г. Санкт-Петербург
19 мая 2008 г. |
Дело N А56-33539/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Н.М. Поповой
судей Т.А. Кашиной, М.А. Шестаковой
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи А.А. Боровой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2000/2008) ОАО "РЖД" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.12.07 г.
по делу N А56-33539/2007 (судья Е.В. Кожемякина), принятое
по иску ОАО "Карельский окатыш"
к ОАО "Российские железные дороги"
о взыскании штрафа
при участии:
от истца: представителя Филимонова К.П. по доверенности от 11.10.07 г. N 5
от ответчика: не явился, извещен
установил:
ОАО "Карельский окатыш" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к ОАО "Российские железные дороги" о взыскании 67600 руб. штрафа за задержку приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования.
Решением суда от 19.12.07 г. с ответчика в пользу истца взыскано 66700 руб. штрафа, в остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "РЖД" просит решение отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы истцом не соблюден претензионный порядок; необоснованным является вывод суда о том, что составом может считаться любое количество вагонов в пределах 58, судом дано неверное толкование положениям договора об одиночной группе вагонов; судом не дана оценка доводам ответчика о невозможности принятия от истца вагонов по накладным N N 358524, 343346.
Истец заявил возражения против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве, просил решение оставить без изменения, указал, что в претензии N 23 в строке 17 ошибочно указана памятка N 4670, фактически к претензии была приложена памятка N 4675, акт N 3691, уведомление N 1405, ведомость подачи и уборки вагонов N 92173, которыми истец обосновывает свои требования по иску, таким образом, истцом соблюден претензионный порядок разрешения спора; ответчиком не представлены доказательства занятости всех путей товарными вагонами, прибывшими в адрес истца; между ОАО "Карельский окатыш" и ОАО "РЖД" осуществлены согласованные действия по передаче и приему вагонов в таком количестве, которое указано в уведомлении. ОАО "Карельский окатыш" заявило возражения против пересмотра решения только в обжалуемой части.
ОАО "РЖД", надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направило. Дело рассмотрено без его участия на основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела 01.12.2002г. между истцом и ответчиком заключен договор N 162, связанный с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути ОАО "Карельский окатыш" при станции Костомукша-товарная Октябрьской железной дороги, (при обслуживании локомотивом владельца подъездного пути), в соответствии с которым осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу (ОАО "Карельский окатыш") железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к пути N 3 станции Костомукша-товарная Октябрьской железной дороги стрелочным съездом N 24-26, локомотивом владельца.
Согласно пункту 9 указанного договора с железнодорожного подъездного пути вагоны возвращаются по мере готовности к уборке в количестве, согласованном сторонами, но не более 58 вагонов (232 оси). Возвращаемые с железнодорожного подъездного пути вагоны доставляются локомотивом владельца на свободные приемо-отправочные (выставочные) пути 3, 5-11 ст. Костомукша-тов. по уведомлению не позднее, чем за 2 часа до выставления вагонов, при этом отправительские маршруты возвращаются в полном составе, одиночные вагоны группами, не менее 5 вагонов (по согласованию со станцией передача вагонов может производиться в меньшем количестве) постановкой порожних вагонов отдельной группой.
В соответствии с пунктом 12 договора задержка приема железной дорогой вагонов, предъявленных к сдаче с подъездного пути ОАО "Карельский окатыш" по вине станции оформляется актом общей формы, на основании которого время задержки из оплачиваемого времени исключается, ответственность дороги за задержку по ее вине приема вагонов с подъездного пути ОАО "Карельский окатыш" наступает через 2 часа по получении уведомления о готовности вагонов к сдаче.
В период с 09.09.06 г. по 19.09.06 г. станцией Костомукша-Товарная задержан прием вагонов с грузами с железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих ОАО "Карельский окатыш" сверх нормативного времени, предусмотренного пунктом 12 договора.
Полагая, что задержка приема вагонов произошла по вине ОАО "РЖД", ОАО "Карельский окатыш" направило в адрес ответчика претензию N 23 об уплате штрафа в размере 78200 руб.
Отказ ОАО "РЖД" от удовлетворения претензии явился основанием для обращения ОАО "Карельский окатыш" в суд с настоящим иском.
Оценив доводы сторон, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности требований в размере 66700 руб. и отказал в остальной части иска, указав, что возврат единичных вагонов противоречит положениям договора.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчик признал исковые требования в части взыскания 9588 руб. штрафа по накладным N N 326978 (акты общей формы NN 3644, 3645), 151057 (акт N 3647), 342689, 342469 (акт N 3651), 342469 (акт N 3650). Признание части требований принято судом первой инстанции, что отражено в решении суда. В силу части 4 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые признаны, удостоверены лицами, участвующими в деле в порядке, установленном статьей 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и приняты арбитражным судом первой инстанции, не проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции.
Апелляционным судом отклоняется доводы подателя жалобы о несоблюдении истцом досудебного порядка рассмотрения спора в отношении требования, выставленного по железнодорожной накладной N 461757, поскольку в претензии N 23 (л.д. 7, т. 1) помимо номера памятки приемосдатчика указаны также номер акта общей формы, количество вагонов, момент окончания времени уведомления, момента сдачи вагонов, а также род вагонов. Сопоставив все данные, касающиеся данной накладной, указанные в претензии N 23 и в акте сверки расчетов (л.д. 46, т. 2), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в претензии N 23 допущена опечатка в указании номера памятки приемосдатчика на подачу вагонов (вместо N 4675 указан N 4670). Кроме того, в пункте 12 договора стороны предусмотрели, что задержка приема железной дорогой вагонов, предъявленных сдаче с подъездного пути ОАО "Карельский окатыш" по вине станции оформляется актом общей формы, таким образом, основанием для расчета и начисления штрафа является акт общей формы, номер которого в претензии указан верно.
Доводы подателя жалобы о невозможности принятия от истца вагонов по накладным N N 358524, 343346 отклоняются апелляционным судом как несоответствующие условиям договора, не предусматривающего освобождения от ответственности, установленной статьей 100 Устава железнодорожного транспорта, в связи с фактической невозможностью принятия вагонов от истца.
Апелляционный суд считает необоснованным вывод суда о правомерности требований истца в части взыскания штрафа за задержку приема единичных вагонов, а также групп числом менее 5.
В силу статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.
Толкуя условия договора от 01.12.02 г. в соответствии с указанной нормой, апелляционный суд приходит к выводу о том, что возможность истца возвращать вагоны в количестве менее 5 вагонов допускается только по согласованию со станцией. Такого согласования истец не представил. Несостоятельными являются доводы истца о том, что принятие перевозчиком письменного уведомления и отсутствие отказа перевозчика в приеме вагонов по причине их недостаточного количества свидетельствует о согласии дороги принять вагоны в количестве, указанном в уведомлении, поскольку уведомление не содержит явно выраженного согласия на прием указанного количества вагонов. Учитывая изложенное, санкции к ОАО "РЖД за задержку вагонов, поданных с нарушением условий договора, применению не подлежат.
Апелляционный суд полагает правомерным взыскание с ответчика штрафа в сумме 64620 руб. (исключив из заявленной суммы сумму штрафов за задержку приема единичных вагонов и вагонов группами 2-4).
Госпошлина по апелляционной жалобе распределяется между сторонами поровну.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.12.07 г. по делу А56-33539/2007 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Взыскать с ОАО "РЖД" в пользу ОАО "Карельский окатыш" 64620 руб. штрафа и 2438 руб. 60 коп. госпошлины."
Взыскать с ОАО "Карельский окатыш" в пользу ОАО "РЖД" 500 руб. госпошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.М. Попова |
Судьи |
Т.А. Кашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-33539/2007
Истец: ОАО "Карельский окатыш"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги"