суд первой инстанции правомерно отказал Истцу в удовлетворении иска ввиду следующего.
В соответствии со статьей 3 части II субтайм - чартера в обязанности Ответчика входило приведение судна в мореходное состояние к моменту его передачи Компании. При этом в силу статьи 12 части II субтайм - чартера ответственность судовладельца могла наступить только за задержки в сдаче судна и за задержки во время действия настоящего чартера, а также за потери или повреждения грузов на борту судна, если таковые задержки или потери были вызваны недостаточным старанием со стороны судовладельца в том, чтобы сделать судно мореходным и подготовленным к рейсу.
Передача судна оформлялась сторонами приемо-сдаточным актом от 28.02.2005. При этом судно М-1031 "Свирь" было передано Компании без каких-либо задержек в его сдаче и в мореходном состоянии, что подтверждается также отчетом сюрвейера от 28.02.2005.
В соответствии со статьей 4 части II субтайм - чартера Компания обязана обеспечивать погрузку, тримминг, укладку, выгрузку, счет и сдачу грузов. При этом в силу статьи 9 части II субтайм - чартера Общество не несет ответственности за недостачу, смешение груза, маркировку, число мест, тарированных грузов, а также за повреждение груза или по искам, вызванным плохой укладкой или иными причинами.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Ответчик не является лицом, ответственным за повреждения, причиненные грузу на борту судна в период его эксплуатации Компанией.
Апелляционный суд не может согласиться с доводом Истца о том, что фактические отношения между Ответчиком и Компанией свидетельствуют о наличии между ними договора морской перевозки, по которому Ответчик является перевозчиком.
Договоры перевозки и аренды транспортного средства с экипажем различно регулируются гражданским законодательством, в том числе как Гражданским кодексом Российской Федерации, так и Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации.
В соответствии со статьями 632 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.
При этом согласно статье 198 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации по договору фрахтования судна на время (тайм - чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.
В Гражданском кодексе Российской Федерации и Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации обеспечивается четкое дифференцированное регулирование чартера как вида договора морской перевозки с условием предоставления для перевозки груза всего судна, его части или определенных судовых помещений (п.2 ст. 115 КТМ РФ) и договора фрахтования судна на время (тайм - чартера) с экипажем (ст. 198 КТМ РФ).
Поскольку Истцом не подтвержден факт принятия Ответчиком к перевозке от Компании определенного количества мест груза, договором не установлены наименование груза, срок и место его доставки, а из материалов дела следует, что Компании было передано на время само судно и услуги экипажа, апелляционный суд считает, что между сторонами был заключен договор субтайм - чартера, не являющийся договором на перевозку груза.
Ответственность Ответчика по договору субтайм - чартера предусмотрена исключительно условиями последнего и отличается от объема ответственности перевозчика.
Апелляционным судом не принимается довод Истца о том, что повреждение груза связано с ненадлежащим исполнением Ответчиком обязанности по поддержанию судна в мореходном состоянии.
В материалах дела отсутствуют допустимые доказательства того, что порча рыбопродукции связана с дефектами судна, а не была вызвана действиями (или бездействием) со стороны Компании.
Указанная в сюрвейерском отчете причина ущерба не позволяет определить лицо, виновное в порче груза.
Арбитражным судом первой инстанции правомерно указано на то, что в момент передачи судна в аренду Компании последнее находилось в мореходном состоянии, что подтверждается актом приемки-передачи судна от 28.02.2005.
Доказательств уклонения Ответчика от ремонта судна в случае возникновения в этом необходимости, а также доказательств обращения Компании к Ответчику об устранении дефектов судна Истцом не представлено.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.01.2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Я.В. Барканова |
Судьи |
И.А. Серикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-5755/2007
Истец: ООО "Региональное страхование"
Ответчик: ООО "Норд Кап"
Хронология рассмотрения дела:
04.04.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2169/2008