г. Санкт-Петербург
11 апреля 2008 г. |
Дело N А56-45053/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б. Семеновой
судей И.Б. Лопато, И.Г. Савицкой
при ведении протокола судебного заседания: Т.Н. Светловой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1040/2008) МТУ технологического и экологического надзора ФС по экологическому, технологическому и атомному надзору по СЗФО
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2007 по делу N А56-45053/2007 (судья Т.А. Пилипенко),
по иску (заявлению) ОАО "Невская Мануфактура"
к МТУ технологического и экологического надзора ФС по экологическому, технологическому и атомному надзору по СЗФО
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении
при участии:
от истца (заявителя): представителя А.С. Косинова (доверенность от 01.10.07 б/н)
от ответчика (должника): представителя Д.Ю. Петрова (доверенность от 06.09.2007 б/н)
установил:
Открытое акционерное общество "Невская Мануфактура" (Далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора по Северо-Западному округу (Далее - Управление, административный орган) от 24.10.2007 N 15-3123-1362/пс о привлечении
заявителя к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Решением от 20.12.2007 суд удовлетворил заявленное Обществом требование на том основании, что обстоятельства, указанные в оспариваемом постановлении, не подтверждают наличие в действиях заявителя состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, что в силу статьи 24.5 КоАП РФ исключает привлечение лица к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обжаловало его в апелляционном порядке. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции не в достаточной степени исследовал представленные административным органом доказательства и не правомерно применил нормы права, регулирующие в первую очередь вопросы санитарно-эпидемиологического законодательства, а не природоохранного, имеющего превалирующее значение для рассмотрения данного дела.
В судебном заседании представитель Управления доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Общества возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Законность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Выслушав стороны, изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд считает, что принятый по делу судебный акт является законным и обоснованным, отмене не подлежит.
Из материалов дела следует, что 22.10.2007 Прокуратурой Кировского района в ходе проведения совместно со специалистами Управления и Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга проверки Общества на площадке N 2, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Екатерингофки, дом 19, были выявлены следующие обстоятельства:
Обществом не проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не разработан проект предельно допустимых выбросов, что является нарушением пункта 1 статьи 22 и пункта 1
статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (Далее - Закон N 96-ФЗ);
У Общества отсутствует разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, что является нарушением пункта 1 статьи 14 Закона N 96-ФЗ.
Данные обстоятельства отражены в акте от 22.10.2007 N 15-3132-1941/А (л.д.9-11), послужили основанием прокуратуре Кировского района для возбуждения 22.10.2007 дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.21 КоАП РФ в отношении Общества и направлении материалов для рассмотрения в Управление в соответствии со статьей 23.29 КоАП РФ (л.д.20-21).
24.10.2007 Управлением было вынесено постановление N 15-3123-1326/пс о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ и наложении административного штрафа в размере 40000 рублей (л.д.24-25).
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Общество оспорило постановление Управления в арбитражном суде.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований не согласиться с выводами суда, изложенными в обжалуемом решении, считает их полностью соответствующими материалам дела требованиям закона.
В соответствии с частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 1 Закона N 96-ФЗ под загрязнением атмосферного воздуха понимается поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, а под вредным физическим воздействием на атмосферный воздух - вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую природную среду.
Статья 12 Закона N 96-ФЗ устанавливает технические и предельно допустимые выбросы в атмосферный воздух, несоблюдение или превышение которых влечет ответственность.
Пунктами 1 и 3 статьи 14 названного закона предусмотрено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником и вредные физические воздействия допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ выражается в выбросе вредных веществ в атмосферный воздух или во вредном физическом воздействии на него без специального разрешения.
В нарушение пункта 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации административным органом не представлены суду доказательства того, что Общество осуществляло выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
Напротив, в акте проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды от 22.10.2007 N 15-3132-194/А, послужившем основанием для вынесения административным органом оспариваемого постановления, указано, что на территории предприятия находится котельная, которая является источником загрязнения атмосферного воздуха, на момент проверки не работает (л.д.9-11).
Наличие на территории неработающей котельной не свидетельствует о наличии в действиях Общества состава вышеуказанного административного правонарушения - выброса в атмосферный воздух вредных веществ в недопустимых концентрациях или вредного физического воздействия на него.
Так же о совершении административного правонарушения Обществом не свидетельствует факт наличия договора от 20.03.2007 N 82/27, заключенного
между ООО "Циклон Плюс" и ОАО "Невская Мануфактура", предметом которого является контроль за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу (л.д.26-28).
На момент проверки котельная не функционировала, следовательно, пробы загрязнения атмосферного воздуха административным органом не изымались, какие-либо лабораторные исследования по определению степени концентрации вредных веществ в атмосфере не проводились.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о недоказанности обстоятельств, послуживших Управлению основанием для вынесения оспариваемого постановления.
Довод апелляционной жалобы о том, что состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, является формальным, поскольку его объективную сторону составляет выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения вне зависимости от количественных и качественных показателей этих выбросов, был бы обоснованным в случае, если бы выброс вредных веществ фактически производился Обществом. Материалами дела подтверждается, что на момент проверки выбросы вредных веществ в атмосферный воздух заявителем не производились. Судом не установлено обстоятельств, которые могли бы послужить препятствием Обществу для получения необходимого разрешения либо инвентаризации выбросов вредных веществ, как то предусмотрено пунктом 1 статьи 22 и пунктом 1 статьи 30 Закона N 96-ФЗ, при функционировании котельной, находящейся на его территории. Апелляционный суд учитывает тот факт, что Обществом заключен договор N 82/27 от 20.03.2007, по условиям которого Исполнитель (ООО "Циклон Плюс") выполняет контроль за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу в соответствии с действующими нормативами и правилами.
Отсутствие проекта предельно допустимых выбросов вредных веществ (пункт 1 статьи 30 Закона N 96-ФЗ) не охватывается объективной стороной правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии доказательств, подтверждающих наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, является обоснованным.
В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является препятствием для привлечения лица к административной ответственности.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права при производстве по делу, которые привели к вынесению незаконного судебного акта, суд апелляционной инстанции не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 декабря 2007 года по делу N А56-45053/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по СЗФО без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-45053/2007
Истец: ОАО "Невская Мануфактура"
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление технологического и экологического надзора по Северо-Западному округу, Межрегиональное территориальное управление технологического и экологического надзора по Северо-Западному округу
Хронология рассмотрения дела:
11.04.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1040/2008