г. Санкт-Петербург
26 мая 2008 г. |
Дело N А21-848/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.А.Шульга
судей Г.В.Борисовой, И.Б.Лопато
при ведении протокола судебного заседания: И.С.Калининой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4418/2008) ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 27 марта 2008 года по делу N А21-848/2008 (судья Ю.Д.Залужная), принятое
по заявлению ОАО "Российские железные дороги"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей по Калининградской области
о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении от 24.01.2008 года N 779
при участии:
от заявителя: представитель Л.Н.Алексанова доверенность 320072 от 16.02.2008 года, паспорт
от заинтересованного лица: не явился (извещен, ходатайство)
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - Общество, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 779 от 24.01.2008 года о привлечении ОАО "Российские железные дороги" к административной ответственности по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 27 марта 2008 года суд отказал в удовлетворении заявленного требования.
ОАО "Российские железные дороги" заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение Арбитражного суда Калининградской области от 27.03.2008 года по делу N А21-848/2008 отменить в части привлечения заявителя к административной ответственности по двум эпизодам АПН: 1. производственный контроль за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий путем проведения лабораторных исследований, испытаний на границе санитарно-защитной зоны не организован и не проводится; 2. нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999г. N 52-ФЗ.), выразившееся в превышении допустимых уровней шума, и прекратить производство по делу в этой части.
По мнению ОАО "Российское железные дороги", постановление N 779 не соответствует закону вследствие отсутствия субъективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, т.е. вины юридического лица в его совершении, а также объективной стороны в части такого нарушения санитарного законодательства, как отсутствие организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий путем проведения лабораторных исследований, испытаний на границе санитарно-защитной зоны.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области (далее - Роспотребнадзор), надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не направило своего представителя в судебное заседание и заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Ходатайство удовлетворено судом.
В отзыве на апелляционную жалобу Роспотребнадзор просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, и поддержал свою позицию, изложенную в материалах дела.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области в период с 28 ноября 2007 г. по 26 декабря 2007 г. проведены внеплановые контрольно-надзорные мероприятия по соблюдению ОАО "РЖД" требований санитарного законодательства.
В ходе проверки установлены следующие нарушения санитарного законодательства:
- не разработан проект организации, озеленения и благоустройства санитарно-защитной зоны;
- имеет место оказание негативного воздействия на среду обитания граждан, проживающих в непосредственной близости от локомотивного депо Черняховск, что подтверждается лабораторными исследованиями уровней шума на границе жилой застройки.
По результатам проверки составлен акт от 10.01.2008 года и протокол N 41 от 21 января 2008 г. об административном правонарушении.
24 января 2008 года Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей по Калининградской области вынесено постановление N 779 по делу об административном правонарушении, которым ОАО "РЖД" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. На Общество наложено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Основанием для привлечения к административной ответственности Роспотребнадзор указал на нарушение Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30.03.1999 года.
ОАО "РЖД" не согласилось с постановлением Роспотребнадзора и обратилось в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя Общества, апелляционный суд признал жалобу ОАО "РЖД" не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий влечет наложение административного штрафа или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в нарушении действующих санитарных правил.
Согласно статье 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами подразумеваются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
На основании указанного Закона и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554, введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), которые утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 30.03.2003 N 38.
В соответствии с пунктом 1.2 СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03 названные санитарные правила устанавливают гигиенические требования к размеру санитарно-защитных зон в зависимости от санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов, требования к их организации и благоустройству, основания к пересмотру этих размеров.
Пунктом 2.6 СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03 установлено, что предприятия, группы предприятий, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющиеся источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами. Санитарно-защитная зона - обязательный элемент любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Использование площадей санитарно-защитной зоны осуществляется с учетом ограничений, установленных действующим законодательством и указанными нормами и правилами. Санитарно-защитная зона утверждается в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам.
Из пункта 2.10 СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03 следует, что для действующих предприятий проект организации санитарно-защитной зоны должен быть обязательным документом.
Материалами дела подтверждается факт отсутствия на момент проверки проекта санитарно-защитной зоны у ОАО "РЖД", что является нарушением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившимся в несоблюдении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, и влечет ответственность по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктами 2.4, 4.1. Санитарных правил - СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации N 18 от 13 июля 2001 г., производственный контроль включает осуществление лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что меры по разработке проекта организации санитарно-защитной зоны локомотивного депо Черняховск и по проведению производственного контроля стали приниматься ОАО "РЖД" только после выданных Роспотребнадзором предписаний об устранении выявленных нарушений.
Общество в доказательство проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил путем проведения лабораторных исследований ссылается на протокол N 927 измерений шума от 18-26 декабря 2007 г. (л.д.69-96 т.1), однако Общество не учло, что названные исследования проведены в период проведения мероприятий по надзору за соблюдением санитарного законодательства. Устранение нарушения после его обнаружения не является обстоятельством, освобождающим от административной ответственности.
Доводы Общества о нарушениях государственного стандарта 23337-78 "Шум. Методы измерения шума на селитебных территориях и в помещениях жилых и общественных зданий" при составлении Роспотребнадзором протоколов измерений шума, исследовались судом первой инстанции и обоснованно отклонены, апелляционная инстанция не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
Проведение замеров шума без участия представителя Общества не является безусловным основанием для признания этих протоколов незаконными.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленные в ходе судебного разбирательства факты свидетельствуют об отсутствии обстоятельств объективной невозможности соблюдения Обществом норм и требований санитарного законодательства.
Суд первой инстанций обоснованно пришел к выводу о наличии вины ОАО "РЖД" в нарушении санитарных правил и нормативов, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 27 марта 2008 года по делу N А21-848/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета ОАО "Российские железные дороги" излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-848/2008
Истец: ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Калининградская железная дорога, ОАО "Российские Железные Дороги"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей по Калининградской области