г. Санкт-Петербург
21 апреля 2008 г. |
Дело N А56-24285/2006 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 апреля 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей Е.А.Фокиной, Л.А.Шульги
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Денисюк М.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2925/2008) Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.02.2008 по делу N А56-24285/2006 (судья Трохова М.В.), принятое
по иску (заявлению) ОАО "Российские железные дороги"
к Балтийской таможне
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении
при участии:
от истца (заявителя): предст. Мекшун Н.В. - доверенность N Ю-11-183 от 28.12.2007
от ответчика (должника): не явился (извещен)
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании постановления Балтийской таможни (далее - таможня) от 14.02.2006 по делу об административном правонарушении N 10216000-987/2005.
Определением суда от 22.05.2006 дело передано по подсудности в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (пункт 2 части 2 статьи 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 27.09.2006 оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2007, Обществу отказано в удовлетворении заявленного требования.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.04.2007, решение от 27.09.2006 и постановление от 18.01.2007 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Решением суда от 12 февраля 2008 года заявление ОАО "Российские железные дороги" удовлетворено, оспариваемое постановление таможни признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе Балтийская таможня просит решение суда от 12.02.2008 отменить, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. По мнению подателя жалобы, выгрузка товаров совершалась с согласия и ведома должностного лица перевозчика, что подтверждается памяткой приемосдатчика N 398. О фактической передаче грузополучателю товаросопроводительных документов (включая железнодорожную накладную) свидетельствует наличие приемного акта (карточки учета экспортного груза) N 369063, который мог быть оформлен только после совершения указанных действий. Таким образом, общество своими действиями (подача вагонов под разгрузку и передача документов грузополучателю) способствовало наступлению события административного правонарушения. Кроме того, таможенный орган указывает на то, что пункт 3 статьи 88 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) имеет большую юридическую силу, чем пункт 21 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 29 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 19.06.2003 за N 4772; далее - Правила).
Представители Балтийской таможни, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Балтийской таможни.
Представитель ОАО "РЖД" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу таможни - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как усматривается из материалов дела, 30.10.2005 на территорию железнодорожной станции "Новый порт" в вагоне N 24562258 прибыл товар - алюминий нелегированный, следовавший по процедуре внутреннего таможенного транзита (далее - ВТТ) согласно транзитной декларации N 10604020/211005/0009127 и железнодорожной накладной N 91782683, перевозчиком которого от отправителя (ОАО "Братский алюминиевый завод") до получателя на границе (ОАО "Морской порт Санкт-Петербург) являлось ОАО "Российские железные дороги".
При осуществлении таможенного контроля установлено, что по прибытии товар помещен в постоянную зону таможенного контроля ЗАО "Вторая стивидорная компания" (далее - ПЗТК, ЗАО "ВСК"); с вагона N 24562258 снято "таможенное обеспечение"; товар выгружен и размещен на территории ПЗТК без разрешения таможенного органа.
Данное обстоятельство послужило основанием для возбуждения таможенным органом 01.11.2005 в отношении ОАО "РЖД" дела об административном правонарушении N 10216000-987/2005 и проведении административного расследования по признакам правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.13 КоАП РФ - разгрузка, погрузка, выгрузка, перегрузка (перевалка) и иные грузовые операции, принятие для перевозки находящихся под таможенным контролем товаров, взятие проб и образцов таких товаров либо вскрытие помещений или других мест, где могут находиться указанные товары, без разрешения таможенного органа в случаях, если такое разрешение обязательно.
По результатам административного расследования таможня 14.02.2006 вынесла оспариваемое постановление, согласно которому ОАО "РЖД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.13 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 руб. (100 МРОТ). Действия общества квалифицированы таможенным органом как выгрузка товара без разрешения таможенного органа. Причинами и условиями совершения правонарушения "явился ненадлежащий контроль руководства общества за производством выгрузки товаров, находящихся под таможенным контролем, без разрешения таможенного органа, а также ненадлежащая организация перевозчиком проведения грузовых операций с товарами, перевозимыми в соответствии с внутренним таможенным транзитом".
Не согласившись с законностью постановления таможни, ОАО "РЖД" оспорило его в арбитражный суд.
При новом рассмотрении суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из недоказанности таможенным органом состава вмененного обществу административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение Общества, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Балтийской таможни.
Частью 1 статьи 16.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за разгрузку, погрузку, выгрузку, перегрузку (перевалку) и иные грузовые операции, принятие для перевозки находящихся под таможенным контролем товаров, взятие проб и образцов таких товаров либо вскрытие помещений или других мест, где могут находиться указанные товары, без разрешения таможенного органа в случаях, если такое разрешение обязательно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) место доставки товаров при внутреннем таможенном транзите определяется таможенным органом отправления на основании сведений о пункте назначения, указанном в транспортных (перевозочных) документах. Местом доставки товаров является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения (пункт 1 статьи 92 ТК РФ). При этом товары, перевозимые из места их прибытия (статья 69 ТК РФ), доставляются в место нахождения таможенного органа (статья 405 ТК РФ).
Согласно статье 88 ТК РФ при перевозке товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом перевозчик обязан:
1) доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенным маршрутам, если они установлены или заявлены;
2) обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они использовались;
3) не допускать перегрузку, выгрузку, погрузку и иные грузовые операции с товарами без разрешения таможенных органов, за исключением перегрузки товаров на другое транспортное средство в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 89 ТК РФ.
В месте доставки товаров до завершения внутреннего таможенного транзита транспортные средства размещаются в зоне таможенного контроля. Размещение транспортных средств в зоне таможенного контроля допускается в любое время суток (пункт 4 статьи 92 ТК РФ).
В пункте 5 статьи 92 ТК РФ закреплено, что при перевозке товаров в место доставки товаров, не являющееся местом нахождения таможенного органа (пункт 6 статьи 80 ТК РФ), завершение внутреннего таможенного транзита может осуществляться без предъявления товаров таможенному органу назначения. Лицо, получившее разрешение на внутренний таможенный транзит, обязано принять товары на хранение, обеспечить недопущение совершения операций, изменяющих состояние товаров, влекущих нарушение их упаковки, пользования и распоряжения ими до тех пор, пока таможенный орган не удостоверит доставку товаров на склад временного хранения, таможенный склад или в иное место, определенное как место доставки товаров в соответствии с правилами, установленными настоящей главой. При этом товары должны быть размещены в отдельном помещении или на огражденной по периметру площадке, снабжены табличками с информацией, позволяющей их идентифицировать.
В соответствии с пунктом 1 статьи 362 ТК РФ зоны таможенного контроля создаются для целей проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением. Зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль таможенной границы, в местах производства таможенного оформления, совершения таможенных операций, в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра, в местах временного хранения, стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары, и в иных местах, определенных в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации
Осуществление производственной и иной коммерческой деятельности, перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускаются с разрешения таможенных органов и под их надзором, за исключением случаев, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. В указанных случаях доступ в зоны таможенного контроля разрешается с предварительного уведомления таможенных органов (пункт 4 статьи 362 ТК РФ).
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Из материалов дела видно, что товар следовал по процедуре ВТТ на станцию "Новый порт" в адрес ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" и был доставлен перевозчиком в зону таможенного контроля, созданную на территории ОАО "Вторая стивидорная компания", 30.10.05 в 18 час. 00 мин. Данное обстоятельство подтверждается памяткой приемосдатчика N 396 (том 1, л.д. 40). Согласно уведомлению от 30.10.05 N 396 выгрузка товара из вагона N 24562258 завершена 30.10.05 в 21 час. 00 мин. (том 1, л.д. 42).
Довод таможенного органа со ссылкой на памятку приемосдатчика N 396, о том, что выгрузка товара из вагона происходила с ведома представителя железной дороги, не подтверждается материалами дела.
Из содержания памятки приемосдатчика нельзя сделать однозначный вывод о том, что данный документ подтверждает присутствие представителя перевозчика при выгрузке товара.
Данный документ свидетельствует о помещении вагона в зону таможенного контроля и передачу вагона грузополучателю до завершения процедур таможенного оформления груза, а также о приемке вагона после завершения грузовых операций.
При этом согласно пунктам 1 и 5 параграфа 86 Инструкции по ведению станционной коммерческой отчетности от 30.12.1978 N ЦФ/3504 памятки приемосдатчика на подачу вагонов под погрузку и выгрузку формы ГУ-45 составляются на местах общего пользования при погрузке или выгрузке грузов средствами отправителя или получателя, а также на подъездных путях с безномерным способом учета простоя вагонов. При подаче вагона под погрузку и выгрузку на места общего пользования памятки составляются в двух экземплярах: один для станции и один для предприятия, организации или учреждения. Подписываются памятки приемосдатчиком и представителем предприятия, организации или учреждения дважды: первый раз при подаче вагонов под погрузку или выгрузку, второй раз при окончании погрузки или выгрузки.
Таким образом, первая подпись представителя общества на памятке приемосдатчика N 396 может свидетельствовать о помещении вагона в зону таможенного контроля и передаче его (вагона с находящимся там товаром) грузополучателю до завершения процедур таможенного оформления груза. Вторая подпись перевозчика на этой памятке подтверждает приемку им уже выгруженных вагонов. При этом, как указано в данной памятке, она составлена на основе ведомости подачи и уборки вагонов N 106383, которая, в свою очередь, основана на данных соответствующих памяток (уведомлений) уборки. Само по себе уведомление N 396 содержит лишь подпись уполномоченного агента ветвевладельца, уведомляющего об окончании выгрузки вагонов, с просьбой убрать эти вагоны локомотивом железной дороги, и не подтверждает участие представителя перевозчика (ОАО "РЖД") в выгрузке вагона.
В данном случае преждевременными действиями перевозчика может признаваться выдача грузополучателю оригинала транспортной накладной, предоставляющего ему право самостоятельно осуществлять разгрузочные операции в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем.
В соответствии с пунктом 6 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации (МПС РФ) от 18.06.03 N 29, зарегистрированных в Министерстве Юстиции Российской Федерации 19.06.03 за N 4772 для осуществления выдачи груза грузополучателю выдается оригинал транспортной железнодорожной накладной (далее - накладная) в порядке, установленном правилами заполнения перевозочных документов при перевозке грузов железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 21 названных Правил до завершения таможенного оформления не допускается выдача грузов с СВХ и распоряжение находящимися под таможенным контролем грузами, после подачи на железнодорожные пути необщего пользования организаций, не имеющих СВХ; ответственность перед таможенными органами за выгрузку грузов из вагонов, контейнеров без завершения таможенного оформления несет грузополучатель или владелец СВХ.
Выдача перевозчиком грузополучателю оригинала транспортной накладной, предоставляющего последнему право самостоятельно осуществлять разгрузочные операции, также не подтверждается материалами дела. Согласно показаниям заместителя начальника склада ЗАО "ВСК" Дуданова В.П., отраженным в оспариваемом постановлении, "у ЗАО "ВСК" основанием для выгрузки товара на склад является распечатка данных с железнодорожной накладной". Доказательств, подтверждающих преждевременную выдачу обществом именно оригинала накладной (действия перевозчика в нарушение указанных Правил), таможенным органом не представлено.
Таможня также ссылается на то, что в качестве доказательства о передаче обществом товарной накладной грузополучателю может служить карточка учета экспортного груза (приемный акт) N 369063, содержащая отметку о получении документов грузополучателем. Однако данная отметка свидетельствует о прибытии вагонов в зону таможенного контроля, а не о передаче заявителем накладной грузополучателю.
Судом апелляционной инстанции также отклоняется довод подателя жалобы о недопустимости применения пункта 21 Правил, поскольку данный пункт Правил не противоречит имеющим большую юридическую силу пункту 3 статьи 88 ТК РФ, другим положениям таможенного законодательства, части 1 статьи 16.13 КоАП РФ в их системном единстве.
Следовательно, доказательств того, что в действиях ОАО "РЖД" содержался умысел или проявлена неосторожность при осуществлении выгрузки товаров, находящихся под таможенным контролем без разрешения таможенного органа, таможней не представлено, а потому вина общества не нашла подтверждения при производстве по делу об административном правонарушении.
Недоказанность субъективной стороны вмененного лицу административного правонарушения является обстоятельством, достаточным для удовлетворения заявления об оспаривании постановления административного органа.
Таким образом, принимая во внимание отсутствие у таможни доказательств в обоснование доводов, приведенных в апелляционной жалобе, последняя подлежит отклонению.
Нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Балтийской таможни и отмены решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.02.2008 по делу N А56-24285/2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Е.А. Фокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-24285/2006
Истец: ОАО "Российские железные дороги" - филиал Октябрьская железная дорога
Ответчик: Балтийская таможня
Хронология рассмотрения дела:
21.04.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10904/2006