г. Санкт-Петербург
23 апреля 2008 г. |
Дело N А26-1778/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего В.В. Горшелева
судей Т.А. Кашиной, М.А. Шестаковой
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи В.И. Агеевой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17316/2007) ЗАО "Автомобильные перевозки" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.09.2007 года по делу N А26-1778/2007 (судья И.Б. Денисова), принятое
по иску ЗАО "Автомобильные перевозки"
к Министерству финансов Республики Карелия, Министерству финансов РФ
3-е лицо Администрация Сортавальского муниципального района
о взыскании 1 115 462, 17 рублей
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен
от ответчиков: Министерство финансов РК - Е.О. Юрков по доверенности от 31.01.2008 года N 62-12, Министерство финансов РФ - Р.Л. Янушко по доверенности от 17.01.2008 года N 1-463
от 3-го лица: представитель не явился, извещен
установил:
ЗАО "Автомобильные перевозки" в лице конкурсного управляющего обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с исковым заявлением о взыскании 1 115 462, 17 рублей, в том числе 425 033, 69 рублей суммы компенсации в счет возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот в 2004 году по внутригородским, пригородным и международным перевозкам пассажиров по ФЗ "О ветеранах", 690 428, 48 рублей по ЗРК "Об установлении звания "Ветеран труда Республики Карелия" и порядке его присвоения". В качестве ответчика по делу истец указал Министерство финансов Республики Карелия, как орган, представляющий интересы казны Республики Карелия, ссылаясь на то обстоятельство, что долг сложился в результате провоза пассажиров, имеющих право на льготу на основании Федерального закона "О ветеранах" и Закона Республики Карелия "Об установлении звания "Ветеран труда Республики Карелия" и порядка его присвоения".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, к участию в деле были привлечены Администрация Сортавальского муниципального района и Министерство финансов Российской Федерации.
Определением от 10.07.2006 года суд привлек к участию в деле в качестве второго ответчика Министерство финансов Российской Федерации.
В последующем в порядке статьи 49 АПК РФ суд по ходатайству ЗАО "Автомобильные перевозки" определением от 02.08.2007 года уменьшил размер исковых требований до 1 084 967, 17 рублей, в том числе: убытки, связанные с предоставлением льгот за 2004 год по ФЗ "О ветеранах" в сумме 404 557, 59 рублей, по ЗРК "Об установлении звания "Ветеран труда Республики Карелия" и порядке его присвоения" в сумме 680 409, 58 рублей.
В судебном заседании 06.09.2007 года в суде первой инстанции представитель ЗАО "Автомобильные перевозки" представил новый расчет суммы иска, где сумма убытков осталась прежней, но изменился период возникновения задолженности, а именно по ФЗ "О ветеранах" в сумме 404 557, 59 рублей за период с сентября (частично) по декабрь 2004 года включительно, по ЗРК "Об установлении звания "Ветеран труда Республики Карелия" и порядке его присвоения" в сумме 680 409, 58 рублей за период с апреля (частично) по декабрь 2004 года включительно.
Решением суда от 06.09.2007 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ЗАО "Автомобильные перевозки" подало апелляционную жалобу, в которой просило отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы указывает на то, что в материалах дела имеются документы, подтверждающие, что ЗАО "Автомобильные перевозки" при оказании услуг вело фактический учет пассажиров; что изложенные в обжалуемом решении выводы не соответствуют обстоятельствам дела и при вынесении решения судом были неправильно применены нормы материального права.
ЗАО "Автомобильные перевозки", Администрация Сортавальского муниципального района надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились. В соответствии с пунктом 3 статьи 156, пункта 1 статьи 266 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Представители Министерства финансов Республики Карелия, Министерства финансов Российской Федерации просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела и заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц участвующих в деле, апелляционный суд установил, что апелляционная жалоба подлежит отклонению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ЗАО "Автомобильные перевозки" является специализированным предприятием, имеющим право осуществлять перевозки пассажиров автомобильным транспортом. В 2004 году оказывало услуги по перевозке пассажиров в городском, пригородном и международном сообщении на территории Сортавальского района. В числе перевозимых пассажиров были лица, имеющие право на льготу при проезде в городском, пригородном и международном сообщении, установленную республиканскими и федеральными нормативными актами.
05.01.2004 года между Муниципальным образованием города Сортавалы (администрация) и ЗАО "Автомобильные перевозки" (предприятие) заключен договор на предоставление услуг и возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот по проезду в городском, пригородном и международном транспорте, предусмотренных Федеральными Законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О статусе Героев Советского союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы", ФЗ "О ветеранах", Законом РК "Об установлении звания "Ветеран труда" и порядке его присвоения", Указом Президента РФ "О социальной поддержке многодетных семей".
В соответствии со статьей 1 договора предприятие в соответствии с вышеперечисленными законодательными актами при оказании услуг предоставляет льготы отдельным категориям граждан по проезду в городском, пригородном и междугородном транспорте в установленных размерах. Ведет учет лиц, пользующихся данной льготой на основании данных Территориального Управления Министерства труда и социального развития г. Сортавала и данных фактического учета предприятия. Администрация производит на основании предоставляемых данных учета возмещение предприятию расходов, связанных с предоставлением льгот по проезду в городском, пригородном и междугородном транспорте в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Сортавала на указанные цели.
В целях проверки и учета понесенных затрат ЗАО "Автомобильные перевозки" должно было ежемесячно предоставлять Администрации счета на оказание фактических услуг, а также списки граждан, имеющих право на получение льготы с указанием адреса, номера правоустанавливающего документа (удостоверения) и суммы расходов, согласованных с управлением социальной защиты.
В рамках исполнения взятых на себя обязательств при осуществлении перевозок пассажиров ЗАО "Автомобильные перевозки" с мая 2004 года по городским перевозкам и с января 2004 года по пригородным и междугородним перевозкам осуществляло фактический учет перевезенных пассажиров путем составления списков кондукторами на маршрутах, где указывались цифры удостоверений и категория льготников.
ЗАО "Автомобильные перевозки" направило в адрес Администрации муниципального образования города Сортавала для возмещения счета за 2004 год на сумму 2 694 132, 26 рублей. В связи с тем, что выставленные счета были оплачены не в полном объеме ЗАО "Автомобильные перевозки" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" установлено, что расходы транспортной организации по перевозке льготников транспортом городского, пригородного и междугороднего сообщения возмещаются за счет средств бюджета субъекта РФ.
Согласно статье 4 Закона РК "Об установлении звания "Ветеран труда" и порядке его присвоения" финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот, установленных данным законом, должно осуществляться за счет средств республиканского бюджета с перечислением данных средств муниципальным образованиям.
Вместе с тем, компенсация расходов из бюджетных источников зависит от соблюдения лицом, претендующим на компенсацию, порядка выделения и расходования денежных средств, которые закрепляются в соответствующих бюджетах, а также от факта доказывания претендентом размера расходов, подлежащих компенсации.
В 2004 году на территории Республики Карелия действовал порядок выделения и расходования бюджетных средств, направляемых на возмещение льгот, предусмотренных республиканским законодательством, утвержденный Постановлением Правительства РК от 27.02.2004 года N 17-П "О мерах по реализации Закона РК "О бюджете Республики Карелия на 2004 год". Согласно данному порядку бюджетные средства в форме целевых субвенций направлялись бюджетам муниципальных образований, которые были обязаны организовать надлежащий учет и контроль расходования указанных средств, в том числе и путем заключения соответствующих договоров с организациями и предприятиями, оказывающими услуги и предоставляющими льготы. Данный контроль и учет, в частности, должен был обеспечиваться проверкой документов организаций и предприятий, претендующих на компенсацию льгот, а также представлением получателями бюджетных средств всех необходимых документов, доказывающих их фактические расходы, понесенные в связи с предоставлением льгот. В силу пункта 1 вышеназванного порядка выделения и расходования бюджетных средств, направляемых на компенсацию установленных законодательством льгот, на организации, оказывающие услуги по перевозке пассажиров, возложена обязанность учета граждан, пользующихся льготами, а также обязанность по предоставлению расчета средств на возмещение расходов. В случае отсутствия учета фактически перевезенных пассажиров такой учет может быть осуществлен по результатам проведения сезонного обследования пассажиропотоков, утвержденного полномочным органом местного самоуправления.
Из материалов дела усматривается, что сезонного обследования пассажиропотока в Сортавальском районе РК при осуществлении перевозок пассажиров в 2004 году не производилось.
Согласно пункту 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
ЗАО "Автомобильные перевозки" не представило ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции доказательств в подтверждении суммы понесенных затрат.
Представленные отчеты кондукторов, а также составленные на основании указанных отчетов сводные ведомости перевезенных пассажиров не могут расцениваться в качестве доказательств в силу того, что номера удостоверений и категорий пассажиров-льготников ничем не подтверждаются. Кроме того, представленные формы расчетов не соответствуют требованиям, закрепленным в Постановлении Правительства Республики Карелия от 27.02.2004 года N 17-П.
Суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал обстоятельства имеющие значение для дела.
Доводы апелляционной жалобы не дают оснований для отмены решения арбитражного суда, которое подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 71, 176, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.09.2007 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
В.В. Горшелев |
Судьи |
Т.А. Кашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-1778/2007
Истец: ЗАО "Автомобильные перевозки"
Ответчик: Управление Федерального казначейства Мининстерства финансов РФ по Республике Карелия, Министерство финансов РФ, Мининстерство финансов Республики Карелия, Администрация МО г. Сорталала
Хронология рассмотрения дела:
23.04.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-14450/2007