г. Санкт-Петербург
11 апреля 2008 г. |
Дело N А42-6734/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б. Семеновой
судей И.Б. Лопато, И.Г. Савицкой
при ведении протокола судебного заседания: Т.Н. Светловой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1655/2008) ТУ ФС финансово-бюджетного надзора в Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.01.2008 по делу N А42-6734/2007 (судья Л.П. Соломонко),
по иску (заявлению) ООО "Ковдорслюда"
к ТУ ФС финансово-бюджетного надзора в Мурманской области
о признании незаконным и отмене постановления от 08.11.07 N 79-НН
при участии:
от истца (заявителя): не явился (уведомлен - почтовое уведомление N 68148)
от ответчика (должника): не явился (уведомлен - почтовое уведомление N 68150)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ковдорслюда" (далее - Общество), изменив в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предмет и основание заявленных требований, обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области (далее - Управление) от 08.11.2007 N 79-НН, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административным правонарушении (далее - КоАП РФ).
Решением от 11.01.2008 суд удовлетворил требования Общества.
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, в связи с несоответствием вывода, изложенного в решении суда, о недоказанности в действиях (бездействии) Общества состава вмененного административного правонарушения, фактическим обстоятельствам дела.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, не явились, от Управления поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, ходатайство судом удовлетворено. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 5 по Мурманской области (далее - Инспекция) при проверке вопроса соблюдения валютного законодательства выявлены факты, свидетельствующие о совершении Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
В ходе проверки Инспекцией установлено, что Общество заключило контракт от 18.01.2007 N 07-МК/83 с иностранной фирмой "Chhaperia International company" (Индия), согласно которому поставляло на экспорт товар - слюду флогопит, в уполномоченном банке - филиале Акционерного коммерческого Сберегательного банка России - Апатитское отделение N 8017, в связи с этим был оформлен паспорт сделки N 07020003/1481/0902/1/0 (л.д.43).
17.04.2007 товар был вывезен с таможенной территории РФ по ГТД N 10207030/150307/0000161, документ, подтверждающий передачу груза в порту г. Санкт-Петербурга на борт судна - коносамент от 17.04.2007 N 33-0990897.
Справка о подтверждающих документах согласно отметке сотрудника уполномоченного банка представлена резидентом в банк паспорта сделки (ПС) 04.06 2007, то есть с нарушением срока, установленного пунктом 2.4 Положения Центрального Банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П) в размере 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории РФ (л.д.48).
18.10.2007 Инспекцией в присутствии представителя Общества - генерального директора Е.В. Трушкова, составлен протокол N 497 об административном правонарушении, согласно которому Обществом совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д.38-39).
Протокол N 497 от 18.10.2007 и другие материалы дела об административном правонарушении переданы налоговым органом для рассмотрения в Территориальное управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области.
08.11.2007 Управлением вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 79-НН, которым Общество признано виновным в совершении указанного административного правонарушения, на Общество наложен административный штраф в размере 400 МРОТ, что составляет 40 000 рублей (л.д.8-12).
Основанием для привлечения к административной ответственности явилось нарушение Обществом требований статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N173-ФЗ) и Положения N 258-П.
Общество не согласилось с постановлением административного органа и обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии события вменяемого Обществу административного правонарушения, что в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ исключает возможность привлечения юридического лица к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
В соответствии с частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям влечет административную ответственность в виде штрафа.
Согласно части 4 статьи 5 Закона N 173-ФЗ единые формы учета и отчетности по валютным операциям устанавливает Центральный Банк Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ порядок предоставления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля (для представления уполномоченным банкам) также устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
Порядок представления в уполномоченный банк подтверждающих документов и соответствующей информации установлен Положением N 258-П и Инструкцией от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И).
Пунктами 2.1, 2.2 Положения N 258-П в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением, установлена обязанность резидентов по представлению в уполномоченный банк документов, связанных с проведением валютных операций, подтверждающих факт вывоза (ввоза) товара с таможенной территории Российской Федерации, и двух экземпляров справки о подтверждающих документах.
Пунктом 2.4 Положения N 258-П установлено, что срок представления документов не должен превышать 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
Нормами Закона N 173-ФЗ различаются понятия "учет и отчетность по валютным операциям" и "документы и информация, связанные с проведением валютных операций".
Положением N 258-П и Инструкцией N 117-И на момент возникновения у Общества обязанности по представлению в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах для резидентов не установлены единые формы учета и отчетности по валютным операциям, в указанный период справка о подтверждающих документах не была отнесена к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям.
Изложенное подтверждается разъяснениями, данными в письме Центрального Банка Российской Федерации N 04-31-2/3178 от 26.07.2007г.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в письме от 20.08.2007г. N ВАС-С05/С4-1183 рекомендовал учитывать изложенную выше позицию Центрального Банка Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку справка о подтверждающих документах, на несвоевременное представление которой ссылается административный орган, в соответствии с нормативными документами Центрального Банка Российской Федерации отнесена к документам, подтверждающим совершение валютной операции, а не к формам учета и отчетности, нарушение срока представления названной справки, установленного Положением N 258-П, не образует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление Управления.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Управления.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 11 января 2008 года по делу N А42-6734/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-6734/2007
Истец: ООО "Ковдорслюда"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области
Хронология рассмотрения дела:
11.04.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1655/2008