г. Санкт-Петербург
13 мая 2008 г. |
Дело N А26-6193/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 мая 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семиглазова В.А.
судей Будылевой М.В., Горбачевой О.В.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Лущаевым С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3688/2008) ОАО "ЛХК Кареллеспром" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.02.2008 года по делу N А26-6193/2007 (судья Лазарев А.Ю.), принятое
по иску Государственного учреждения Республики Карелия "Пудожский лесхоз"
к ОАО "ЛХК Кареллеспром"
3-е лицо: Государственный комитет РК по лесу
о взыскании 525 161,20 руб.
при участии:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: Балакшина В.Ю. - доверенность от 24.12.2007 года;
от 3-го лица: не явился, извещен;
установил:
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 18.02.2008 года удовлетворены требования Государственного учреждения Республики Карелия "Пудожский лесхоз" о взыскании с открытого акционерного общества "Лесопромышленная холдинговая компания "Кареллеспром" неустойки за нарушение лесохозяйственных требований в сумме 525 161,20 руб.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить, полагает, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции установил:
На основании лесорубочных билетов N 126 от 03.07.2006 (л.д.13 т.1), N 129 от 04.07.2006 (л.д.14 т.1), N 267 от 19.10.2006 (л.д.15 т.1), N 158 от 07.08.2006 (л.д.98 т.1), N 214 от 11.09.2006 (л.д.99 т.1), N 53 от 07.04.2006 (л.д.100 т.1), N 128 от 03.07.2006 (л.д.37 т.2), N 129 от 04.07.2006 (л.д.38 т.2), N 425 от 14.12.2006 (л.д.104 т.2), ответчик использовал для рубок главного пользования участки лесного фонда, перечисленные в указанных лесорубочных билетах.
После окончания срока действия лесорубочных билетов Учреждение уведомило лесопользователя о проведении освидетельствования мест рубок и просило направить представителя для участия в освидетельствовании.
По результатам освидетельствования представитель Учреждения в присутствии уполномоченных представителей лесопользователя составили акты (т.1: л.д.19, 24, 30, 34, 103, 108, 113, 118, 123, 128, 133, т.2: л.д.41, 46, 55, 106) которыми зафиксированы допущенные лесопользователем нарушения.
За данное нарушение Учреждение в соответствии с пунктом 72 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.98 N 551 (далее - Правила), начислило ответчику неустойку в общем размере 525 161,20 руб., о чем в адрес общества направлены претензионные письма от 07.08.2007 (л.д.8 т.1), 09.08.2007 (л.д.10 т.1), 07.06.2007 (л.д.92,93,94 т.1), 02.08.2007 (л.д.32 т.2), 07.08.2007 (л.д.34 т.2), 07.08.2007 (л.д.102 т.2) с предложением оплатить неустойку в добровольном порядке.
Претензии получены ответчиком, что подтверждается почтовыми уведомлениями.
Поскольку претензии оставлена лесопользователем без удовлетворения, истец обратился за взысканием неустойки в судебном порядке.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что Лесной кодекс Российской Федерации с 01.01.2007 года не предусматривает ни освидетельствования мест рубок, ни начисления неустоек за нарушение лесохозяйственных требований. Правила отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации с 01.01.2007 года не подлежат применению в указанной части как противоречащие Лесному кодексу.
Апелляционная инстанция отклоняет данную позицию ответчика по следующим основаниям.
Согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 22-ФЗ от 29.01.1997) при осуществлении пользования лесным фондом лесопользователи обязаны осуществлять пользование участками лесного фонда в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации; не оставлять заготовленной древесины в местах рубок по истечении сроков ее заготовки и вывозки; соблюдать условия лесорубочного билета, выполнять другие обязанности, предусмотренные лесным законодательством Российской Федерации. Статьей 111 Лесного кодекса в названной редакции предусматривалась обязанность граждан и юридических лиц возместить вред, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Аналогичное правило закреплено в статье 100 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 200-ФЗ от 04.12.2006). Правоотношения при осуществлении лесопользования по выданным Обществу лесорубочным билетам возникли до вступления в силу Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 200-ФЗ от 04.12.2006). В силу статьи 42 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 22-ФЗ от 29.01.1997) осуществление лесопользования допускается только на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета, которые предоставляют лесопользователю право осуществлять только указанный в них вид лесопользования в установленном объеме (размере) и на конкретном участке лесного фонда; лесорубочный билет является документом, предоставляющим лесопользователю право на заготовку и вывозку древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона N 201-ФЗ от 04.12.2006 статья 42 Лесного кодекса (в редакции Федерального закона N 22-ФЗ от 29.01.1997) действует до 1 января 2009 года в части осуществления на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ.
Как следует из части 3 статьи 16 и части 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 200-ФЗ от 04.12.2006), порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется, в том числе правилами заготовки древесины, устанавливаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Правила отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551 действовали в спорный период и утратили силу только с 31.03.2008 года.
Таким образом, при осуществлении лесопользования на основании лесорубочного билета, выданного в соответствии с Лесным кодексом (в редакции Федерального закона N 22-ФЗ от 29.01.1997), лесопользователь не освобождается от исполнения обязанностей, возложенных Правилами.
Согласно пунктам 62, 63, 66 Правил лесхозы осуществляют систематический контроль за соблюдением лесопользователями требований Правил; после окончания срока действия лесорубочного билета производят освидетельствование мест рубок и подсочки древостоев; в случаях выявления нарушений требований названных Правил лесопользователям выдаются предписания по устранению этих нарушений и предъявляются требования о добровольной уплате неустойки в месячный срок. Если в указанный срок лесопользователь добровольно не уплатил неустойку, лесхоз обязан в недельный срок оформить и направить соответствующие материалы в суд для взыскания неустойки в принудительном порядке. В соответствии с пунктом 65 Правил составленный по результатам освидетельствования заготовленной древесины и мест рубок акт служит основанием для начисления неустоек и является официальным документом при рассмотрении в судах дел о взыскании неустоек за нарушения требований Правил.
Как правильно установил суд первой инстанции, представленными в материалы дела доказательствами подтверждаются факты совершения ответчиком нарушений лесохозяйственных требований. Возражений на акты освидетельствования и претензионные письма Общество не представило. В апелляционной жалобе выявленные факты нарушений лесохозяйственных требований и размер начисленной неустойки ответчик не оспаривает.
Довод ответчика о том, что Правила отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551, с 01.01.2007 года противоречили Лесному кодексу является необоснованным и не может быть принят апелляционной инстанцией.
При таком положении судом первой инстанции полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, решение арбитражного суда принято без нарушения норм материального и процессуального права.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции подлежат оставлению на ответчике.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелии от 18 февраля 2008 года по делу N А26-6193/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
В.А. Семиглазов |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-6193/2007
Истец: Государственное учреждение Республики Карелия "Пудожский лесхоз"
Ответчик: ОАО "ЛХК Кареллеспром"
Третье лицо: Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по особым производствам УФССП по РК А.В.Дмитриев, ГУ РК "Пудожское центральное лесничество", Государственный комитет РК по лесу
Хронология рассмотрения дела:
14.11.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3688/2008